Хлеб — по себестоимости, рай — по распродаже: наценку торговых сетей на товары предложили ограничить до 15%
Как гениальные депутаты спасают экономику от прибыли
Вот и наступил тот счастливый день, о котором мы все так долго мечтали. В российскую экономику, изнывающую от засилья здравого смысла и рыночных отношений, наконец-то пришёл Человек с Большой и Доброй Дубиной. Депутаты от «Справедливой России», сбросив розовые очки, сквозь которые они разглядывали цены в магазинах, предложили поистине гениальный способ борьбы с инфляцией: законодательно запретить ей быть.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Нобелевская_премия#/media/Файл:Nobel_Prize_Medal.jpg
Идея, достойная Нобелевской премии по экономике, проста, как мычание: ограничить торговые наценки волшебными 15%. Всё гениальное — просто! Зачем разбираться в сложных цепочках: кредиты под 16,5%, аренда, растущая как на дрожжах, логистика, налоги, зарплаты, свет, вода, ассортимент? Это всё происки жадных капиталистов! Оказывается, рост цен обусловлен не макроэкономическими условиями, а «целенаправленным завышением стоимости». Просто однажды владелец сети проснулся злодеем и сказал: «А не задрать ли мне цены на капусту на 200%? Пусть народ поскрипит зубами!»
Читаешь пояснительную записку к законопроекту — и дух захватывает от смелости мысли. Журналистские расследования, вещь, безусловно, более релевантная для экономической политики, чем отчёты Росстата, наконец-то открыли правду: магазины хотят зарабатывать! Шок, сенсация, надо срочно остановить это безобразие.
Особый цинизм (или блестящая ирония?) заключается в том, что инициатива, по данным «Известий», подготовлена в соответствии с поручениями президента о стабилизации цен. Вот уж действительно, лучшее — враг хорошего. Зачем стабилизировать, если можно просто приказать быть стабильным? Скоро, глядишь, поручат отменить гравитацию, чтобы яблоки с вишнями не падали, а дешевели прямо на ветке.
Но самое восхитительное — это реакция так называемых «участников рынка». Эти вредные люди осмеливаются задавать неуместные вопросы: «А аренду снижать кто-то будет? А расходы на электричество? А налоги?» Какая мелочность! Какая приземлённость! Когда депутаты творят историю, вводя экономику в райские кущи планового распределения, они говорят о каких-то киловаттах и квадратных метрах. Неужто непонятно, что после введения лимита арендодатели, банки и энергетики, устыдившись, тут же объявят акцию «Снижение издержек во имя справедливости» и подпишут соответствующие указы?
Давайте посмотрим правде в глаза, которую так тщательно игнорируют авторы законопроекта. Магазин — это не благотворительный фонд, а бизнес, который должен покрывать издержки и хоть что-то зарабатывать, чтобы развиваться и платить налоги. Если ставка кредита выше допустимой наценки, это не бизнес, это русская рулетка с финансовым расстрелом. Что произойдет на практике? О, это будет зрелище!
1. Ассортимент усохнет как шагреневая кожа. Зачем везти тот самый вкусный сыр или экзотический фрукт, если на него можно накрутить лишь 15%, не покрыв и половины логистических рисков? Прощайте, разнообразие. Здравствуй, унификация и тоска на полках.

2. «Социально значимые» товары станут мифом. Производители, видя, что магазинам невыгодно их продавать, либо перестанут их выпускать, либо будут изворачиваться, создавая «новую улучшенную» версию макарон по цене старой «невыгодной».
3. Магазины-убыточники закроются. Первыми под удар попадут небольшие сети и независимые магазины, у которых нет гигантских оборотов. Крупные ретейлеры выживут, но за счёт чего? Правильно, за счёт диктата над поставщиками, которым будут диктовать цены так, что те окажутся на грани выживания. Круг замкнётся.

В итоге мы получим не стабилизацию, а прекрасный новый мир дефицита, серости и чёрного рынка, где тот самый сыр будет продаваться из-под прилавка по тройной цене. Но разве это не та справедливость, к которой мы так стремимся? Все равны, все бедны, а полки хоть и пусты, зато морально чисты.
Остаётся восхищаться прозорливостью наших законодателей. Они не борются с симптомами, они лечат саму болезнь под названием «рыночная экономика». И их рецепт ясен: если реальность не соответствует показателям, надо не реальность менять, а показатели.
Пятнадцать процентов — и точка. Спасибо за заботу. Ждём с нетерпением следующих инициатив: ограничение скорости ветра для экономии на шубах и законодательный запрет зимы.
Фото: https://www.istockphoto.com/ru
Источник: https://tass.ru/ekonomika/25548569
Может уменьшить количество посредников? 🙂
Слишком много посредников , вот и цены огромные!
Цены в магазинах переписываются ежечасно, так что узнать изначальную цифру уже невозможно. Всё равно обманут и сделают по своему.
Наценку 15% на какую цену ?
Интересно.