Договор воздушной перевозки: риски и права пассажиров

Путешествие самолетом – наиболее быстрый и комфортный способ передвижения по просторам России.
Однако каждый в своей жизни сталкивался с такими непредвиденными обстоятельствами, как задержка или отмены рейса. Реже, но возникают проблемы потери багажа, отказ в посадке на самолет по причине овербукинга, аннулирование второго сегмента поездки при неявке на первый, да и просто ошибка в фамилии при бронировании билета может привести либо в потере пассажиром кругленькой суммы при исправлении данных, либо к отказу авиакомпании отказывать данную услугу.
Рассмотрим наиболее распространенные проблемы при перелетах на внутренних российских рейсах.
Правила перелета
Перевозка пассажира воздушным транспортом на внутренних авиалиниях регулируется:
- Гражданским кодексом РФ;
- Воздушным кодексом РФ;
- Приказом Министерства транспорта РФ от 28.06.2007 года № 82 «Об утверждении Федеральных Авиационных Правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»»;
- Законом РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».
Также каждая авиакомпания имеет собственные правила перевозки пассажиров, которые опубликованы на официальных сайтах авиаперевозчиков, где более конкретно расписаны требования компании к пассажирам. Здесь же прописаны дополнительные тарифы и сборы, которые отданы государством на откуп авиакомпаниям. Поэтому перед покупкой билета на самолет стоит подробно ознакомиться с предписаниями перевозчика.
Заключение договора воздушной перевозки: бронирование и покупка билета
Покупка пассажиром билета в соответствии с ГК РФ называется заключением договора перевозки, смысл которого - доставить пассажира и его багаж в пункт назначения в соответствии со временем, указанным в билете. Бронирование билета является обязательным условием заключения договора перевозки воздушным транспортом пассажира и его багажа.
Бронирование билета можно осуществить напрямую у перевозчика или в уполномоченном агентстве, в пунктах продажи авиабилетов и т.п. Забронировать пассажирское место можно самостоятельно через информационные системы в интернете.
Уже в этом, казалось бы, столь простом действии пассажиров может ожидать ряд неприятных ситуаций.
- Во-первых, не стоит ошибаться с паспортными данными. Если пассажир заблаговременно не исправит ошибку в имени, то рискует быть не допущенным на самолет. Кроме того, услуги бронирования обычно не входят в состав тарифа билета. Поэтому некоторые авиакомпании требуют дополнительной оплаты за внесение изменений в автоматизированную систему бронирования.
- Во-вторых, при посадке на самолет пассажир может столкнуться с проблемами сбоя в системах бронировании, когда его попросту не окажется в списке пассажиров, несмотря на оплаченный билет. Отсутствие доступа к посадочному талону в приложении в личном кабинете на сайте авиакомпании при регистрации на рейс – иногда встречающийся неприятный момент в процессе путешествия.
Расторжение договора воздушной перевозки
Договор воздушной перевозки можно расторгнуть, как и любой договор, отказавшись от ранее купленного билета на самолет, как добровольно, так и вынуждено. Право на это регламентируют правила воздушных перевозок. Причем возможность получить обратно свои деньги есть у покупателей не только возвратных, но и невозвратных билетов.
Добровольный отказ
Получение денег за возвратные билеты при добровольном отказе от полета регламентируется Воздушным кодексом РФ. Пассажиру необходимо уведомить о своем решении перевозчика не позднее чем за 24 часа до окончания времени регистрации на рейс. В этом случае из возвращаемой суммы за ранее купленный билет вычитаются расходы перевозчика, связанные с исполнение договора перевозки, которые должны быть подтверждены документально.
В Европе практика использования невозвратных билетов существует уже давно. Европейцы уже научились оценивать риски при покупке дешевых билетов, деньги за которые потом не возвращаются.
В российском законодательстве существуют варианты возврата денег за невозвратные билеты, но в ограниченном количестве случаев:
- болезнь пассажира либо члена его семьи, который должен лететь вместе с ним тем же рейсом;
- смерть близкого родственника.
Для возврата денег авиаперевозчику нужно будет предъявить до регистрации на рейс подтверждающие медицинские документы.
Вынужденный отказ
Когда авиакомпания задерживает или отменяет рейс, по сути происходит ненадлежащие исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира – это вынужденный отказ от авиабилета.
К таким случаям относится:
- отмена или задержка рейса, указанного в билете;
- изменение перевозчиком маршрута перевозки;
- выполнение рейса не по расписанию;
- несостоявшаяся отправка пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
- необеспечение перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
- непредоставление пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете и т.д.
При вынужденном отказе от полета пассажиру, если авиакомпания признает свою вину, возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата, причем невозвратные билеты не являются в данном случае исключением. Пассажиру необходимо сделать отметку в билете, где будут подтверждены причины вынужденного отказа.
Вынужденный отказ дает пассажиру право получить с перевозчика не только деньги за возвращенный билет, но и оплату другого билета, который он должен был приобрести для продолжения путешествия.
Согласие на условия ожидания рейса
В случае задержки рейса по техническим причинам или из-за неблагоприятных метеорологических условий, пассажир вправе не отказываться от билета, а согласиться на ожидание рейса. В этом случае пассажиру должны быть предоставлены следующие услуги:
1) при ожидании более 2 часов: два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте и обеспечение прохладительными напитками;
2) если ожидание составляет более 4 часов, то пассажиру должно быть предоставлено горячее питание;
3) при задержке вылета более 8 часов пассажир имеет право на размещение в гостинице и доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно, а также организацию хранения багажа.
Кроме того, пассажир имеет право после перелета подать претензию к перевозчику о выплате компенсации за задержку рейса из расчета 25 рублей за каждый час задержки, но не более половины стоимости билета. А также потребовать полного возмещения убытков, понесенных в связи с задержкой рейса.
Расторжение договора – пропуск первого сегмента полета
По вполне понятным причинам дешевле заказывать авиабилеты, которые сразу охватывают все ваше путешествие, складывающееся из нескольких пунктов назначения. Или просто туда и обратно. «Не важно, что предложенный путь не очень удобен, если смогу, то закажу билеты другим самолетом, а потом воспользуюсь остатком перелета», – наивно думает пассажир. И каково же его удивление, когда, пропустив первый сегмент полета, на пути обратно он узнает, что его билет аннулирован.
В данной ситуации пассажир может отстоять свое право на возмещение аннулированного перелета только в суде. Суды достаточно часто ссылаются на п. 27 Федеральных авиационных правил, вынося решения в пользу пассажира. Однако здесь ничего не говорится о том, что компания обязана перевезти пассажира ближайшим рейсом или в какой-то иной срок. Поэтому добираться в конечный пункт назначения пассажиру придется за свой счет.
Договор авиаперевозки багажа: повреждение, задержка или потеря
В соответствии с Воздушным кодексом РФ ответственность за просрочку доставки багажа пассажира в пункт назначения, а также его утрату или повреждение, несет перевозчик. Заключение договора перевозки багажа удостоверяется багажной квитанцией.
Если пассажир, прибыв в пункт назначения, обнаруживает, что багаж пропал в дороге, то нужно сразу обратиться в службу розыска багажа в аэропорту и составить акт.
В случае нахождения и возвращения вещей владельцу пассажир может написать претензию авиакомпании, перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.
Кроме того, пассажир вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги, как то оплата стоимости такси в целях получения багажа или возмещение расходов на вещи первой необходимости или одежду, которые пассажиру пришлось купить в процессе ожидания багажа. Все расходы должны быть подтверждены чеками.
Расходы за полностью утраченный или поврежденный багаж, который не был застрахован, компенсируются из расчета 600 рублей за килограмм веса багажа. Сохраненные чеки за купленные вещи могут резко увеличить счет претензии к перевозчику.
Зафиксировать факт потери багажа или его повреждения можно у стойки авиакомпании или в отделе розыска багажа. Сотрудники авиакомпании обязаны выдать вам бланк отчета о повреждениях.
Все перечисленные правила касаются исключительно внутренних перевозок. Если пассажир планирует приобретение авиабилета у иностранного перевозчика, то ему следует внимательнее ознакомиться с условиями перевозки, так как в данном случае будут действовать либо недавно ратифицируемая Россией Монреальская конвенция, либо действующее законодательство иностранного государства.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Елена Николаевна, материалы, которые Вы представляете очень важные и интересные, но думаю, они д.б. лаконичнее и покороче. Ведь нам, чтобы прокомментировать статьи, еще вникнуть надо.
12 лет занимаюсь продажей авиабилетов, это только верхушка айсберга..)
В обзорной статье трудно рассмотреть все нюансы, иначе текст вырастет до размеров книги. Поэтому все подводные камни по каждому конкретному вопросу планирую рассмотреть отдельно в следующих текстах.
Подробно, а нужно это большинству народа? Нет? Правила и законы и делаются громозкими, чтобы можно авиаперевозчику выкрутиться.
Спасибо за информацию.
Спасибо за статью, полезно.
В этой ситуации нужно уметь настоять на своем. Из тех людей, кто ко мне обращался с этим вопросом, ни у кого не возникало проблем с получением протокола. Поймите, у пассажира нет договорных отношений с аэропортом. Договор с аэропортом заключает авиакомпания. Поэтому все претензии, предложения и жалобы переадресовываются перевозчику.
Что ж, спасибо.. В следующий раз попробую предъявить претензию, если мне вновь разобьют чемодан..
Если не захотят выдавать протокол, то требуйте официальный отказ от выдачи протокола. Удачи!