Выплаты по ОСАГО могут заменить ремонтом для всех

Минэкономразвития (МЭР) предложило заменить выплаты по ОСАГО ремонтом для владельцев корпоративных автопарков. Об этом пишет «Коммерсантъ».
По информации издания, соответствующий отзыв поступил в ответ на инициативу министерства финансов о распространении меры на физических лиц. Как отметили в МЭР, «для обеспечения единообразия подходов и снижения рисков» преимущественные натуральные выплаты целесообразно применять также в отношении компаний.
Мнения экспертов по данному вопросу разнятся. По словам главы движения «Синие ведёрки», унификация подходов избавит предприятия от дополнительных бюрократических процедур. В то же время глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников, принцип установления приоритета в выплате ОСАГО некорректен и ущемляет права автовладельцев.
В апреле президент Владимир Путин поручил правительству к 1 октября разработать механизм компенсации по ОСАГО, при котором ремонт машины станет приоритетным в сравнении со страховыми выплатами. Ожидается, что это поможет в борьбе с мошенничеством в сфере техобслуживания и создаст новые рабочие места за счёт развития сети региональных автосервисов.
Учитывая, что денежных средств, выплаченных по ОСАГО страховыми компаниями, как правило, недостаточно даже для восстановления авто в обычных автомастерских, не говоря уже о ремонте авто у дилера, возможность замены денежной выплаты ремонтом (по желанию автовладельца) - положительная инициатива для автовладельцев. Но со стороны страховых компаний она вызовет активное противодействие. Страхование ОСАГО в настоящее время и так является убыточным, даже при условии занижения страховых выплат. Полагаю, что принятие таких изменений повлечет очередное увеличение стоимости полиса ОСАГО.
Полагаю, что принятие подобного законопроекта действительно может ущемить права автовладельцев.
Данная мера не является панацеей от мошенников, которые наживаются на выплатах по ОСАГО. Бороться с мошенничеством можно путем обращения в правоохранительные органы. У страховых компаний для этого есть средства, поскольку в штате компаний как правило есть и юристы и служба безопасности. Поэтому они в данном случае не являются какой-то слабой стороной, требующей защиты именно путем предлагаемых мер.
Пострадать в данном случае могут автовладельцы, поскольку будут "привязаны" к конкретному сервисному центру, в который необходимо будет обратиться в целях ремонта. Таким образом, автовладельцы будут лишены права выбора. Ни для кого не секрет, что в на станциях СТО есть свои способы зарабатывать, в том числе, "закрывая" те виды работ, которые по факту либо не производились, либо произведены в меньшем объеме, либо проведение которых не требовалось вовсе. Имея же денежную выплату по ОСАГО автовладельцы имеют возможность самостоятельно выбирать куда обратиться, в том числе и в проверенные с их точки зрения станции техобслуживания.
Инициатива МЭР имеет здравый смысл, однако без разработки и утверждения таких процедур, как аккредитация СТО страховыми компаниями, экспертиза качества ремонта, и им сопутствующие, - является инициативой, порождающей целый ряд проблем. Основные из прогнозируемых на сегодняшний день проблем - это коррупционная составляющая и качество осуществленного ремонта. Страховые компании либо будут создавать свои дочерние СТО, на которых ремонт будет дешевым и не всегда качественным, либо будут выдавать аккредитацию тем СТО, с которым достигнут определенных договоренностей.
В свете изложенного, представляется необходимым не только внести изменения в законодательство об ОСАГО, но и разработать и утвердить целый ряд сопутствующих алгоритмов, создав цельную процедуру, регламентирующую действия и обязанности как страхователей и страховщиков, так и ремонтных и экспертных предприятий.
Следует согласиться с мнением главы Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова в том, что принцип установления приоритета в выплате ОСАГО некорректен и ущемляет права автовладельцев.
В силу экономической и правовой сущности страхования, страховая выплата направлена на компенсацию ущерба владельцу имущества, причиненного в результате страхового случая. При этом данный механизм не предполагает обязанность собственника имущества, которому причинен вред, это имущество восстанавливать. Зачастую собственник может не хотеть пользоваться восстановленным имуществом, вследствие чего ему проще его продать и купить новое. Восстанавливать данное имущество или нет - должен решать исключительно собственник. Обязательный ремонт на СТО, вместо выплаты компенсации проведет к затягиванию процесса возмещения нарушенного права собственника, что еще больше будет нарушать его права.