Права военнослужащих при повторном получении жилого помещения. Часть первая.
Механизм обеспечения жильем военнослужащих определен Приказом Министра обороны Российской Федерации "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" от 30 сентября 2010 г. N 1280.
В последнее время в моей практике все чаще военнослужащие нуждающиеся в улучшении жилищных условий получают отказы в этом. При этом мотивом таких решений служит Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2010 г. N 205-В 10-17 в части, касающейся выводов Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в указанном Определении, о том, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны Российской Федерации по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылаясь на названное Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации соответствующие органы указывают, что обеспечение таких военнослужащих жильем возможно лишь на общих основаниях в порядке, предусмотренном гл. 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерства обороны Российской Федерации в лице уполномоченных органов.
Таким образом, региональные органы управления жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации применяют вышеприведенные в Определении Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2010 года N 205-В 10-17 выводы фактически ко всем обращениям военнослужащих которые ранее имели в собственности или в пользовании жилые помещения от Министерства обороны Российской Федерации и не может представить справку о сдаче ранее полученного жилого помещения.
При этом считаю, что нельзя каждый конкретный случай подводить под данное, хотя и вступившее в законную силу решение суда.
Рассмотрим различные ситуации, которые могут возникать в правоприменительной практике.
Основным условием для повторного обеспечения такого военнослужащего жилым помещением является признание его и членов его семьи нуждающимися в получении жилых помещений.
Например, если военнослужащий, не состоящий в браке и (или) не имеющий детей, единолично обеспечивался жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации исходя из существовавших норм обеспечения жильем и был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, а в последующем у него увеличился состав семьи в результате рождения детей и (или) заключения брака, то такой военнослужащий вправе при соблюдении условий установленным законодательством вновь рассчитывать на повторное обеспечение его жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации в порядке улучшения жилищных условий.
Основанием для этого служит пункт 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280.
Согласно данной инструкции, установлено, что признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченным органом в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и с учетной нормой площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, но не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеющий по месту военной службы жилое помещение в собственности или на условиях социального найма, полученное ранее от Министерства обороны Российской Федерации, может рассчитывать на повторное обеспечение его и членов его семьи жилым помещением от Министерства обороны Российской Федерации, в случае если он и члены его семьи признаны нуждающимися в получении жилых помещений по основаниям, определенным ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
То есть, если общая площадь имеющегося в пользовании или в собственности военнослужащего и (или) у членов его семьи жилого помещения, ранее полученного от органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, стала составлять менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании, в котором проходит военную службу военнослужащий, то такой военнослужащий и члены его семьи на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации могут и должны признаваться нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
А именно в п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При этом общая площадь жилого помещения, предоставляемого такому военнослужащему и членам его семьи, может соответствовать нормам предоставления жилья, определенным ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", при условии сдачи установленным порядком занимаемого жилого помещения, ранее полученного от Министерства обороны Российской Федерации.
В случае же, если военнослужащий занимаемое жилое помещение получил от Министерства обороны Российской Федерации в собственность или стал собственником такого жилого помещения в результате приватизации, то повторное обеспечение жильем такого военнослужащего и членов его семьи Министерством обороны Российской Федерации возможно лишь с учетом ранее полученного жилья.
В Министерстве обороны Российской Федерации не предусмотрена возможность безвозмездного отчуждения военнослужащими имеющегося в собственности жилья в пользу Министерства обороны Российской Федерации в целях повторного обеспечения их жильем в соответствии с установленными нормами без каких-либо ограничений.
В данном случае общая площадь жилого помещения, повторно предоставляемого военнослужащему и членам его семьи, с учетом норм предоставления жилья, установленных ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежит расчету по формуле: (18 x Y + 9 кв.м) – Х,
где:
18 кв.м - норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих";
Y - количество членов семьи военнослужащего;
9 кв.м-допустимое превышение размера общей площади жилого помещения, определенного исходя из нормы предоставления площади жилого помещения с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома;
Х - общая площадь жилого помещения, полученного ранее от Министерства обороны Российской Федерации в собственность или оформленного в собственность в порядке приватизации.
Иные ситуации которые возникают при рассмотрении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий мы рассмотрим в следующий раз.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: