Дисциплинарная ответственность военнослужащих - порядок привлеения и освобождения от нее.
В соответствии со статьей 28 ФЗ «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 г. военнослужащий, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьями 47 - 49, 83, 86 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации (далее - Устав) военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок (то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины), который в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности.
Перед тем как командир принимает решение о применении к военнослужащему дисциплинарного взыскания – обязательно проводится разбирательство (ст. 81 ДУ ВС РФ).
Разбирательство проводится в следующих целях:
-установить виновных лиц,
-выявить причины и условия, которые способствовали совершению дисциплинарного проступка.
Разбирательство может проводиться следующими лицами:
-непосредственным командиром,
-другим лицом, которое назначено одним из прямых командиров. Военнослужащий, которого назначили для проведения разбирательства, должен иметь воинское звание и воинскую должность не ниже воинского звания и воинской должности военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок.
Материалы разбирательства о грубом дисциплинарном проступке оформляются в обязательном порядке в письменном виде.
В ходе разбирательства должно быть установлено:
• событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
• лицо, совершившее дисциплинарный проступок;
• вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарного проступка;
• данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
• наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка;
• обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего;
• обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность;
• характер и степень участия каждого из военнослужащих при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
• причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
• другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
Командир вправе принять решение о наказании своей властью либо в срок до 10 суток представить по подчиненности вышестоящему командиру материалы разбирательства.
Разбирательство оканчивается составлением протокола.
Протокол и материалы разбирательства предоставляются для ознакомления военнослужащему и уже далее направляются командиру для рассмотрения.
Командир воинской части обязан в срок до двух суток рассмотреть протокол и материалы о совершении грубого дисциплинарного проступка и принять решение либо о направлении их в гарнизонный военный суд, либо о применении к военнослужащему иного дисциплинарного взыскания.
В силу п. 3, ст. 28.8 ФЗ «О статусе военнослужащих», срок разбирательства не должен превышать 30 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим дисциплинарного проступка.
Применение дисциплинарного взыскания (ст. 83 ДУ ВС РФ) к военнослужащему производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.
При этом, в ходе судебного заседания было установлено, что военнослужащий якобы нарушил правила несения внутренней службы 01.01.2019 года, протокол составлен только 04.01.2019 года, а решение командиром принято в феврале 2019 года, то есть после истечения сроков предусмотренных действующим законодательством.
Также в ходе проведения административного расследования не установлены последствия якобы совершенного нарушения, нигде о них ничего не сказано, то есть разбирательство проведено поверхностно и с нарушением требований законодательства, так как установление последствий является обязательным фактором.
При этом, в соответствии с положениями ст. 28.3 ФЗ «О статусе военнослужащих», нарушение сроков привлечения к ответственности является обстоятельством исключающим дисциплинарную ответственность.