Макаров Валерий Анатольевич
Макаров В.А. Подписчиков: 3174
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 665

ЭТА "УПРОЩЕНКА" - ЧП КАКОЕ-ТО…

7 комментариев

Быть в нашей стране предпринимателем непросто, недаром их называют не только ИП, а и ЧП – Чрезвычайное Происшествие. Так вот на одном ЧП хотелось бы остановиться поподробнее. Суть в том, что с 2015 года ИП на «упрощенке», использующие помещения в целях извлечения прибыли, получили очередной привет от законодателя, который заставил их платить налог на имущество, усложняя и без того непростую жизнь налогоплательщика. Случилось такое ЧП со многими из ИП, особенно теми, которые в ТСК и ТРК.

Но предприниматели народ упертый и не всегда со всем согласный. Многие ушли в тень, а некоторые пошли в суды и в оппозицию, не желая платить дополнительный налог на имущество. Все идет свои чередом: законодатели принимают, суды решают, практика адаптирует, а предприниматели саботируют. Ну давайте все по порядку.

Упростили жизнь предпринимателей статьей 346.11 НК РФ, установив, что организации и предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения. Сказано – сделано! Но, как это обычно бывает, некоторым показалось, что кто-то стал жить слишком просто по новому закону. И вот, в 2014 году в п. 3 указанной статьи, освобождающей «упрощенцев» от лишних налогов, в том числе и на имущество, внесли дополнение о том, что освобождаются от налогообложения все имущество, используемое для предпринимательской деятельности, за исключением объектов, «включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса". Грубо говоря, обложили налогом на имущество всех «упрощенцев», зарабатывающих на сдаче помещений, зданий и сооружений в аренду.

И стал исполнительный уполномоченный орган, Министерство земельных и имущественных отношений, в порядке п. 7 ст. 378.2 НК РФ формировать каждый год, начиная с 2015-го, перечень имущества, которое следует облагать налогом несмотря на то, что физическое лицо – ИП использует «упрощенку».

И все, попавшие в этот Перечень, стали обязаны платить налог на имущество в соответствии с п. 3 ст. 346.11 НК РФ, согласно которому хотя ты и на упрощённой системе налогообложения, но должен платить налог в отношении объектов, "ВКЛЮЧЕННЫХ В ПЕРЕЧЕНЬ, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 Кодекса настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2." То есть, необходимым условием для уплаты налога на имущество физических лиц индивидуальным предпринимателем, использующим это имущество для получения прибыли при упрощенной системе налогообложения является включение этого имущества в "перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (Перечень).

Короче говоря, попал в Перечень - плати. Но, как говорилось выше, среди попавших появились те, которые были как бы вовсе не попавшие, но платить обязанные. Проблема заключается в том, что здания (административно – деловые и торговые центры) состоят из помещений, а у этих помещений не всегда один собственник, бывает их несколько, и все они имеют бумагу на право собственности. А помещения в здании, в свою очередь, стоят на кадастровом учете как самостоятельные объекты недвижимости. То есть каждое помещение в здании имеет свой неповторимый в пространстве и времени кадастровый номер. Вот и получилось, что у здания, административно – делового или торгового центра, один кадастровый номер, а у помещений, которые внутри этого здания, совершенно другие кадастровые номера.

Так вот, первая проблема заключается в том, что снижение кадастровой стоимости здания никак не отражается на стоимости помещения в нем. То есть снижение стоимости здания в установленном законом порядке, не означает автоматического снижения стоимости помещений, его составляющих. В итоге, складывая стоимость помещений в здании, можно получить сумму стоимости здания в разы превышающую его стоимость, указанную в кадастре. То есть не факт, что от перемены мест слагаемых, сумма не меняется. Об это я писал раньше, вот здесь Подробнее ➤

Ну вернемся к созданию Перечней, облагаемых по кадастровой стоимости объектов. Что сделало Министерство земельных и имущественных отношений, формируя указанные Перечни? Как всегда, уполномоченный орган оказался не очень исполнительным и не заморачиваясь, включил в Перечень облагаемых объектов только здания, напрочь забыв про помещения, из которых эти здания состоят. Хотя помещения, как мы установили выше, тоже являются объектами недвижимости со всеми вытекающими. Представляется, что по-хорошему МинЗемИмущество должно было, не мудрствуя лукаво, переписать данные из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости. Но уполномоченный орган ограничился лишь тем, что пробежал по верхам и включил в Перечень облагаемых объектов только здания. И началось. Потребовалось разъяснение, которое дало одно министерство, дабы разобрать действия другого.

В письме от 16.03.2017 № БС-4-21/4780 Министерство Финансов РФ указало, что если здание (строение, сооружение) безусловно и обоснованно определено административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) и включено в Перечень, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне. Поскольку обозначенное здание включено в Перечень объектов, в отношении которых определена кадастровая стоимость, следовательно, в отношении всех помещений без исключения, расположенных в этом здании, также применяется кадастровая стоимость.

То есть, согласно этому письму, если твоего объекта недвижимости нет в Перечне, то ты все равно должен платить налог, потому как твой объект находится в другом объекте, который как раз и находится в этом Перечне. Как-то немного не по себе от этого разъяснения, согласитесь? Тем не менее, суды подхватили эту тему и стали принимать решения, отказывая не попавшим в Перечень собственникам помещений в требованиях о неправомерном их обложении налогом на имущество, ссылаясь на указанное письмо Минфина РФ. (См., например, дело № А 60-40481/2017).

Дальше – больше, налоговые и иные органы, стали ссылаться на практику и трактовать вслед за Письмом пункт 6 статьи 378.2 НК РФ также, что если здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, то все помещения в нем, принадлежащие одному или нескольким собственникам, подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от отсутствия этих помещений в Перечне.

Но сегодня, граждане, случилась у вас промашка ужасная, - как говаривал товарищ Жеглов. Дело в том, что Министерство Финансов РФ письма пишет, но сразу же предупреждает, что «письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме». И Департамент налоговой и таможенной политики отмечает, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и НЕ ЯВЛЯЕТСЯ нормативным ПРАВОВЫМ АКТОМ. А сам директор Департамента налоговой и таможенной политики А.В.Сазонов, подписывая письмо, употребил глагол «ПОЛАГАЕМ», что наводит на смутные сомнения относительно высказанных суждений.

И получается, что суды становятся жертвой заблуждения, в которое их вводят министерства и налоговые органы, искажая содержание пункта 6 ст. 378.2 НК РФ, который изложен в Налоговом кодексе следующим образом: «В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания».

И где здесь про включение в Перечень помещений при наличии их отсутствия в Перечне? Как видно из содержания пункта 6 ст. 378.2 Налогового кодекса РФ, речь в нем ведется лишь об определении налоговой базы помещений, не состоящих на кадастровом учете. И почему никто не обращает внимания на то, что необходимым условием для оплаты указанного налога является «включение их (помещений) в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Кажется, куда яснее, включили в Перечень твой объект - плати, не нашел своего объекта в Перечни – не плати.

Не кажется ли вам, что доводы министерств и органов со ссылкой на означенное письмо МинФина РФ основаны на предположениях и не являются достоверными доказательствами, в силу части 3 статьи 71 АПК РФ, согласно которой доказательство не признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения не соответствуют действительности?

И не кажется ли еще, что возникают неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах, которые в силу пункта 7 ст. 3 НК РФ толкуются в пользу налогоплательщика?

А еще мы с вами знаем, что решения судов не должны основываться на предположениях или это не так?

#ВашМакаров.

7 комментариев
Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Макаров Валерий Анатольевич
Комментарии: 7
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Соглашусь, в смысле, общая, но простая, когда знаешь, что нужно отдать с дохода какие-то проценты на налоги, то есть возможность планировать и развиваться. А если система замороченная: сегодня так, а завтра - по-другому, то планировать что-то сложновато. Равно как с пенсией. Пошли балы с балами, а напоролись на приставку "нае.."

+4 / -1
картой
Ответить
DELETE

УСН и общая система это разные системы. Если бы была только ОСН. Было бы ЧУДО!!!

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Как то так..

+3 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Мое мнение, только общая система налогообложения для всех. И все будет замечательно. И не будет необходимости вести черные заплаты, все официально, и погашать должности нашим олигархам

раскрыть ветку (0)
09.08.2018, 21:11
Санкт-Петербург

Я считаю. Называйтесь ВЧК.Кожанка , лицо типа "Вы не еврей?" и проблемы станут меньше.

0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
14.08.2018, 09:24
Ростов-на-Дону

История такая: купили собственники долю в коттедже, кадастровая стоимость порядка 9 миллионов. Налог первое время приходил и на дом и на землю соразмерный купленным долям. Но когда доли выделили и получили новые свидетельства (внесли изменения в ЕГРН ) налог приходить на выделенную долю в помещении перестал. Один год проходит, а за ним другой, а налога все нет и нет. Предполагая, что потом могут "выкатить" сразу за все время, Обратился в инспекцию в ответ пошли ссылки на то, что орган регистрирующий право вовремя не передал сведения. В конечном итоге пришла бумага о том, что помещения в коттедже как таковые отсутствуют в перечне объектов налогооблажения и что исчисление налога по ним согласно кадастровой стоимости будет аж к 2020 году..

0
картой
Ответить
14.08.2018, 09:25
Ростов-на-Дону

ошибся- инвентаризационная 9 миллионов

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы