Армяно-азербайджанский конфликт: столкновение цивилизаций?
Здравствуйте товарищи и господа!
Однобокая подача информации в отечественных СМИ, честно говоря надоела, поэтому решил немного разбавить ее переводами с открытых западных СМИ. Все публикации и заключения экспертов снабжены указанием источников информации (что бы не было криков что вы все врёте). Обсуждения приветствуются, но только здравые и обоснованные. Предупреждаю заранее индивидуумов с осеним обострением ПГМ и КГМ, буду удалять!
В связи с тем, что к предыдущей статье в комментариях появились вопросы. Попытаюсь осветить данным переводом.
Армяно-азербайджанский конфликт: столкновение цивилизаций?
Рагим Рагимов
Премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал продолжающиеся военные действия в Карабахе столкновением «цивилизационного фронта» (Facebook****.com/nikol.pashinyan , 1 октября). Боевые действия между Арменией и Азербайджаном из-за Карабахского региона и прилегающих провинций снова вспыхнули 27 сентября, что привело к самому тяжелому насилию там с момента подписанного Россией в 1994 году соглашений о прекращении огня (см. EDM, 28 сентября, 1 октября). Одним из наиболее заметных аспектов нынешней эскалации (а также за несколько недель до нее) были взаимные обвинения противоборствующих сторон в том, что якобы религиозно мотивированные наемники были ввезены в зону конфликта (см. EDM11 сентября). Подобные обвинения возрождают дискурс «столкновения цивилизаций» по поводу конфликта «христианская Армения» против «мусульманского Азербайджана», который в той или иной степени был подхвачен различными крупными международными СМИ.
Суверенные претензии Баку на Карабах и прилегающие к нему оккупированные территории остаются твердыми с точки зрения международного права, четырех резолюций Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, подтверждающих неприкосновенность государственных границ Азербайджана, а также истории конфликта (см. EDM, 2 октября, стр. 2017 г. и 4 мая 2020 г.). Стратегия Еревана, напротив, в значительной степени была направлена на то, чтобы сместить дискурс о конфликте на отдельные и часто более эмоциональные проблемы, которые широко обсуждались его влиятельной диаспорой по всему миру. Частично это повествование основано на том, что Армения давно позиционирует себя как колыбель христианской цивилизации и первое христианское государство (Armenpress.am , 6 апреля 2017 г.).
Теоретические истоки дискурса о столкновении цивилизаций по карабахскому конфликту можно проследить непосредственно до знаменитой книги Сэмюэля Хантингтона « Международные отношения» 1993 года. Статья «Столкновение цивилизаций?» в котором армяно-азербайджанская война служит одним из ориентиров для развития его диссертации. Хантингтон называет Турцию и Азербайджан «религиозными […] братьями», причем первая страна поддерживает последнюю (Foreign Affairs , лето 1993 г.). Но его аргумент заметно не учитывал как минимум два несоответствия. Во-первых, семантически «братья» в данном случае вряд ли применимо: с религиозной точки зрения Азербайджан более тесно связан с Ираном, поскольку обе страны являются странами с шиитским большинством, в отличие от Турции с преобладанием суннитов. Более того, Иран, возможно, является вторым по значимости сторонником Армении после России (см. EDM от 30 января 2017 г. и 15 октября 2018 г.). Во-вторых, поддержка Баку со стороны Турции во время войны в Нагорном Карабахе в начале 1990-х годов практически отсутствовала или была незначительной. Действительно, наиболее про-турецкий президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей публично выразил разочарование по турецкому телевидению в 1993 году, сетуя на то, что Анкара даже не предложит его стране пару вертолетов для эвакуации мирных жителей Азербайджана из неизбежного вторжения армян в провинцию Кельбаджар (YouTube , октябрь 7, 2016). Сегодня моральная или политическая поддержка Турции основывается больше на реальной политике и национальных интересах Анкары. Остальное в основном риторика. И, как признает сам Хантингтон, религиозные верования формируют идентичность, но не определяют национальные интересы, тем более поведение государства.
29 сентября премьер-министр Пашинян заявил по российскому государственному телевидению, что турецкий истребитель F-16 вылетел из Азербайджана и сбил армянский Су-25. В том же выступлении по телевидению он повторил обвинения своего правительства в том, что иностранные исламисты борются на стороне Азербайджана. Это заявление перекликалось с ранее высказанными российскими СМИ утверждениями о том, что Турция перебросила боевиков из Сирии в Азербайджан (Russia.tv , 29 сентября). Российские государственные телеканалы широко распространяли эти репортажи, открыто осуждали Анкару и косвенно Баку и показывали в эфире экспертов, которые призывали к созданию российского зонтика ПВО над оккупированными территориями Азербайджана. Некоторые крупные западные СМИ присоединились к когорте российских и опубликовали эти утверждения без элементарной проверки фактов (BBC News - Русская служба, Reuters , RFE / RL , Hurriyyet Daily News , 30 сентября). При этом они упустили из виду утверждения Азербайджана о том, что Армения сама вербовала иностранных наемников для борьбы в Карабахе, что президент Армении Армен Саркисян публично признал в интервью телеканалу Al Jazeera (агентство Anadolu , 28 сентября; President.am , 1 октября). 5 октября президент Азербайджана Ильхам Алиев потребовал извинений от своего французского коллеги Эмануэле Макрона, который выдвинул аналогичные обвинения в отношении иностранных наемников, сражающихся на стороне Азербайджана (Azertag.az , 5 октября).
Несмотря на то, что сообщения о сирийских боевиках, действующих в Карабахе, продолжают распространяться в средствах массовой информации, эти сообщения по-прежнему трудно подтвердить, а доказательства сомнительны. Одним из наиболее часто цитируемых источников этого утверждения был отчет Сирийской обсерватории по правам человека (SOHR), однако его выводы обычно неверно трактовались. Прежде всего, в заявлении SOHR отмечается, что, по словам его источников, сирийские наемники также присоединились к армянским силам в Карабахе. И еще больше подрывая нарратив о конфликте «столкновение цивилизаций», SOHR явно заявляет, что иностранных боевиков привлекали в зону боевых действий в первую очередь по экономическим, а не религиозным причинам (Syriahr.com , 30 сентября).
Анализ 2008 года, проведенный Майклом Таарнби, научным сотрудником Датского института международных исследований, пришел к выводу, что присутствие исламистов в Азербайджане было нежелательным для властей, и на самом деле в 1990-х годах, когда азербайджанская армия была слабой, иностранные боевики хотели воевать в Карабахе «за золото, а не за Бога». Конфликт носит «гораздо более этнический, националистический и территориальный характер, чем религиозный» (Realinstitutoelcano.org , 5 сентября 2008 г.). Онлайн-и офлайн-обращение карабахского конфликта к религиозно мотивированным иностранцам по-прежнему практически отсутствует, и практически отсутствуют доказательства, которые могли бы напоминать стайку некоторых религиозно мотивированных христиан на Балканы или мусульман в Чечню в 1990-х годах (Foreign Policy , 24 мая, стр. 2019).
Однако нарративы, распространяемые многими международными СМИ, убедили часть азербайджанской общественности в широко распространенной проармянской предвзятости в западных новостях, якобы основанной на «христианской солидарности» с Арменией. И это общественное мнение все чаще распространяется на международные органы управления, которым поручено посредничество в карабахском конфликте, в первую очередь на Минскую группу Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), три сопредседателя которой (Франция, Россия и Соединенные Штаты) быть государствами с христианским большинством. А именно, в начале сентября президент Франции Эммануэль Макрон заявил: «Я говорю Армении и армянам, Франция сыграет свою роль», чтобы помешать Азербайджану вернуть свои оккупированные территории. В ответ на такие заявления Баку иногда призывает к «исламской солидарности» в этом вопросе.President.az , 30 сентября; France24, 7 сентября).
Тот факт, что шиитско-мусульманский Иран более тесно связан с Арменией, в то время как его сосед с шиитским большинством, Азербайджан, поддерживает стратегическое партнерство с Израилем, является сокрушительным аргументом против дискурса о столкновении цивилизаций по карабахскому конфликту. Война по своей сути религиозна ни для Армении, ни для Азербайджана (см. EDM , 30 января 2017 г.; Tagesschau.de , 4 октября 2020 г.). Тем не менее, склонность некоторых иностранных игроков видеть это через цивилизационную парадигму Хантингтона побуждает Азербайджан и Армению использовать такое международное отношение для продвижения своих позиций.
13 октября 2020 г.-- Том 17, Выпуск 142
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты