Уголовное преследование предпринимателей. Проблемы и предложения

В настоящее время основой для оценки деятельности полиции служит формируемая самой полицией статистическая отчетность, главным образом отражающая уровень преступности и раскрытия преступлений.
В качестве основных оцениваемых направлений деятельности полиции выделяются:
• регистрация, учет и разрешение заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях;
• профилактическая деятельность;
• выявление преступлений;
• раскрытие преступлений;
• розыск лиц;
• предварительное следствие;
• дознание;
• обеспечение общественного порядка, общественной безопасности и безопасности дорожного движения;
• оказание государственных услуг населению.
Основным инструментом формирования полицейской отчетности и, что более важно, внутренней оценки эффективности деятельности сотрудников полиции является система АППГ+1 (Аналогичный период прошлого года).
Как сопоставить ежедневную работу, к примеру, сотрудника ППС, с ежедневным составлением административных протоколов, и, к примеру, оперативного уполномоченного БЭПиПК, который может потратить месяцы труда на качественное исследование и анализ фактуры, после чего мотивировано изобличить фигуранта/фигурантов в преступной деятельности либо же списать материал проверки в архив за отсутствием состава/события преступления.
Новые правила
После вступления в силу приказа 1040 МВД РФ от 31.12.2013 г. изменилась сама структура оценки деятельности сотрудника МВД. Де-юре был упразднен «Дамоклов меч» наступления неблагоприятных последствий в случае невыполнения плана +1. Де-факто же, по согласованию с руководителем управления, штаб аккумулирует у себя полученный от руководителей оперативных подразделений «Перспективный план» по раскрытию преступлений. Указанный «План» является внутренним документом и официально нигде не публикуется. Ответственность не только за качество проведенной проверки и обоснованность принятого решения, но и за соблюдение сроков лежит на сотрудниках и строго санкционируется.
После подведения итогов о проделанной работе сотрудники подразделения, которое не выполнило заявленную норму, получают взыскания. Данные взыскания зачастую накладываются за несуществующие, надуманные проступки, при этом понимается, что за «невыполнение плана». Негативная сторона данных взысканий: урезание премий (например, 13 зарплата), перенос сроков получения следующего специального звания и т.д.
Главная проблема в полиции состоит в том, что цель руководителя — это не борьба с преступностью, а борьба со статистикой, подгонка системы оценки под нужные показатели.
Как новый подход отражается на деятельности бизнеса?
Каким образом данный подход отражается на деятельности предпринимателей в России? Самым непосредственным образом.
В погоне за показателями, сотрудник оперативного подразделения, отвечающий за раскрытие преступлений в экономической сфере, не может уделить достаточного количества времени для проведения анализа всей документальной базы, опроса всех фигурантов, а как следствие дать грамотную оценку тем или иным действиям предпринимателей. Соответственно, в условиях сжатых сроков, предусмотренных УПК РФ, зачастую делаются неверные выводы, а материалы проверок направляются для принятия решения в следственные органы, которые, в свою очередь, тоже имеют свой «перспективный план» и т. д.
Например, чтобы упростить себе работу, сотрудник БЭПиПК делает выемку всех документов в офисе предпринимателя, зачастую, большая часть изъятых документов не имеет никакого отношения к существу дела, а результатом подобной деятельности является полный паралич финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, как следствие, возникают споры с контрагентами, которые, в свою очередь, перетекают в плоскость арбитражного судопроизводства. Как правило, подобного рода процессы плавно переходят в стадию банкротства, либо создают благодатную почву для действий коррупционной направленности.
Как множатся преступления, можно рассмотреть на примере одного застройщика, осуществляющего свою деятельность в Туапсинском районе Краснодарского края.
В связи с неблагоприятной финансовой обстановкой, Застройщик снизил темпы строительства (застройка ведется в соответствии с 214 ФЗ РФ). Не всем участникам долевого строительства данный факт пришелся по душе, и некоторые из них решили посредством суда расторгнуть договоры долевого участия в строительстве. В ходе судебных заседаний не все финансовые претензии удовлетворяются в полном объеме, и это негативно отражается на настроении истцов, чем вовремя и воспользовался оперуполномоченный БЭПиПК данного региона.
Он заблаговременно подготовил бланки объяснений с уже напечатанным текстом, причем текст объяснений составил таким образом, что при детальном его изучении, формально возможно усмотреть признаки состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ. После чего провел встречи с огорченными дольщиками, в ходе которых указанные выше объяснения были подписаны.
Чем это чревато для бизнеса? Во-первых, любое из подписанных объяснений, в любой момент, после написанного мотивированного рапорта сотрудника, может превратиться в материал проверки, а далее – в уголовное дело. С учетом гонки «за показателями», каждое из подобных объяснений можно превратить в обособленное сообщение о преступлении и направлять в следственные органы для принятия решения по существу. А можно и не направлять в следственные органы, достаточно мягко намекнуть предпринимателю, что вопрос можно «решить иным путем» и списать материал в архив.
Не стоит забывать, что как бы не разрешилась данная ситуация, нанесен существенный не только репутационный, но и финансовый ущерб юридическому лицу, так как в настоящее время цифровые технологии очень развиты и большинство участников долевого участия в строительстве объединяются в группы посредством Watts App, Viber и прочих интернет-ресурсов для общения и обмена информацией. Последствия подобного информационного вброса можно легко себе представить.
Как усовершенствовать систему?
Главной мерой усовершенствования системы видится отказ от идеи плана по раскрытию преступлений, в части касающейся подразделений Экономической направленности. Альтернативой представляется разработка нормативных количественных показателей раскрытия преступлений различного типа с уходом от ориентации на данные непосредственно предыдущего периода, учитывающие ограничения в достижении заданного уровня.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Заниматься им надо раскрытия экономических преступлений в верхах дел типа "Захарченко" накопать можно очень много, пользы от такой работы было бы достаточно, даже для того же бюджета.
Так коррупция практически не расследуется, а имеет место скорее всего борьба между кланами.
Бесполезны любые предложения по проблемам предпринимателей. Власть уничтожает предпринимательство в принципе. Заниматься этой деятельностью будут личные друзья Путина (Тимченко, Ротенберги, Ковальчук и т.д.).
В стране новый вид олигархизма. Все прибыльные предприятия становится снова государственными и назначаются смотрящими (руководителями), друзья и соратники. Прибыли приватизируются, а убытки списываются на бюджет.
Коллега, а почему Вы ограничиваетесь отменой "палочной системы" только по экономическим преступлениям?
Она должна быть упразднена вообще в любой деятельности системы МВД и в первую очередь в расследовании уголовных дел.
Считаю, что в административке можно и не отменять, а при рассмотрении тяжких и особо тяжких преступлений необходимо пересмотреть. В этой статье, рассматривалась ситуация, применительно к препонам, создаваемых предпринимательской деятельности. Проблематика обширна (
Не соглашусь с Вами. В административке проблематика палочной системы проявляется еще ярче, чем в уголовном процессе. Просто тяжесть вреда менее значительная. Например, ППСник, в прошлом месяце составивший 5 протоколов об а/п, по системе +1 в этом месяце должен составить больше протоколов. Ну а предположим перевелись в каком-то городке алкаши и дебоширы. Как быть тогда, ведь за ухудшение показателей можно напороться на взыскание? Вспомните период повальных возбуждений дел в отношении участковых, которые составляли протоколов на умерших. "Мертвые души" во плоти
Да, конечно, умными людьми таких сотрудников назвать сложно, но они были заложниками как раз системы +1, когда протоколы требуют, а составлять их не на кого. Также с ДПСниками. Также с ИАС, которые бабушек с цветами и носочкаси вылавливают (это к теме о предпринимательстве
). Так что палочная система порочна во всех направлениях.
Замкнутый круг.