Потребительский экстремизм, или О злоупотреблениях правом по ЗоЗПП

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» дал практически неограниченные возможности для потребителей по реализации своих прав.
Большинство людей, когда сталкиваются с нарушениями, стараются решать свои проблемы мирным путем, не доводя дело до судебного разбирательства. Это и в интересах предпринимателей, реализующих товары, либо оказывающих услуги, так как любой добросовестный предприниматель старается быть как можно более клиентоориентированным, а грамотное и своевременное решение вопроса с потребителем, чьи права были нарушены, может стать залогом для долговременного сотрудничества, шикарных допродаж и приобретением идеального клиента, который еще и порекомендует продавца своим знакомым.
Компании, которые находятся на рынке продолжительное время, исходя из практики, даже закладывают в бюджет определенные средства на решение данных конфликтных ситуаций, и стараются удовлетворять претензии потребителя иногда в ущерб своим интересам.
Злоупотребление правом
Закон этот очень хороший и служит улучшению качества реализуемых товаров и оказываемых услуг в полной мере.
Однако иногда случается, что вместо того чтобы четко в соответствии с ЗоЗПП реализовывать свои права, человек, не движимый стремлением восстановить справедливость, а преследуя цель дополнительного обогащения, обращается в судебные органы.
Случай из практики
Так, в апреле 2018 года в компанию, которая занимается реализацией сантехники, с которой я сотрудничаю, пришло сообщение с судебного участка в Санкт-Петербурге о том, что к ней с исковыми требованиями обратился гражданин, который приобрел некачественный товар, а именно унитаз «компакт». И этот покупатель требует:
- возврата уплаченных за товар денежных средств в размере 4 882 рублей 00 копеек;
- взыскании неустойки в размере 4 882 рублей 00 копеек;
- возмещении убытков, причиненных продажей товара ненадлежащего качества в размере 4 661 рубль 00 копеек;
- почтовых расходов в размере 293 рубля 44 копеек;
- транспортных расходов в размере 2 000 рублей 00 копеек;
- компенсации морального вреда и хранения крупногабаритного груза в сумме 12 500 рублей 00 копеек.
И все бы ничего, если бы истцом данный товар не был бы приобретен за сумму 3 650 рублей, а не за 4 882 рублей. Кроме того, не были подтверждены ничем заявленные им расходы, связанные с транспортировкой и хранением унитаза, как «крупногабаритного груза».
Перед началом судебного заседания я как представитель ответчика предложил истцу рассмотреть вопрос о заключении мирового соглашения с довольно хорошими условиями для него.
Но жажда наживы победила, и истец категорически отказался идти на какие-либо соглашения, заявил, что будет решать вопрос только через суд, добиваясь полного удовлетворения своих требований.
А суть всех требований сводилась к тому, что при установке унитаза сантехник якобы сообщил истцу, что унитаз имеет производственный брак. При этом обращаться в специализированный сервисный центр истец не стал и на вопрос судьи, почему он не обратился в сервисный центр, мотивировал это тем, что своему знакомому сантехнику он доверяет больше, чем какому-то сервисному центру.
Далее истец неоднократно, а именно четыре раза, увеличивал сумму исковых требований, неустойки, компенсации морального вреда и дошел до того, что потребовал возврата ему 5 206 рублей за унитаз, хотя приобретал он его за 3 650 рублей, мотивировав это тем, что теперь этот унитаз в магазине стоит дороже, и предоставил распечатку с одного из сайтов интернет-магазина. Всего сумма исковых требований достигла порядка 100 000 рублей.
Я не согласился с тем, что унитаз был бракованным и заявил ходатайство о назначении судебной товароведческой экспертизы, с назначением которой истец был категорически не согласен, даже при условии, что оплачивать ее проведение будет сторона ответчика в полном объеме. Результатом экспертизы явилось заключение эксперта о том, что изделие не имеет производственного брака, а дефекты оборудования образовались вследствие ненадлежащей установки и неправильного монтажа изделия.
Решение суда
В конечном итоге решением мирового судьи истцу в удовлетворении исковых требований было отказано в полном объеме. При этом сейчас с истца, как с проигравшей стороны, ответчик однозначно потребует оплаты судебных издержек, потраченных на услуги представителя, а также на проведение судебной экспертизы.
Поэтому, несмотря на то что Закон о защите прав потребителей всегда на стороне потребителя и это правильно, прежде чем выходить в суд по надуманным основаниям, не имеющим ничего общего с истиной, нужно задать себе вопрос, а чем это будет грозить в случае проигрыша.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Несколько лет назад здесь на сайте был задан ВИП-вопрос от покупателя, выигравшего дело по ЗЗПП. Суд обязал продавца вернуть покупателю стоимость товара и убытки. Речь шла об унитазе, в маркировке которого отсутствовал артикул на товар. Иск был подан, конечно же, после того как унитаз был установлен и находился в эксплуатации без каких-либо проблем. Покупатель-экстремист не учел нормы ЗЗПП, которым обязывает покупателя вернуть товар (ст.12). Продавец потребовал вернуть унитаз. Покупатель очень не хотел демонтировать и возвращать его. Он рассчитывал и унитазом пользоваться, и вернуть его стоимость. Любитель бесплатного. Консультировался здесь и в общей ленте вопросов, и потом в личке. В итоге в меня плевал за то, что я неумный юрист, должна найти ему способ унитаз оставить за ним. Деньги, кстати, от продавца он получил сразу после вынесения решения суда. Вот где пример самого настоящего потребительского экстремизма.
Пользователи сайта, особенно внимательно читайте ст.12,18 и т.д. Закона РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей" и думайте готовы ли вы вернуть товар ненадлежащего качества или проданный с нарушением требований об информации о товаре.
Или готовы ли вы в случае проигрыша (а он не так уж невероятен...) возместить продавцу все расходы (п.5 ст.18)? Да и вообще-сказано в Писании:"бойся слёз обиженного тобой, ибо придёт он ко мне просить помощи, и я помогу..."
Полностью согласен, на практике таких "хитрых" полно.
Вы, Иван Вячеславович, хотели, наверно, сказать "дебилов"?!
Значит достали человека по полной программе.
Да ничего не достали. Это обычный дурачок, который хотел за счёт других подзаработать и обмануть систему. Но не вышло) Кто его достал то, интересно?) Сам унитаз купил, позвал какого-то знакомого, решил сэкономить на нормальном специалисте. Его знакомый испортил этот унитаз и покупатель решил провернуть такую вот схему, чтобы деньги отбить как-то. Таких уродов полно.
Нашла коса на камень. Да, существуют разного рода умники, которые отнимают время, портят нервы. Но, все же хорошо, что есть этот закои, который позволяет дисциплинировать обе стороны. В современных условиях, когда не знаешь как заработать и как сохранить денежные средства , развелось огромное количество дельцов, которым и Закон не указ. Я в 2013г. оплатила 168 т.р. за установку окон, которые не установили и деньги не вернули. Судом было возмещено 327 т.р., (да, сумма большая), но компанию закрыли, имущество отсутствовало , и "ВОЗ поныне там".... Приставы исполнительное утеряли, следствие протянули расследование - уголовное дело было закрыто по истечению срока уголовного преследования. Поэтому считаю, что закон все равно нужен.
Что это очень очень редкий случай. Зачастую, все с точностью до наоборот. Говорю как эксперт по потребительским спорам. Соотношение 1/1000
то есть обычно иски обоснованы? тоже так считаю
Потребительский экстремизм - это новый виток мошенничества, который набирает с каждым годом обороты!