Мнение Верховного суда: ДТП при крайней необходимости

Хочу представить вашему вниманию показательный случай.
ДТП
Водитель ехал по трассе, управляя большегрузной автомашиной, соблюдая меры предосторожности и правила дорожного движения. Внезапно ехавший слева от него легковой автомобиль обгоняет грузовик и останавливается.
Предвидеть это водитель большегрузной машины не мог. Поэтому, чтобы не допустить столкновение с легковушкой, водитель уводит грузовик на обочину, в сторону и видит, что остановка транспортного средства произошла из-за пешеходного перехода.
Водитель большегруза осуществляет максимальный уход вправо, пытаясь предотвратить ДТП, рискуя свалиться в канаву, расположенную в нескольких метрах от дороги по всей длине трассы.
На пешеходный переход он не заезжал, что зафиксировано осмотром. Однако пешеходы, несущиеся в его сторону, пробегая проезжую часть дороги, минуют отрезок, на котором находится пешеходная разметка, расположенная за линией дорожного полотна, и сталкиваются с автомобилем. Один из пешеходов получает телесное повреждение средней тяжести в области ноги.
Данный факт фиксируется в мае, рассматриваться в суде будет в феврале. Прошло много времени, при этом водитель не скрывался. Задержка связана с поздним составлением Протокола об административном правонарушении.
Правила дорожного движения, необходимое для соблюдения
В соответствии с п. 10.1 ПДД, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
Водителем это соблюдалось. Но не соблюдалось водителем автомобиля, обогнавшего его, однако он скрылся с места ДТП, меры по его поиску сотрудниками ГИБДД не предпринимались.
Позиция Верховного суда РФ
Верховный суд РФ подтвердил свою позицию о том, что нарушение правил дорожного движения, вызванное обстоятельствами крайней необходимости, совершением вынужденного маневра, не должно влечь наступления административной ответственности.
Это имеет непосредственное значение и для решения вопросов, связанных с распределением причиненного в результате такого ДТП вреда. Впервые эта позиция высказана в Постановлении Верховного Суда РФ от 16 августа 2011 г. № 16-АД 11-8.
В соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ, не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости. То есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.
Верховный суд РФ, не ставя под сомнение принципиальную правомерность требования остановки транспортного средства, указал, что в конкретных обстоятельствах невозможно однозначно утверждать, что снижение водителем скорости движения и остановка транспортного средства могли бы предотвратить столкновение машин. Верховный суд РФ признал, что водитель действовал в целях предотвращения столкновения, то есть в состоянии крайней необходимости. Производство по делу об административном правонарушении должно подлежать прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях — в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости.
Водитель большегрузной автомашины не мог снизить скорость и остановиться т.к. препятствие перед ним появилось внезапно.
Мнение нижестоящих судов
Позиция Верховного суда РФ имеется, однако суды склонны наказывать водителя, якобы нарушившего правила дорожного движения, особенно в ситуации причинения телесного повреждения.
Грозит ли мера ответственности водителю в описанной выше ситуации?
Мог ли пешеход получить телесное повреждение самостоятельно, столкнувшись с транспортным средством?
Вопросы поставлены на обсуждение.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Пешеходы, не все конечно, вообще обнаглели, наушники в уши, капюшон на голову, ребенка в коляске и летят под машину, видите ли их должны все пропускать, а в правилах сказано - убедись что тебя пропускают, машину резко остановить это не шаровый кран перекрыть, и то возникает гидроудар в системе и случаются аварии. Пока сами пешеходы не будут умнее их... .
Чтобы правильно ответить на ваше описание ситуации, нужно быть водителем большегрузного автомобиля, а точнее дальнебойщиком. Который никого не трогая, соблюдая меры предосторожности и правила дорожного движения, двигался в своём ряду полосы своего движения. Однако, внезапно, возникший на пути его движения - лихач - внезапно ехавший около него слева легковой автомобиль обгоняет его и останавливается...
Что возможно сделать в данной дорожной ситуации - либо руководствоваться Правилами ПДД РФ, либо спасти жизнь!
Возможно, соблюдение ПДД, привело к более трагическим последствиям... действия в ситуации крайней необходимости предусмотрены как в КоАП РФ в статье 2.7, так и в УК РФ в статье 39.
Помогите человеку!
В отношении крайней необходимости все верно. Но в конкретном случае, очень сомневаюсь, что легковой автомобиль настолько закрыл обзор большегрузу, что тот увидел переход, лишь свернув на обочину. Либо в материале что-то не верно сформулировано, либо водитель просто ворон считал до того.
Смысл не в том, что пешеходный переход не видел, он не поехал на пешеходный переход, он поехал на обочину, вправо от дороги, а не влево к пешеходному переходу.
Читал такой случай из судебной практики 15-ти летней давности Водитель жигулей посадил в свою машину в качестве пассажира своего знакомого. Во время поездки на дорогу выскочил пьяный, а на встречу двигался самосвал. Принадлежащий какому-то предприятию. Оба водителя стремясь избежать столкновения с пьяным совершили лобовое столкновение, в результате которого погиб пассажир Жигулей. Родные погибшего предъявили иск владельцам автомобилей, содержавший в том числе требование о ежемесячных выплатах родителям погибшего и его детям до совершеннолетия. Возмещении. И такой иск был удовлетворен 50% на 50%. Однако для предприятия ото были "копейки", а на семью водителя Жигулей такие бремя расходов легло тяжким грузом. Выводы. Не сажайте в свой автомобиль никого кроме родственников, чтобы потом не кусать локти...
Или не спасайте идиотов.
Все большегрузы имеют навигатор... И Водитель большегруза не работал в 90-е... Это явная подстава... давить надо было легковушку... и все..