Болдаков Александр Олегович
Болдаков А. О. Подписчиков: 12

Чем отличается проверка качества товара от его экспертизы?

366 дочитываний
3 комментария
Эта публикация уже заработала 18,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сразу к делу!

Допустим, вы приобрели телефон, и он сломался во время эксплуатации. Вы пришли в магазин, обратились к продавцу, и вам сообщают, что требования о возврате денежных средств/его замене подлежат удовлетворению лишь после проведения проверки качества приобретенного вами товара.

В двух словах: проверка качества товара – это действия продавца для установления факта наличия либо отсутствия в товаре заявленных недостатков, а также выяснение причин их возникновения (производственный брак по вине потребителя).

Что говорит закон?

Стоит отметить, что желание продавца провести такую проверку является законным. Согласно п. 5 ст. 18 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон № 2300-1), продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Что же из себя представляет такая проверка? По большому счету ничего, условно вы указали: телефон быстро разряжается, не держит заряд. Продавец в большинстве своих случаев производит сброс телефона до заводских настроек и отдает такой телефон обратно потребителю со словами "Недостатков не обнаружено, извините, требования ваши не подлежат удовлетворению".

Что же делать дальше? Требовать проведение экспертизы.

Экспертиза товара проводится в случае несогласия потребителя с результатами проведенной проверки качества товара. Но здесь есть свои нюансы, если в результате экспертизы товара будет установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы: проверка качества товара является правом продавца, и она проводится бесплатно в рамках гарантийных обязательств, при этом такая проверка может быть проведена лично продавцом без привлечения авторизированных сервисных центров и по большому счету может быть проведена халатно, а может и вообще продавцом не проводиться. А в случае проведения такой проверки в сервисном центре, такой центр может принадлежать продавцу, что в свою очередь может сказаться на ее результатах.

Экспертиза товара проводится специалистами, независимыми экспертами, и сомневаться в ее результатах в 99% случаях нет оснований. Однако для потребителя в таком случае могут возникнуть обязательства по ее оплате в случае признания товара надлежащим, либо же если по вине самого потребителя были вызваны в товаре недостатки (например, потребитель уронил телефон).

Также хотелось бы отметить, что потребитель может самостоятельно провести экспертизу товара и выбрать экспертную организацию, которая будет ее проводить. Однако в таком случае потребитель будет обязан уведомить продавца о дате, времени и месте ее проведения, в противном случае результаты такой экспертизы будут признаны недействительными.

И напоследок хотелось бы добавить о присутствии потребителя при проведении проверки качества и проведении экспертизы. Потребитель, если изъявит свое желание участвовать в их проведении, должен написать заявление в адрес продавца с таким требованием, однако если продавец решит проводить проверку или экспертизу товара в другом городе, то оплачивать проезд потребителя до места ее проведения он не обязан, потребитель за свой счет добирается до такого места.

Закон о защите прав потребителей имеет очень много нюансов, которыми пользуются продавцы и зачастую вводят потребителей в заблуждение или попросту их обманывают.

Если у вас имеется интерес про возможные хитрости продавца при передаче товара на проверку качества, с удовольствием напишу про это отдельной статьей.

3 комментария
Понравилась публикация?
26 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Болдаков Александр Олегович
Комментарии: 3
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
Тайный покупатель Светлана
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 1769
11.09.2021, 12:31
Александров

А можно ссылку на закон, где покупатель обязан сообщить о времени и месте проведения экспертизы.

Что, если я сделала экспертизу в легальной конторе, не предупредив о дате и времени, экспертиза не действительна!?

+1 / 0
картой
Ответить

Нет такого закона, просто письменно сообщаете о проведении экспертизы.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Переобулся — и попал на ремонт. Кто виноват?

Сезон “переобувки” — как экзамен для водителей и шиномонтажей одновременно. Кто-то спешит, кто-то экономит, кто-то клянётся “мы всё сделали по ГОСТу”, а потом начинаются сюрпризы: царапины на дисках,...

Как страховые делают вид, что бампер стоит 3000 рублей — и что с этим делать

Если вы хоть раз попадали в ДТП, то знаете этот квест: сначала авария, потом экспертиза, потом — долгожданная СМС от страховой. И вот вы стоите рядом с помятым бампером, с этой цифрой в телефоне и чувством,...

Запрет навязывания дополнительных товаров и услуг без отдельного согласия потребителя

В 2025 году российское законодательство о защите прав потребителей при онлайн-покупках претерпело важные изменения. Это напрямую затрагивает всех, кто совершает заказы в интернет-магазинах и на маркетплейсах.