Елена Георгиевна
Елена Георгиевна Подписчиков: 2451
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 933

Российский потребитель не борется за свои права

0 комментариев

Около трети россиян за последние полгода сталкивались с нарушением своих прав в повседневной жизни. Чаще всего это происходит при покупках товаров в магазинах, а также в сферах здравоохранения и ЖКХ. Однако, по данным аналитического центра НАФИ, проводившего исследование, отстаивать свои права не готовы 74% пострадавших. Эксперты считают причиной этого отсутствие эффективного механизма защиты своих прав у граждан, что приводит к их правовой пассивности, сообщают «Известия».Согласно результатам опроса, если в целом о нарушении прав в течение полугода сообщили 28% респондентов, то среди жителей Москвы и Петербурга их доля составляет 36%, а в других городах-миллионниках — 37%. Причем 11% обратившихся указывают, что у них было пять и более таких случаев в течение полугода.

Среди тех, кто сталкивался с нарушениями своих прав, 33% признались, что они были связаны с розничной торговлей. Например, покупателям отказывали в возврате некачественного товара. 32% отметили нарушение своих прав в сфере ЖКХ и медицины — когда стоимость услуг оказывалась завышенной.

Реже опрошенные сообщали о нарушениях в сфере транспортных услуг (13%), связи (12%), общественного питания и финансовых услуг (по 10%).

Отвечая на вопрос, что они предпринимали, когда их права были нарушены, большинство участников исследования (32%) сообщили, что обращались за советом к близким. 26% в такой ситуации искали информацию в интернете. К услугам профессиональных юристов прибегали лишь 13% опрошенных, а 11% самостоятельно изучали законы и постановления.

По данным юридической компании «Амулекс», совместно с которой проводилось исследование, механизм жалоб использовал лишь каждый пятый пострадавший: напрямую к нарушителям обращались 11%, в вышестоящую инстанцию — 6%, в прокуратуру и Роспотребнадзор — 2%. При этом граждане с высшим образованием писали жалобы вдвое чаще, чем те, кто не оканчивал вуз (28% против 15%).

А 74% никаких активных действий при нарушениях их прав не предпринимали (среди людей с высшим образованием их доля составила 67%).

— Результаты исследования демонстрируют правовую пассивность наших граждан — чаще всего «решение» вопроса с нарушением прав заканчивается обсуждением ситуации с близкими и друзьями, не переходя в правовую плоскость, — прокомментировала «Известиям» данные опроса гендиректор НАФИ Гузелия Имаева. — С одной стороны, это связано с отсутствием знаний и навыков в области защиты собственных прав даже по самым бытовым вопросам. С другой — с нашим высоким уровнем терпения.

Председатель правления Независимого экспертно-правового совета, член Совета при президенте по правам человека Мара Полякова сообщила «Известиям», что, по ее наблюдениям, граждане в последнее время стали чаще отстаивать свои права.

— Сегодня спрос на эти услуги очень серьезный. Я вспоминаю годы после перестройки, тогда люди вообще к этому не стремились. Когда мы начинали работать, в правозащитных организациях практически не было юристов, — отметила эксперт.

Председатель правления «Международной конфедерации обществ потребителей» Дмитрий Янин полагает, что россияне в основной массе не требовательны как потребители.

— Чаще всего права граждан нарушаются именно в сфере торговли, — подтвердил он «Известиям». — Взрослый человек совершает ежедневно не менее десяти сделок — пользуется общественным транспортом, покупает что-то в магазине, оплачивает коммунальные платежи. Если каждая сотая сделка сопровождается проблемами, это означает, что раз в десять дней у человека возникает та или иная сложность. Если на каждую из них реагировать бурно, не хватит ни нервов, ни денег. Каждый раз приходится соизмерять возможные затраты и принимать решение — связываться ли с этим или просто попросить новый салат. В большинстве случаев простое указание на ошибку срабатывает.

По словам Дмитрия Янина, результаты исследования свидетельствуют также о том, что на потребительском рынке слабо развита конкуренция. Там, где она высока, как правило, лучше качество и более адекватная реакция на замечания.

Кроме того, по мнению экспертов, исследование отражает также тот факт, что в России не хватает эффективного механизма защиты прав потребителей — судебные тяжбы отнимают много времени и денег.

Понравилась публикация?
/
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Потребительский экстремизм или как недобросовестная мадам пыталась обвинить меня в неоказанных услугах

Что такое потребительский экстремизм, думаю,многие знают. А некоторые ещё и живут по принципу потребительского экстремизма. Я конечно же сталкивалась в своей работе, пока работала в автосалонах,...

Моё право на капучино!

Когда-нибудь сидели в кафе, заказали капучино с пенкой как в рекламе, а получили нечто, что больше напоминает колу с майонезом? Что делать? Биться в истерике, пить и страдать или разыграть карту справедливости?

Причины, по которым можно не оплачивать счёт в ресторане: интересная информация

Краткое содержание:1. Введение.2. Обсуждение.Здравствуйте дорогие друзья и посетители сайта!Сегодня мы поговорим о таком интересном вопросе, когда посетитель ресторана может не оплачивать счёт,

Ценовая загогулина:или Ода статистической арифметике. Что происходит с инфляцией в конце 2025 года

Великолепно! Просто восхитительно наблюдать, как на фоне тотальной экономической шизофрении рождается новый шедевр нарративной аналитики. Господин Гойхман, как истинный виртуоз финансового жанра,...

Можно ли съесть продукты до оплаты в магазине и что за это будет

Сегодня поговорим о правах потребителей, которые должен знать каждый. Возможно, что некоторые моменты Вы и так знаете, но не помешает «освежить» свои знания, информация ещё никогда не была лишней и бесполезной.
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы