История новогодний ёлки в России.
Краткое содержание:
Дед Мороз, Снегурочка, подарки и мандарины. И ёлка. Сегодня невозможно представить Новый год и Рождество без этой пушистой красавицы. Казалось бы, ёлка с самого начала своего существования была праздничным зимним деревом, однако это не так.
Специально для Культурологии корреспондент МОСГОРТУРа поговорил с экспертами Музея Москвы и узнал, какие трудности преодолела ёлка в России перед тем, как стать главным деревом зимних праздников.
Ёлка, как символ кладбища и кабака
Дерево смерти, проводник в мир мертвых и «украшение» могильников — традиционный образ ёлки у русского народа, существовавший до XVII века, не совсем совпадал с современным праздничным представлением о дереве. Между двумя ёлками хоронили самоубийц, хвойные ветки бросали на дорогу на кладбище, лапами дерева укрывали могилу зимой, а где-то вообще запрещали сажать ели около дома — опасались смерти мужчин. Потусторонняя символика отражалась и в устном народном творчестве, даже одно из имен черта звучало как «ёлс».
Переход ёлки на «светлую сторону» начался в петровскую эпоху. Царский указ 1699 года изменил систему летоисчисления – не с момента Сотворения мира, а от Рождества Христова — и перенес день «новолетия» с 1 сентября на 1 января. Рекомендации о том, как организовывать праздник, тоже прикладывались. Украшение столицы хвоей, запуск ракет и зажигание огней – основные пункты новогоднего предписания. Ёлка постепенно становилась символом праздника, но окончательно закрепиться в роли главного дерева Нового года ей пока мешали другие «колючие», разрешенные для украшения зданий, и расположение – петровский указ требовал ставить дерево не внутри помещения, а снаружи.
После смерти Петра I ёлочную традицию сохранили только питейные заведения. Именно по ёлкам, стоящим у ворот или на крышах, опознавали кабаки. Хвойные красавицы несли пост круглый год и уступали место своим сменщицам накануне следующего Нового года. За ёлочную особенность в народе кабаки стали называться «Иванами-ёлкиными» и просто «ёлками».
Царское благословение для рождественской ёлки
В России первые рождественские ёлки появились лишь в начале XIX века. Деревья на праздник ставили в своих домах петербургские немцы. Выходцы из Германии, для которых ёлка была символом Рождества, не собирались отказываться от своих традиций. Вот только процесс «ассимиляции» хвойной красавицы проходил довольно тяжело. В 20-30-е годы XIX века в дом дерево еще не пускали и воспринимали его как немецкую причуду.
Первопроходцем по «внедрению» ёлок в России считается Николай I — в конце 30-х рождественское дерево появилось при дворе государя, не без участия его немецкой супруги. Пример царской семьи оказался заразительным, и ёлка проникла в дома столичной аристократии. Однако позволить себе рождественское чудо могли немногие — цена полностью украшенной ёлки достигала 200 рублей. Тогда за 350 рублей семья могла «нанять» крестьянскую избу на год! Ёлочный ажиотаж захватил Петербург к середине 40-х годов XIX века. О ёлках писали в журналах и газетах, дерево появилось в домах у простого населения, а к концу десятилетия их начали продавать на праздничных ярмарках.
Ёлка стала обязательной — все учреждения от детского сада до завода должны были проводить новогодние мероприятия по заранее одобренным сценарию и программе. После Великой Отечественной войны идеологизация праздника усилилась — книжки с инструкциями Сталина к Новому году выпускали миллионными тиражами. Резко возросло производство ёлочных игрушек и украшений, но не простых, а правильных и нужных. Красноармейцы, дирижабли и подводные лодки отражали успехи и силу страны. Смысловое содержание игрушек утверждали специально созданные при заводах комитеты и комиссии.
В 90-е годы XX века ёлка освободилась от политической окраски. Пройдя через войны и смену власти, она смогла сохранить себя как «дерево радости и чуда». Современная ёлка — символ семейного торжества и сказки. Это символ праздника. Пускай и новогоднего, а не рождественского.