Вопросы применения должностных инструкций (должностных обязанностей) работников воинских частей и организаций (военных комиссариатов) Минобороны.

119 дочитываний
10 комментариев

Поводом для данной публикации послужил вопрос работника военного комиссариата о так называемом «распределении обязанностей» среди работников, когда военный комиссар военного комиссариата муниципального (ВКМ):

-При приеме на работу «напехал» в должностные инструкции отдельных работников обязанности по другим должностям, сам утвердил, естественно, требует в дальнейшем их выполнения на том основании, что работник при приеме на работу подписал данные должностные инструкции и согласился с возложенными обязанностями.

-При необходимости меняет положения должностных инструкций, основываясь на том, что в доверенности, выданной военным комиссаром субъекта (ВКС, что относится к ВКС справедливо и для командира воинской части), ему предоставлено право утверждать должностные инструкции, вносить в них изменения и дополнения. Причем изменения вносятся, когда захочется, без всяких сроков уведомления и т.п.

-«Перераспределяет» обязанности между работниками, занимающих разные должности по своему усмотрению, включив в должностную инструкцию положение о том, что «военный комиссар имеет право давать распоряжения в пределах всех должностей военного комиссариата».

Таким образом, ВКМ заставляет работать за своих «приспешников», за жен дружков, за своих собутыльников, за откровенных бездельников, за бездарей – начальников и старших помощников ВКМ и т.п. Самое интересное, что об этом, естественно, должно быть известно ВКС и другим руководителям, как минимум, начальнику юридического отдела, но, несмотря на это, судя по всему, данное самоуправство поощряется.

Так, трудовой договор с работником заключает ВКС, который на основании приказа №3910-2012 г. является представителем Минобороны РФ, исполняющий полномочия работодателя в отношении работников военного комиссариата.

Правом передоверять (передавать) кому-либо полномочия работодателя ВКС ни одним приказом не наделен, в т.ч. приказом №3910, т.е. ВКС не имеет передоверять права работодателя, уполномочивать кого-либо правами работодателя путем издания своих приказов, выдачей доверенностей и еще каким-либо образом. Никого, кроме лица его замещающего на время отсутствия ВКС на законных основаниях.

В соответствии с п. 9 Положения о военных комиссариатах (Указ Президента РФ №1609-2012) ВКМ является руководителем структурного подразделения военного комиссариата субъекта, не имеющий никаких полномочий работодателя – это просто начальник отдела (непосредственный начальник), обязанность которого организовать работу военного комиссариата муниципального в соответствии с руководящими документами вышестоящего руководства и не больше, не обладающий организационно-распорядительными функциями (о понятии организационно-распорядительных функций см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 №19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий").

Таким образом, основная задача ВКМ состоит в организации выполнения руководящих документов вышестоящего руководства без наличия права самостоятельно определять какие-либо права и обязанности подчиненного личного состава вверенного структурного подразделения (военного комиссариата муниципального).

В соответствии с пп. 4 п. 21 Положения (Указ №1609-2012) ВКС определяет обязанности личного состава военного комиссариата в соответствии с утвержденным штатным расписанием, но никак не ВКМ. ВКС, как работодатель, НЕ вправе самостоятельно по своему усмотрению определять трудовую функцию работника и его обязанности, т.к. обязан при этом учитывать руководящие документы Минобороны РФ и положения штатного расписания, т.е. «кроить направо и налево» должности и их обязанности компетенции не хватает.

Штатное расписание военных комиссариатов утверждается ГШ, соответственно должности и требования к ним, установленные в штатном расписании – это исключительная прерогатива ГШ, но не ВКС. ВКС заключает трудовой договор исключительно в соответствии с утвержденным ГШ штатным расписанием, а согласно должности в штатном расписании определена трудовая функция по данной должности.

Трудовая функция (ч. 2 ст. 57 ТК РФ) — это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации.

Трудовые обязанности определяются конкретным видом работ, и если возникает необходимость включить новые обязанности или уточнить старые, что ранее не было учтено в должностной инструкции, то не может меняется должность, профессия, квалификация, специальность работника.

Запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).

Т.е. возможно уточнить обязанности или их дополнить только в рамках данной должности. Все остальное – работа, не обусловленная трудовым договором.

Также, необходимо помнить, что работа при совмещении обязанностей не требует внесения изменений в должностные инструкции и регулируется на основании приказов работодателя и соглашений с работником. Помнить – чтобы исключить, когда «ты пока за него немного поработай, для этого мы тебе внесем изменения в должностные», а впоследствии работник «тащит» эти должностные «до конца дней своих».

Никакого «перераспределения» обязанностей ничем не предусмотрено. «Перераспределение» может выражаться, например, следующим образом: при наличии 4 должностей помощников начальника отделения, круг обязанностей по данным должностям составляет, например, следующее: набирать документы, распечатывать, носить на подпись, забирать после подписи, то в данном случае ВКМ может «распределить» в целях эффективной организации работы все 4 обязанности между помощниками, как каждому по одной, так и всем сразу или еще как-то, но не имеет права, например, заставить выполнять помощника работу за старшего помощника по финансово-экономической работе, т.е. по другой должности с изменением трудовой функции.

Если в должностную инструкцию помощника добавить, ведение бухгалтерского учета, это уже конкретное нарушение, поскольку в трудовую функцию помощника данная работа не входит. Получится, что работник выполняет обязанности, предусмотренные по двум разным должностям, а при введении проф. Стандартов - двумя профессиональными стандартами.

Часто приводится следующий пример: возложение на юрисконсульта ранее не выполнявшихся им обязанностей по ведению судебных дел организации (т.е. обязанностей, непосредственно вытекающих из его должности, образования и квалификации) не является изменением его трудовой функции, в то время как вменение ему обязанностей по ведению бухгалтерского учета будет таковым.

Обязанности по другой должности помощник может выполнять только при наличии его согласия, выраженного в заявлении (рапорте), дополнительного соглашения (хотя бы приказа о возложении обязанностей) о выполнении обязанностей по вакантной должности или на время отсутствия другого работника с обязательным установлением доплаты.

Несмотря на какие-либо уверения вашего руководства, если должностной инструкцией определены другие, расширенные обязанности по должности, то фактически происходит изменение условий трудового договора, которое согласно ст. 72 ТК РФ должно оформляться дополнительным соглашением.

Причем доплата устанавливается из экономии фонда оплаты труда, но никак не из премии по приказу №1010-2010, как иногда практикуется, т.е. «ты поработай, а мы тебе из №1010 добавим», что является абсолютно неправомерным.

Утверждение должностных инструкций ВКМ незаконно, как и внесение в них изменений и дополнений. Должностные обязанности работникам военных комиссариатов устанавливаются только ВКС, что и Минтруд подтвердил в своем приказе №225 н-2016, и только в соответствии с утвержденным штатным расписанием.

Внесение положений в должностные инструкции работника, затрагивающие обязанности по другим должностям, при приеме на работу является обыкновенным введением в заблуждение относительно обязанностей по должности, т.к. работник заключил при приеме на работу трудовой договор по определенной штатным расписанием должности, предусматривающей выполнение определенной трудовой функции. И не важно в данном случае, кто утвердил должностные ВКС или ВКМ – в любом случае данные положения должностной незаконны.

Также, предъявление (например, в суде или самому работнику) должностной инструкции в качестве подтверждения установленных обязанностей, отличающихся от обязанностей по должности, определенных в трудовом договоре, является доказательством не факта неисполнения работником положений должностной инструкции, а доказательством факта изменения трудовой функции работника, т.е доказательством нарушений со стороны ВКС или ВКМ, хотя работникам преподносят это, как доказательство нарушения самими работниками.

Положения должностной инструкции о том, что ВКМ или ВКС имеет право давать распоряжения о выполнении работы любым работником по любой из имеющихся в военном комиссариате должностей, никакого отношения к законности не имеет, что даже в комментариях не нуждается, т.к. любые указания, поручения ВКМ или ВКС должны быть только исключительно в рамках трудовой функции работника (по должности).

Опять же, неважно кем подобные должностные утверждены, т.к. нормы локальных нормативных актов (в т.ч. и устные указания), ухудшающие положение работников, не подлежат применению.

Согласие работника, как это предусмотрено трудовым законодательством, должно быть выражено в письменном виде, что может свидетельствовать о свободе достигнутого между работником и работодателем соглашения.

Если ВКМ приводит доводы, что работник фактически согласился исполнять вмененные ему обязанности по другим должностям, приступив к их выполнению, то опять же это не свидетельствует о наличии согласия на их исполнение, так как исполнение обязанностей работника в основном продиктовано необходимостью исполнения указаний ВКМ или ВКС с целью соблюдения трудовой дисциплины, да и просто страхом и боязнью перед руководством (этим и пользуются) или ввиду отсутствия определенных знаний (не только трудового законодательства, но и потому, что ничего, никогда не доводится, чтобы, как раз, работники даже не могли догадаться, кто и чем обязан заниматься).

Также, если увеличение объема должностных обязанностей не свидетельствует об изменении трудовой функции работника и вызвано причинами, связанными с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель вправе изменить должностную инструкцию работника без его согласия в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ.

Если же согласно новой должностной инструкции на работника возлагаются обязанности, изменяющие его трудовую функцию, такое увеличение объема должностных обязанностей работника должно происходить исключительно на основании соглашения сторон трудового договора. В данном случае для отказа от такого нововведения есть законные основания, а именно вменение обязанностей, не присущих должности, и ВКС или ВКМ не имеет права заставить подписать данный документ либо наказать за отказ от подписи.

Также, вы имеете право отказаться, если вам не устанавливают (приказом и только приказом!) доплату, т.к. на основании ст. 151 ТК РФ за дополнительный труд положена доплата и без ее предоставления вы можете дополнительные обязанности не исполнять, а на основании ст. 60.2 ТК РФ вообще отказаться от их исполнения. И никакое «азм есть Царь» у ВКМ или ВКС не действует.

Вместо того, чтобы поступить по закону, ВКМ может принудить выполнять или «давить на совесть» (кому-то надо выполнять данные обязанности, завалится работа в данном направлении, есть опыт работы).

Приведу несколько рассказанных ситуаций:

«У тебя начальник-дурак, а ты сможешь, ты же умеешь», но когда приходит премия, то почему-то дураком себя начинает ощущать именно работник.

При наличии на работе жён военнослужащих (не забываем ВКМ – бывшие военнослужащие) за них работают иногда другие работники годами!, а обязанности жён составляют: накрашивание ногтей, просмотр журналов моды, обсуждение собранных сплетен, хождение по коридору с надменным лицом.

Наличие дружка-собутыльника, который работать не может, т.к. всю рабочую неделю готовится к предстоящей рыбалке, поэтому за него работают другие.

Премия по приказу №1010 – вообще иногда представляет «шик» бессовестности. Уже о подобном неоднократно писали, но все же приведу. Выделил Министр 5000 по приказу №1010. Работнику - «за него и него и еще за неё работнёшь – набавим. Честно слово!». Приходит работнику премия 3000. Работник спрашивает, а что всего 3000, я же еще за четверых работал? Ему – «Обещали-сделали! Ну не 1000 же дали, набавили ведь еще 2000 сверху, за каждого по 500». И это считается в порядке вещей. Ужас!

Отдельно необходимо сказать про воинские части, где до сих пор не могут понять, что работник не военнослужащий и ничего стойко переносить не обязан, тем более слепо исполнять приказы. Если военнослужащий не имеет права не выполнить незаконный приказ (потом обжалует), то работник не имеет права его выполнять. Также, не должен и не обязан работник исполнять работу, в т.ч. документы за военнослужащих, оставаясь «на чуть-чуть» (с 18.00 и до того, как Луна взойдет или как Солнышко встанет) после работы. Причем отдельные военнослужащие привыкли руководить (некоторые от слов «руками водить» и не более), а не исполнять, и иногда разработку даже серьезных документов «скидывают» на гражданский персонал, отношения к тому не имеющий.

Весь этот «бардачок» не что иное, как неспособность отдельных руководителей организовать эффективную работу подчиненного личного состава по исполнению руководящих документов, хотя есть и ряд объективных причин. Чтобы избежать подобного, необходимо просто организовать работу в соответствии с действующими нормативными документами, не заниматься самоуправством, а вышестоящему руководству незамедлительно пресекать даже малейшие намеки на подобные нарушения.

В отдельно взятых случаях подобных нарушений работникам необходимо защищать свои права, а не тащить всех имеющихся бездельников на своих плечах, т.к. они на вас «едут» и посмеиваются, пересчитывая денежки в своих карманах, что были вытащены из вашего. Вам просто стоит подумать и выбрать – или отстаивать свои права, или ждать, когда у вас «шея надломится».

Есть и множество других случаев, когда, несмотря на огромное множество проблем в работе и службе, многие руководители, пусть и на должностях гражданского персонала, и командиры на должностях различного уровня основной своей целью в жизни считали и считают служение своей Родине, своему Народу, не считаясь ни со временем, ни с возникающими трудностями, работая «на износ» в целях укрепления обороноспособности нашего Отечества, за нас, Россиян, отдают свои жизни, чтобы любая «мразь» настольно боялась ступить на Российскую землю, что только при одной мысли об этом, эту «мразь» выворачивало, за что им низкий поклон, огромное уважение, честь и хвала, а погибшим, долгой народной памяти, вечной славы и дань уважения на века!

10 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 10
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Все хорошо и правильно на бумаге. Но если штат укомплектован на 70%, а на ту зарплату, которую платит Министерство обороны гражданскому персоналу никто не хочет идти, то кто за 30% некомплект должен работать? Субъект работу требует в полном объеме. Вместо трех сторожей - 1. И кто будет сторожить военкомат? Все очень печально. Ногти красить и журналы читать не приходится. Нужно начинать с повышения зарплат людям, а потом с них спрашивать. Что бы люди за свои места держались. А то заменили военнослужащих гражданскими лицами и требуют за три копейки мобилизацию, призыв и учет. Только военнослужащие знают за что служат. И денежное довольствие у них значительно выше гражданских зарплат. Про отпуска я вообще молчу. Вот и делают наряды тетеньки - пенсионерки, так как молодые эту рутину не тянут. Или просто за маленькую зарплату не хотят работать. ИМХО

0
картой
Ответить
DELETE

И Вы все правильно указали. Только вопрос не в этом. Когда 70% укомплектованности, 30% из фонда оплаты труда составляет экономия, которая и должна быть направлена на выплаты тем работникам, кто дополнительно работает (исполняет обязанности) по вакантным должностям. А иногда вместо того, чтобы доплачивать людям, где в приказном порядке, где просто обманом и введением в заблуждение принуждают людей работать и за бездельников в том числе, когда есть вполне действенные и законные методы. И самое интересное – там «наверху» они эту экономию, что не выплачена работягам, за совмещение, увеличение объема работ подобного рода руководители «добросовестно» делят, но только между собой, а трудягам гроши. Кто-либо проработавший в этой системе с подобной ситуацией встречается практически постоянно.

Пример: две должности помощника, одна вакантная, зарплата помощника 15000 руб., соответственно, экономия ФОТ ежемесячно по вакантной должности 15000 руб. Почему этой же «бабушке», которая выполняет обязанности еще и по вакантной должности, к ее зарплате не платят хотя бы половину положенного? Я думаю, 7500 (хотя бы, а никто не запрещает платить и больше половины) к зарплате «бабушки» было бы большим подспорьем, но на практике доплачивают (если) – 500 - 2000 руб. Это называется экономия экономии и не только потому, что необходим резерв на выплаты, к примеру, увольняемым. Ответ очевиден и прост – эту экономию они «честно делят». Помните «мы делили апельсин, много нас, а он один» - только вместо волка – работяги «на низу». Внимательно вдумайтесь в распределение экономии и все станет на свои места.

Поэтому и устраивается беспредел, т.к. когда подобный бардак и отсутствие эффективной организации работы, то «делить» легче и ответственности никакой нет, а попросту – воровать. Вместо того, чтобы платить «бабушке» действительно заработанную доплату к ее зарплате, они откровенно подобными способами врут – «Слющай какой-такой зарплат? Я тебе в твой должностной написал – писал! – это ты должна мне! Завтра еще писать буду – в два раза больше должна будищь! Придется должок из 1010 убрать. Вах-вах-вах.».

Подумайте, чем меньше подобного бардака, вранья, откровенного воровства, то, наверное, «бабушки» бы сидели на заслуженной пенсии, а профессионалы, имеющие огромный опыт работы в системе Минобороны, не убегали бы «сломя голову» с должностей работников, а имели бы хотя относительно небольшой, но стабильный доход. Как ни крути, но и от работы гражданского персонала, зависит будущее нашей страны.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Зарплата помощника 15000 руб.- таких зарплат в районах нет. А вся экономия в руках субъекта. А там свои проблемы.

0
картой
Ответить
DELETE

Уважаемая Светлана. Экономия и не может быть в районах, естественно, она только в субъекте, т.к. субъект получатель бюджетных средств. В районах всего лишь структурные подразделения, которые никаких денежных средств не имеют и иметь не могут, как не имеют права ничего распределять – ни зарплат, ни экономий, ни премий. И не понятно, это как "в субъекте свои проблемы", т.е. у ВКС дочь замуж выходит, а сыну новую машину надо купить, а у заместителя банкет в воскресенье? Из-за этого в ваши карманы кто-то имеет право руку запускать, нарушая всевозможные приказы Министра и законодательство? Или Вы подразумеваете что-то иное под проблемами военного комиссариата субъекта? И 15000 рублей зарплата для примера, хотя в районах есть и меньше.

раскрыть ветку (0)
DELETE

В дополнение Вы можете прочитать, как должны распределяться средства, например, из экономии фонда оплаты труда – не в зависимости от «проблем там существующих», а на основании и только на основании нормативных актов

www.9111.ru

www.9111.ru

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
24.11.2017, 19:16
Нижний Новгород

С должностными работников вообще кавардак. Особенно интересно должностные обязанности учитываются при оценке результатов работы... Работал я в свое время в военкомате «на земле». Приходит премия из экономии. Тогда еще начальника отдела спрашиваем: почему нам столько, а в соседнем военкомате больше – все одинаково, а по основным направлениям даже лучше. Оказалось, наш военкомат не выполнил ничем не предусмотренную разнарядку набора по контракту. Спрашиваем, а мы тут причем?, какой еще набор по контракту?, да мы и просто работяги, а не руководство! Ответ – мы обязаны и всё тут, так как там решили и показывает глазами наверх и объясняет, что один из показателей премирования каждого работника – это итоги работы всего подразделения и всего военкомата в целом – вон оно как! Когда военкома спросили о том, сколько он получил и начальники отделений со старшими помощниками военкома, т.е. именно те, кто за работу военкомата «на земле» отвечает, – без ответа – премия, наверно, настолько «малюсенькая», что стыдно даже озвучивать.

Вот так и получается – простой работник отвечает и за свою работу, и за работу начальника отделения, и за военкома, и за военнослужащих из пункта отбора по контракту, за коллег, которые на все забили или запили, и еще за то, что «там» (в это время надо поднять глаза кверху и, нахмурив брови, многозначительно причмокнуть) выдумают.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Появились комментарии к приказу 1010 www.9111.ru

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

У России дефицит бюджета до 2042 года

Минфин России, известный своей прозорливостью и точностью прогнозов (кто забудет их солнечные прогнозы на 2022 год, сбывшиеся с точностью до наоборот?), подарил нам новый повод для восхищения.

Чудо-ягода брусника.

Брусника — известная северная ягода, которую с древности ценят за её вкусовые ...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы