Как вернуть товар, приобретенный по Интернету?

По мере развития социальных сетей и Интернет-связи во всех отдаленных деревнях и селах России предпринимателям стало выгодно торговать дистанционно.
Арендная ставка отсутствует вовсе, нет комиссионных или арендных платежей по субаренде или лизинге, не нужно нанимать кассиров, заключать трудовые договоры с консультантами и другими сотрудниками, торговая площадка и вовсе может быть в доме продавца. Соответственно, и покупателям выгодно тоже, ведь ценообразование на такие товары в разы ниже. Товар с ценником на Интернет-сайте продавца ниже, потому что продавцу не нужно налагать на свой дистанционный бизнес расход, который другой продавец в стационарном магазине должен платить.
На сайтах таких продавцов имеется отдельная функция – «связаться с менеджером по возврату или обмену товара», либо «пожаловаться на качество товара или курьера», либо что-то подобное.
В целом на сегодняшний день спрос на Интернет-продажи настолько высок, что на торговой арене появляются недобросовестные предприниматели, реализующие некачественный товар, либо тот, который не соответствует описанию в рекламе на их сайте или социальных сетях. Что же делать покупателю, если уже оплачены почтовые расходы, ибо продавец находится не только в России, но и за пределами территории нашей страны?
Как вернуть товар по Интернет-заказу?
Начнем с того, что вернуть любой товар можно, если он обладает свойствами ненадлежащего качества. Продавец обязан обменять или вернуть деньги за товар, который очевидно был с «истекшим сроком годности», либо «дыркой в самом интересном месте».
При покупке товара ненадлежащего качества у покупателя, в соответствии со ст.22 ЗоЗПП, появляются права требования о:
• соразмерном уменьшении покупной цены товара,
• возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом,
• возврате уплаченной за товар денежной суммы,
• возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером).
С момента предъявления таких требований продавец обязан их удовлетворить в течение десяти дней. При том, что законодателем не уточняется – рабочие или календарные это сутки. Как неоднократно трактуется в судебной практике речь идет все-таки о календарных сутках, ибо законодатель прописывает в других нормах о сутках указывая их как рабочие.
Если продавец отказался исполнять такие требования покупателя по проданному ему товару ненадлежащего качества, за нарушение срока предусмотрена неустойка за каждый день просрочки в размере 1% от цены такого товара.
Считается ли «доставленным» претензионное письмо, если оно вернулось почтой в связи с истечением срока хранения?
Как часто случается, претензии или жалобы на контрафактный товар «злодеи» не получают: целенаправленно не проверяют почту, специально игнорируют письма с целью ухода от ответственности. Ведь никому не хочется вот так сразу и быстро возвращать деньги, признавать свои ошибки.
Законодателем предусмотрена такая же «хитрая» и полезная как для покупателей, так и для продавцов норма. Это п.1 ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ, который предусматривает, что в случае отсутствия обстоятельств, зависящих от продавца, по которым письмо ему не было вручено или адресат не ознакомился с ним, гражданско-правовые последствия начинаются с фактической доставки по назначенному адресату. Такие сообщения законодателем именуются «юридически значимые сообщения».
Однако это норма диспозитивная, на обыденном языке – «может изменяться по соглашению». То есть если в договоре публичной оферты, или в чеке, или в ином документе, в которым был ознакомлен покупатель, содержится условие об уведомлении продавца с момента вручения под подпись, данная норма, к сожалению, не действует в таком споре.
Таким образом, риск неполучения письма по адресу, где фактически предпринимателя нет, несет не покупатель, а продавец.
Куда надо направлять претензию покупателю?
По юридическому адресу, то есть по месту регистрации ИП, либо по месту регистрации по адресу юрлица.
Такие сведения вы можете узнать в базе данных налоговой – в открытом в доступе онлайн Интернете на официальном портале. Нужно ввести только ИНН или ОГРП продавца. Автоматически происходит загрузка выписки с налоговой по указанному реквизиту, где содержится юридический адрес предпринимателя.
Какой срок возврата по Интернет-заказам?
Если вы заказали, но еще не получили товар, то отказаться от него вы можете в любое время до его доставки. А вот если вы уже получили заказанный вами товар, то отказаться от него вы можете в течение 7 календарных дней (п. 4 ст.26.1 ЗоЗПП и пункт 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).
При этом ограничение на возврат установлено ст. 26.1 Закона РФ только в отношении товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
Как быть, если продавец зарегистрирован и находится за пределами России?
Если в контракте отсутствуют условия о праве, применимом к регулированию правоотношений, возникающих в рамках реализации сделки, то в этом случае на основании пункта 3 статьи 1186 ГК РФ следует руководствоваться нормами международного договора РФ, а нормы российского законодательства, противоречащие международному договору, применяться не могут.
Если страна продавца состоит в Венской конвенции 1980 года о международной купли-продаже товаров, в которой также состоит и Россия, то для таких отношений применяться будут положения этого многостороннего международного договора.
Обязанность продавца – поставить товар надлежащего качества – установлена статьей 35 Венской Конвенции. Критерии признания качества товара, не соответствующего условиям договора, определяются на основании пункта 2 статьи 35 Конвенции, то есть:
а) не пригоден для тех целей, для которых товар того же описания обычно используется;
b) не пригоден для любой конкретной цели, о которой продавец прямо или косвенно был поставлен в известность во время заключения договора, за исключением тех случаев, когда из обстоятельств следует, что покупатель не полагался или что для него было неразумным полагаться на компетентность и суждения продавца;
c) не обладает качествами товара, представленного продавцом покупателю в качестве образца или модели;
d) не затарирован или не упакован обычным для таких товаров способом, а при отсутствии такового – способом, который является надлежащим для сохранения и защиты данного товара.
Права требования покупателя идентичны правам, описанные мной выше, то есть в ст.22 ЗоЗПП.
Отличие составляет срок предъявления такого требований, а именно 2 года с момента передачи бракованной вещи. Передача заграничного товара из России в иностранное государство по возврату происходит по товарной накладной 9, а также транспортными документами (заверенная отправителем декларация, ж/д или авиа накладными, и т.д.), которая учитывается в качестве доказательства в суде в порядке ст. 56 ГПК РФ.
А вот претензии иностранному продавцу должны быть не в свободной форме. Каждый пункт должен подкрепляться специальным документом, а именно – актом об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров по форме №ТОРГ-3, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 года №132.
Резюме
При покупке товара по Интернету покупателям следует обращать внимание не только на отзывы, но и на юридический аспект – адрес регистрации, наличие реквизитов компании на сайте в открытом доступе, существование такой фирмы в базе налоговой, получение чека при доставке курьером, ознакомление с публичной офертой.
Как часто вы покупаете товар через Интернет?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Очень полезная статья!
Не платите авансом, получайте в пунктах выдачи или на Почте России с описью вложения. Вернут брак возможно, но нереально во многих случаях, проверяйте все сразу. Удачи.
Спасибо! Очень полезная информация.
Спасибо! Очень полезная информация!
Бред. Наверное просто никто не обращал внимания, что, заказывая товар, есть такие случаи-товар приходит от частного лица. И никто денег не вернет, т.к у этого "продавца" обратный адрес до востребования. Вот и подумайте можно ли вернуть товар таким образом? Если у многих читателей последует ответ-смотрите при получении, то отвечу сразу-почтовые отделения не отвечают на вопрос откуда посылочка, оплатил, получил, увидел. Все, ищи этого адресата "до востребования", поверьте, никто не будет искать и деньги пропали. Полиция этим не занимается. Это касается и перечисления денег на карту при покупке товара с любого сайта.