День мучителя. Советское образование не лучшее в мире? В чем причина тотальной безответственности и безынициативности?
Краткое содержание:
В этот праздничный день хотелось бы вдоволь покритиковать систему образования, которая трансформировалась из советской в российскую, не избавившись от главных проблем и дефектов. Некоторые из основных моментов хочу осветить и прокомментировать.
1. Выгорание преподавателей, профессиональная деформация личности
На четвëртом курсе педагогического университета, воодушевлëнный идеями и возможностями гуманистической психологии, я поспешил устроиться в школу, дабы внедрять прогрессивные методы и разъяснить преподавателям и детям, что возможно работать, обучаться и жить с удовольствием.
Меня переполняли эмоции от тех открытий, которые мне удалось совершить за годы обучения, преодолеть многие собственные психологические травмы и искажения восприятия действительности. Очень хотелось, как можно скорее поделиться этими невероятно важными знаниями с другими людьми, сделать их такими же счастливыми, как я теперь!
Бюджетная школа, в которую мне удалось устроиться на должность педагога-психолога, была очень старая, ещë советской постройки, без капитального ремонта. 80% преподавателей преклонного возраста, 55+. Люди настолько выгоревшие и профессионально деформированные, что в их присутствии становилось неуютно и некомфортно даже мне, взрослому человеку. Этот оценивающий критический взгляд из-под очков, кажется, прожигает насквозь.
Конечно, воплощать мои идеи, предоставлять свободу творчества детям, проявлять к ним больше уважения и участия никто не спешил. В лучшем случае все мои призывы и предложения игнорировались, в худшем оборачивались скандалом.
Я всë больше осознавал, что эта борьба с ветряными мельницами бессмысленна. Они привыкли предыдущие 35 лет орать на учеников и называть их идиотами и так дальше продолжат несмотря ни на что.
Руководство полностью поддерживает своих опытных сотрудников, а я для них был скорее как заноза со своим энтузиазмом. Есть модель, по которой они работают десятилетия, пусть она не лучшая, но проверенная. И вообще, самое главное – отчитаться подобающим образом перед вышестоящим руководством. Предсказуемо, проработав один учебный год, я уволился, так и не сумев реализовать ни один задуманный проект.
На самом деле миссия учителя невероятно важная. Убеждëн, что именно преподаватели своей работой создают наше будущее. И если в школе с детьми работает агрессивный невротик, он заразит неврозом сотни, тысячи молодых и неокрепших умов.
Конечно, в оправдание учителей стоит отметить, что очень часто они вынуждены брать на себя огромную нагрузку, чтобы хоть как-то сводить концы с концами.
Кроме того, надо понимать, что у невротичных личностей слишком много жизненной энергии расходуется на внутренние конфликты, поэтому они не могут работать качественно и продуктивно. Позже это распространяется на все сферы нашей жизни. Дети, прошедшие обучение у таких преподавателей, с большой долей вероятности вырастут неэффективными сотрудниками и несчастливыми людьми.
2. Система оценки знаний
Система оценки знаний, которая является неотъемлемой частью нашей образовательной системы, на мой взгляд, себя полностью дискредитировала.
Ради чего ребëнок каждое утро приходит в школу? Чаще всего не потому, что он тянется к знаниям и ему действительно интересно. А потому лишь чтобы избежать порицания, заработать бонусы в виде цифр в дневнике.
По сути, сами знания особо не важны, важна только оценка. Вызубрить информацию, ответить и забыть навсегда, как что-то ненужное и бессмысленное. Именно поэтому большинство взрослых людей не могут ответить на элементарные вопросы школьной программы, они в школу ходили не за знаниями, а за оценками.
А Пастернака лучше изучать ради красоты слога и эстетического удовольствия, а не ради пятëрки в дневнике.
Кроме того, система оценивания порождает страх ошибаться. Ведь непременно в случае ошибки над тобой будут потешаться одноклассники, учитель будет оскорблять публично, а твоя не устоявшаяся и незафиксированная ещë самооценка обязательно упадëт куда-то на уровень плинтуса или ниже.
То есть людям с раннего детства прививают боязнь совершать ошибки, беспомощность и безынициативность. Страх брать на себя ответственность и быть индивидуальностью.
Во многом именно из-за неправильной организации образовательного процесса формируется дефицит креативных и эффективных кадров, которые необходимы для всеобщего развития и процветания.
3. Отсутствие уважения к младшим
Безусловно, культ уважения и слепого поклонения старшим имеет сакральное значение и не может быть поставлен под сомнение. Преподаватели, родители и прочие взрослые с удовольствием пользуются подобным положением дел.
- "Ты как со старшими разговариваешь!"
- "Мне, между прочим, не пятнадцать лет!"
- "Я старше, мне лучше знать!"
- "Доживëшь до моих лет, тогда поговорим!"
Чистой воды манипулятивные фразы, с которыми каждый хотя бы раз в жизни сталкивался. Самое интересное, что они великолепно работают, особенно с детьми, на подсознательном уровне зарождают чувство вины, определëнные сомнения в своей позиции, даже если она тысячу раз верная и аргументированная. Это своеобразная невербальная стена, которой взрослый от ребëнка отгораживается, и конструктивный диалог далее невозможен.
Манипуляция возрастом – одна из простейших топорных и примитивнейших. Последствия для детской формирующейся психики могут быть печальные. Ребëнок привыкает, что он не важен, его мнение заведомо глупое и ничтожное.
Не подумайте, что я призываю грубить старшим и не уважать их, ни в коем случае. Я хочу перенести этот вопрос в несколько иную плоскость.
Уважать необходимо любого человека, вне зависимости от возраста, пола, расы, национальности, конфессиональной принадлежности и прочих особенностей. Исходя из этого хочу обозначить проблематику как отсутствие уважения к младшим.
Эпилог
Итак, реформа образования – фундаментальная основа счастливого будущего страны, необходимо вырастить хотя бы одно психически здоровое поколение для нашего общего блага.
Учителей поздравляю с праздником, спасибо за ваш труд. Я надеюсь, что профессия педагога вскоре станет престижной и высокооплачиваемой, так чтобы был огромный конкурс при устройстве и постоянная необходимость и желание соответствовать высокому статусу.
Всем мира, добра и стабильно хорошего настроения!
Сколько литров в одном барреле?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты