О Концепции нового Кодекса об административных правонарушениях

Целью создания Концепции нового кодекса об административных правонарушениях (далее – Концепция) являлась актуализация и систематизация правового регулирования в области административной ответственности.
Закон как регулятор
Действительно, для того чтобы выполнять функции регулятора, законы должны обладать рядом особенностей.
Во-первых, нормативность, что собственно означает установление норм как единых и обязательных. Не разнобой и привилегии, а общие правила, одинаковые для всех субъектов административных правоотношений.
Во-вторых, строгая определенность и четкая фиксированность содержания законов.
И, в-третьих, государственная обеспеченность через специальные государственные органы исполнительной власти.
Цель Концепции
Основной ориентир представленной Концепции заключается в сокращении составов административных правонарушений и изменении подходов к назначению наказаний. Тем самым подразумевается снизить нагрузку на судебную систему.
При этом к компетенции суда предполагается отнести только те составы, которые представляют повышенную общественную вредность и по которым административные наказания вправе назначать только суд. Безусловно, такой подход положительно отразится на качестве контрольно-надзорной деятельности.
Плюс ко всему, было принято решение о проведении синхронной реформы совместно с реформой контрольно-надзорной деятельности, что, на наш взгляд, будет иметь положительное влияние.
В то же время предлагается выделить категории административных правонарушений в зависимости от характера и степени общественной вредности, например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. Соответственно для категорий административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний.
В этом случае необходимо нормативное закрепление критериев определения понятия «грубые правонарушения», поскольку не все наступившие последствия в результате совершения административного правонарушения возможно измерить в числовом выражении. Как, например, определить, насколько правонарушение является грубым, если совершенным деянием нарушены права граждан? Неопределенность в толковании оценочных категорий, которые содержатся в диспозиции нормы, может привести к определенным «перекосам» правоприменительной практики.
Что нового
Кроме того, в Концепции нового Кодекса об административных правонарушениях содержатся новые положения, касающиеся:
• разграничения компетенций органов исполнительной власти, правоохранительных органов в области законодательства об административных правонарушениях,
• действия закона во времени,
• уточнения дефиниций и категориального аппарата,
• расширения принципов административной ответственности.
Что говорит закон
В настоящее время достаточно большое число нормативных правовых актов устанавливают признаки административного нарушения, причем многие из них, которые являются «адресными», вступают в противоречие с Кодексом об административном правонарушении. В этих случаях правоприменитель принимает решение по усмотрению, что собственно приводит к рассогласованности судебной практики, нарушению конституционных прав и законных интересов граждан.
В связи с этим в Концепции своевременно поднят вопрос о необходимости включения норм об административных правонарушениях в единый для соответствующего уровня власти законодательный акт. Создание такого фундаментального закона позволит устранить противоречия правовых актов и норм, их коллизии.
Кроме того, в Концепции предлагается пересмотреть административные наказания за совершенное правонарушение на предмет их соразмерности и обоснованности, а также отдельные из них заменить, например, на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение, либо исключить, в частности, это касается такого вида наказания, как административное приостановление деятельности.
Вместе с тем, также планируется закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, кроме случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.
Предлагается исключить возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.
Необходимо обратить внимание на то, что угроза применения порой довольно жестких принудительных мер побуждает, как правило, даже нерадивых граждан следовать тому образу поведения, который предусмотрен законом. В то же время законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им. В связи с этим вопрос о целесообразности такого нововведения остается открытым.
Следует отметить, что Концепция практически полностью копирует методологическую основу уголовного законодательства. По сути, разграничение между административным правонарушением и преступлением при таком подходе построения нового Кодекса об административном правонарушении отсутствует.
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Чтобы такой закон помогал гражданам? Свежо предание...
Новейшая история россии не помнит такого.
Меня оштрафовали по КоАП за пропуск (на один день) продления регистрации жильца-иностранца, хотя я в это время болел, что мог подтвердить (больничным листом и показаниями бригады скорой помощи). При обжаловании в суде выяснилось, что моё правонарушение несет настолько большую общественную опасность, что штраф отменить никак не возможно, а также применить "крайнюю необходимость" и "малозначительность" никак нельзя. Апелляцию рассматривал судья, как выяснилось из открытых источников, старый коллега первого. Он тоже подтвердил большую общественную опасность и написал маловразумительное решение с отказом. Что я сделал не так? Может ли новый кодекс уберечь от таких судей?
Надо дальше обжаловать, а также написать заявление в квалификационную коллеги судей на второго судью и подтвердить личного дружеского знакомства с первым судьёй.
Сегодня есть предложение о рассмотрении аппеляции в другом субъект. Если это примут, то есть надежда на объективное решение.
КоАП РФ самый запутанный и неудобный из всех остальных кодексов. Если его принципиально поменяют, то в этом вероятно не будет ничего плохого, НО скорее всего сделают это по российской традиции, т.е. будет еще хуже нынешнего.
"Концепция практически полностью копирует методологическую основу уголовного законодательства. По сути, разграничение между административным правонарушением и преступлением при таком подходе построения нового Кодекса об административном правонарушении отсутствует."Совершенно было ясно с самого начала, ибо на большее ТАМ абсолютно не способны. Вспомним реформу милиции-полиции, практически разницу заметили? Кроме окладов, вывесок и наименований. Деньги немалые кому-то хочется освоить. Появились после пенсионной реформы. Никакая это не концепция. Все заболтано и надумано, куда ни кинь. Например, "основной ориентир реформы подразумевает снизить нагрузку на судебную систему" - не надо для этого никакой реформы, измени подведомственность в действующем КоАП. Правда, кто у нас в ведомствах способен хоть как-то понять процедуру КоАП? Сталкивался в Иркутске: выпученными глазами смотрят. Не зависит их уровень ни от концепции, ни от реформы. ГАИшники, к слову, в этом вопросе далеко впереди остальных (в хорошем смысле!), а всем их уровень известен. Представьте, что у остальных в процессуальном смысле? - "конь не валялся". Или сократить число составов правонарушений: так убирай статьи из действующего (хоть половину). И всё. Доросли депутаты с уровня перехода на летнее/зимнее время до попытки менять кодексы.
Президент, того кто принес вам эту идею - немедленно в отставку! Передайте, пожалуйста, Путину.
За последний год напринимали столько законов и постановлений, направленных на то, чтобы дрючить и штрафовать гражданина за всееею Обложили народю Хотелось бы узнать об обязанностях государства и руководства перед народом и о том, как может быть наказан руководящий чиновник за кражу, вымогательство, нарушение законодательства, за участие в коррупции, за безответственность и за холопское отношение и выплачивание пенсий и зарплат, которые не дают возможности людям жить нормально и быть сытыми и получать мед помощь при болезнях и при различных жизненных трудностях?