Габриелян Армен Владимирович
Габриелян А. В. Подписчиков: 36
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 319

Незаконная реклама о компании в коммерческих целях

5 дочитываний
1 комментарий
Эта публикация уже заработала 0,35 рублей за дочитывания
Зарабатывать

незаконная реклама-неправомерное использование в информации о компании коммерческих целях

Согласно ст. 4,10 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не допускаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов - конкурентов (в том числе распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации).

Ст.6-9 Закона "О рекламе" не допускается реклама, дискредитирующая юридических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических или физических лиц, а также высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов; реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении основных характеристик товара и его реализации и т.д. (недостоверная реклама), порочащая какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность (неэтичная реклама), умышленно вводящая в заблуждение потребителя (заведомо ложная реклама) и т.д.

Право на защиту деловой репутации принадлежит организации на основании ст.152 ГК в случае распространения о ней не соответствующих действительности порочащих измышлений. При этом заинтересованное лицо имеет право требовать по суду опровержения ложных сообщений, а также право на опубликование своего ответа в средствах массовой информации, опубликовавших сведения, порочащие его деловую репутацию. Аналогичное право организациям предоставлено и ст.43-46 Закона "О средствах массовой информации".

Указанное право юридических лиц может быть реализовано только в гражданском порядке. Уголовно-правовой ответственности за посягательства на описываемое благо юридических лиц у нас нет, поскольку потерпевшими, как, впрочем, и подсудимыми, в уголовном деле о клевете или оскорблении могут быть только граждане. По этому поводу в литературе высказана заслуживающая внимания точка зрения, что оскорбление юридического лица может быть оскорблением определенных физических лиц, представляющих данное юридическое лицо.

Процедура обращения за судебной защитой или иной реализацией своего права на защиту деловой репутации юридического лица ничем не отличается от реализации таких же прав гражданами в случаях посягательств на их честь, достоинство или деловую репутацию, если не считать, что при определенных законом условиях судебная защита нарушенного блага организации может иметь место путем обращения как в суд общей юрисдикции, так и в арбитражный суд. Юридическое лицо вправе само определять необходимость обращения за судебной защитой своего нарушенного права, не прибегая к внесудебным процедурам защиты своей деловой репутации.

В соответствии с п.2 ст.8 Закона "О рекламе" юридическое лицо, которому стало известно о производстве или о распространении рекламы, содержащей сведения, порочащие его деловую репутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав соответственно в суд или в арбитражный суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также вправе требовать от рекламодателя опровержения такой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке. Ст.31 названного Закона установлено, что истцы по искам о возмещении вреда, причиненного деловой репутации ненадлежащей рекламой, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Восстановление деловой репутации одной организации может иметь место одновременно с наступлением ответственности другой за незаконное использование товарного знака и наименования места происхождения товара. Согласно ст. 46 Закона "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" лицо, незаконно использующее зарегистрированное наименование места происхождения товара или сходное с таким наименованием обозначение, обязано, кроме прочего, по требованию обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, общественной организации или прокурора опубликовать судебное решение в целях восстановления деловой репутации потерпевшего. Тем самым данная правовая норма, как и упоминавшиеся положения Закона "О конкуренции...", фактически предоставляет юридическим лицам право на защиту деловой репутации и в случаях, не подпадающих под "общий случай" распространения не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию сведений. Эти нормы, собственно говоря, положительно отвечают на вопрос: возможна ли защита деловой репутации организации в случае, когда данная одобряемая обществом деловая репутация фактически в том или ином виде незаконно использовалась другой организацией, имеющей также положительную репутацию? Вред подобному благу юридического лица в равной мере может быть причинен как в результате огласки прямо порочащих его ложных сведений, так и при самовольном использовании принадлежащих ему материальных и иных прав, оказывающих непосредственное влияние на его деловую репутацию. Но в последнем случае судебная защита должна основываться главным образом на нормах Законов О товарных знаках…, О Конкуренции… и лишь с учетом конкретных обстоятельств со ссылкой на ст. 152 ГК (если имел место именно факт распространения недостоверных и порочащих деловую репутацию юридического лица сведений).

Если гражданско-правовая ответственность не наступает в результате распространения не соответствующих действительности, но не порочащих сведений (например, сообщение об особых положительных качествах лица, которое ими не обладает), то уголовное преследование при указанных обстоятельствах возможно. Так, уголовная ответственность согласно ст.176 УК наступает в случае получения индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб.

Свою деловую репутацию юридическое лицо может защитить, обратившись в суд общей юрисдикции, арбитражный суд или третейский суд в случаях, установленных законом, международным договором или определенных договором сторон - потенциальных истцов и ответчиков.

Защита деловой репутации организации возможна не только названными способами, но и в административном порядке. Примером тому может служить полномочие федерального антимонопольного органа (его территориального органа), закрепленное ст. 29 Закона "О рекламе", когда при установлении факта нарушения законодательства РФ о рекламе (например, распространялась реклама, порочащая деловую репутацию юридического лица - конкурента), этот орган обязывает нарушителя осуществить контррекламу в установленный срок в полном объеме за свой счет посредством того же средства распространения, с использованием тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Применение данного способа защиты не лишает заинтересованное юридическое лицо права в общем порядке предъявить в суд иск о защите своей деловой репутации, если принятых мер оказалось недостаточно.

1 комментарий
Понравилась публикация?
2 / 0
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Габриелян Армен Владимирович
Комментарии: 1
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Меня всякая реклама раздражает...

+4 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Сможет ли участник СВО оформить нотариальную доверенность дистанционно? Разъяснения нотариуса

Каждодневно юрист изучает множество нормативных актов, а также других полезных публикаций и пояснений. Некоторые из них потом очень востребованы в обычной практике юриста, как для консультаций,...

У России дефицит бюджета до 2042 года

Минфин России, известный своей прозорливостью и точностью прогнозов (кто забудет их солнечные прогнозы на 2022 год, сбывшиеся с точностью до наоборот?), подарил нам новый повод для восхищения.

Так всё же MAX или МАКС?

Вчера прочитал в новостях, что Госдума приняла закон о создании домовых чатов в мессенджере MAX, а сегодня уже пошли "круги по воде". Оказалось, что все УК так быстро создали чаты своих домов,...

Чудо-ягода брусника.

Брусника — известная северная ягода, которую с древности ценят за её вкусовые ...

А был ли "мальчик"? Не отвлекли ли нас решением ВС по делу Долиной от другого решения ВС, которым отняли у "всех" и "гораздо более важное"?

Итак, вчера обрушила на себя гору хейта своим личным мнением по решения ВС РФ по делу Долиной. А сегодня предлагаю подумать своим читателям над еще более важной темой. Но такая ли уж это СИЛА,...
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы