Священная война за наш кошелек:Граждане по-прежнему ищут лучшее соотношение цены и качества
Как банки и чиновники, рыдая от любви к потребителю, решили его окончательно спасти… от денег
В отечественной экономике наступил поистине исторический момент. На арену вышли благородные рыцари в сияющих доспехах – системные банки и ведомства – чтобы сразиться с огнедышащим драконом по имени «Маркетплейс», пожирающим, как выяснилось, не только конкурентов, но и саму основу финансовой стабильности. А мы, простые смертные, даже не подозревали, что живем на поле битвы титанов.

Сценарий этого высокобюджетного спектакля, достойного пера самого Сорокина, разворачивается на фоне лубочной картинки «рекордного скачка зарплат». Зарплаты, надо понимать, скачут где-то далеко – в статистических отчетах, вдохновляя чиновников на рапорты о победе над бедностью. А в реальной жизни граждане, как истовые археологи, продолжают раскапывать свои 35% доходов на еду – вечный, неистребимый признак «развивающегося», а не «развитого» государства. Это вам не какие-то жалкие 8-15% в тех самых, с позволения сказать, «развитых» странах. У нас тут особая духовная скрепа – скрепа макаронами по-флотски.

И вот, на этом благодатном фоне, разгорается битва. С одной стороны – традиционная экономика, где роли расписаны на десятилетия вперед, а инновации – это когда «СберСпасибо» вместо «СберСпасибо-Муррррр». С другой – дикие цифровые орды маркетплейсов, которые осмелились предложить населению то, о чем оно с удовольствием пользуется: скидку.

Пункт первый, или Слеза ребенка как орудие конкурентной борьбы.
Банки, эти верные стражи наших финансов, внезапно прозрели. Они обнаружили, что скидка при оплате картой «своего» банка – это страшное, недобросовестное зло. Это вам не их родные, теплые, «честные» программы лояльности, где кешбэк можно получить, совершив оборот вокруг Луны и оформив три кредита. Нет! Это – подлое принуждение хранить деньги в неправильных банках!
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина, с лицом, выражающим гражданскую скорбь, вещает: нельзя использовать разную цену в зависимости от способа оплаты, ибо возможны злоупотребления. О, божественный перл! А единая цена, установленная картельным сговором офлайн-ритейла, – это, видимо, верх рыночной добродетели? А банковские комиссии, вшитые в стоимость каждого товара в «физике», – это священная корова, которую нельзя тронуть?

Логика банкиров прозрачна и прекрасна в своем цинизме: «Мы не против скидок. Мы против того, чтобы эти скидки делали не мы». Их предложение гениально в простоте: запретить маркетплейсам инвестировать в снижение цен. Просто взять и запретить. Рыночные методы? Конкуренция? Не, не слышали. Лучший способ выровнять условия – это отрубить всем руки, чтобы никто не мог махать ими активнее других.
Основатель Wildberries Татьяна Ким, в свою очередь, бьет в набат: цены взлетят на 15-20%! Миллионы россиян, особенно из регионов, где выбор – это «магазин у дома» с тройной наценкой или почта с посылкой за месяц, лишатся единственного окна в мир доступных товаров. Но кого волнуют слезы какого-то провинциала, когда на кону – доля рынка платежной системы «Тинькофф»?
А в кулуарах Telegram-каналов эксперты, потирая руки, шепчут: «А скидки-то фейковые! Это продавцы платят комиссии, а маркетплейсы их потом вам возвращают в виде скидки!» Браво, Шерлок! А в офлайне, выходит, аренда в золотом квадрате, полки суперпремиум-формата и армия мерчандайзеров оплачиваются из кармана феи-крестной? Конечно, нет. Они закладываются в цену точно так же. Просто маркетплейс делает этот процесс наглядным и дает потребителю хоть какой-то шанс на выгоду.
Пункт второй, или Налоговое бдение: ищем недостающий триллион.
Тут в бой вступает тяжелая артиллерия – Минфин и лично Герман Греф, которому, цитируем, «неприятно». Ему неприятно! Вот оно, человеческое измерение большой экономики. Оказывается, маркетплейсы «не доплатили» 1.5 триллиона рублей налогов. Цифра, выуженная из кармана магистра Йоды, не подлежит сомнению.

Дико, конечно, что бизнес минимизирует налоговую нагрузку. Впервые в истории! Никто и никогда в нашем нефтегазовом налоговом раю не использовал схемы для оптимизации платежей. Только коварные маркетплейсы. Wildberries скромно парирует: наша налоговая нагрузка выше, чем у офлайн-сетей. Но кто будет слушать какие-то цифры, когда есть священное право «системного» игрока чувствовать себя ущемленным?
Министр финансов Антон Силуанов с суровым видом объявляет, что «есть над чем поработать». И мы верим! Работа закипит. В результате которой единственным ощутимым результатом для бюджета станет рост акцизов на сигареты для восполнения выпадающих доходов, а для потребителя – очередной виток цен.
Эпилог, или Светлое будущее экономики предложения.
Пока титаны ломают копья, простой потребитель, о чьих интересах так пекутся все стороны, продолжает свое жалкое существование. Он, неблагодарный, ищет лучшее соотношение цены и качества. Он сравнивает ценники, ловит акции, копит бонусы. Он не оценил «рекордный скачок зарплат», предпочитая ему реальную, а не статистическую корзину.
Бизнесмен Олег Дерипаска, наблюдая за этим, рисует утопическую картину: а что, если деньги граждан перетекут в банки маркетплейсов, и те начнут финансировать производство? Мы запустим, наконец, «экономику предложения»! Мечта! Правда, для этого нужно, чтобы эти банки финансировали что-то, кроме потребительского кредитования под бешеные проценты, но это уже детали.

Итог печален. В этой войне за сферы влияния, прикрытой фиговым листком заботы о населении, нет правых. Есть системные игроки, борющиеся за сохранение ренты. И есть цифровые игроки, борющиеся за свою долю этой ренты. А потребитель с его вечными 35% на еду – это просто разменная монета, статист на поле боя, которому с высоких трибун объясняют, что очередное подорожание – это и есть проявление высшей формы заботы о его благосостоянии.
Развиваемся, как видим, стремительно. Прямо в тартарары.
Источник: https://www.ng.ru/economics/2025-11-23/1_9385_price.html
Изображения: https://www.istockphoto.com/ru
Сердечная забота властей и барыг о народе стала фатально удушающей.
Спасибо за публикацию.
Потеряем единственную возможность съэкономить........
Честно говоря, «кошельки «мне погоду не делают, но Сбера стало много
В 90 конкурирующие группировки терли тему в "тихом месте" по правилам "кто выжил тот и прав", сейчас то же самое только в масштабах страны, о самой рыночной экономике и потребителе реально никто не вспоминает.