Дмитрий Николаевич
Дмитрий НиколаевичПодписчиков: 73
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг6708

Деловая репутация юридических лиц

380 просмотров
14 дочитываний
0 комментариев
Эта публикация уже заработала 1,40 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Деловая репутация - не только качество граждан, но и атрибут всякого юридического лица, являющийся средством его индивидуализации наряду с фирменным наименованием, товарным знаком и т.п. Чем же является деловая репутация для юридического лица? Является ли она так же, как для граждан, неотчуждаемым нематериальным благом? Прямым опровержением этого ут-верждения может служить ст.1027 ГК РФ, посвященная договору коммерческой концессии. Согласно п. 2 указанной статьи «договор коммерческой кон-цессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, дело-вой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования при-менительно к определенной сфере предпринимательской деятельности». Следовательно, правообладатель может передать свою деловую репутацию пользователю, да еще и указать объем ее использования, что вовсе не соотносится с концепцией непередаваемости нематериальных благ, приведенной в ст.150 ГК РФ.

Деловая репутация по смыслу закона не является имуществом, но, тем не менее обладает вполне конкретной имущественной ценностью. Так, она относится к числу факторов, оказывающих существенное влияние на курсовую стоимость акций акционерных обществ - участников фондового рынка. Последние увеличивают или уменьшают ее размер в сравнении с номинальной стоимостью. Имущественная ценность деловой репутации признается и в су-дебной практике. Так, например, по делу ОАО «Альфа-банк» против ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» суд принял решение о взыскании помимо всего прочего с ответчика 30 млн. руб. в возмещение вреда, причиненного ума-лением деловой репутации ОАО «Альфа-банк» .

Относительно возможности юридических лиц требовать компенсации морального вреда за нарушение их деловой репутации существуют различные точки зрения. Так, по мнению Н.В. Козловой, юридическое лицо может иметь права, связанные с обладанием нематериальными благами, указанными в ст.150 ГК РФ, в т.ч. право на защиту деловой репутации и право на компенсацию морального вреда.

Деловая репутация, несмотря на то, что не является нематериальным благом, все же, может расширить коммерческие возможности любого юридического лица. Создание надлежащей деловой репутации имеет определенную цель. Юридическое лицо, планируя свою деятельность, всегда учитывает как его действия отразятся на деловой репутации.

Специфика защита чести, достоинства и деловой репутации состоит в том, что, согласно гражданскому законодательству рассматриваемые нематериальные блага подлежат охране от любого неправомерного посягательства со стороны третьих лиц. Третьими лицами в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

Норма п. п. 1 и 7 ст. 152 ГК РФ предусматривает возможность требования по суду опровержения порочащих их деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. В данной норме также отражен порядок применения определенных способов защиты. Это такие действия как опровержение порочащих сведений; публикация ответа в СМИ; возмещение ущерба; компенсация морального вре-да; признание публично распространенных сведений, не соответствующим дей-ствительности.

Особое внимание законодатель уделил опровержению порочащих сведений. Это опровержение должно быть направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Согласно п. 1 ст. 152 ГК РФ условия удовлетворения требования об опровержении порочащих сведений сводятся к следующему: 1) сведения должны иметь порочащий характер; 2) порочащие сведения не соответствуют действительности; 3) распространение указанных сведений.

Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах мас-совой информации» конкретизирует порядок опровержения порочащих не со-ответствующих действительности сведений, если они были распространены в СМИ. Опровержение публикуется в том же издании СМИ. Опровержение в периодической печати должно быть набрано тем же шрифтом с заголовком «опровержение». В то же время суток опровержение транслируется по радио и те-левидению. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого распространенного сообщения.

Ответчиками в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации являются лица, распространившие порочащие сведения. По искам, содержащим требования об опровержении сведений, распространенных в СМИ, возникает обязательное соучастие: в качестве ответчиков привлекаются автор и редакция соответствующего СМИ. Если при рассмотрении таких сведений имя автора не обозначено либо он воспользовался псевдонимом, то по иску отвечает одна ре-дакция.

Согласно п. 10 Информационного письма ВАС РФ от 23.09.1999 № 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защи-той деловой репутации» исковые требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если опубликованные сведения имеют автора.

Закон № 2124-1 закрепляет принцип независимости СМИ. В соответствии со ст. 18 этого Закона по общему правилу учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ. Поэтому решение суда, обязывающее опубликовать (за-честь по радио и телевидению) опровержение, должно быть адресовано непосредственно редакции СМИ, участвующей в деле в качестве соответчика. В противном случае решение не будет реально выполнено. На учредителя же в случае удовлетворения иска может быть возложена ответственность в виде возмещения убытков и морального вреда.

Опровержение - специальная мера защиты, применяемая в случае нару-шения чести, достоинства и деловой репутации. Обязанность опровержения возлагается на распространителя порочащих и не соответствующих действительности сведений независимо от его вины. Так, ст. 57 Закона № 2124-1 уста-навливает основания освобождения от ответственности редакции, главного редактора, журналиста за распространение порочащих честь и достоинство и не соответствующих действительности сведений. Но обязанность опровержения (в форме сообщения о решении суда) возлагается судом на редакцию СМИ и в этих случаях, поскольку основанием мер специальной защиты служит сам факт нарушения права. Иск в порядке ст. 152 ГК РФ может быть предъявлен к не-скольким СМИ, распространившим одни и те же порочащие сведения. Все от-ветчики будут обязаны опровергнуть эти сведения, а ответственность будет возложена на редакцию СМИ, в котором такие сведения были распространены первоначально, либо граждан и организации, от которых они поступили.

Порядок опровержения в СМИ детально регламентирован ст. ст. 43, 44 Закона № 2124-1: опровержение должно быть набрано тем же шрифтом и по-мещено под заголовком «Опровержение» на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение.

Возмещение вреда, причиненного распространением сведений, пороча-щих честь, достоинство или деловую репутацию, осуществляется по нормам, содержащимся в гл. 59 ГК РФ. Имущественный вред (убытки) возмещается при наличии вины (ст. 1064 ГК РФ), моральный вред компенсируется независимо от вины (ст. 1100 ГК РФ).

Согласно п. 7 ст. 152 ГК РФ деловая репутация юридического лица долж-на защищаться по тем же правилам, что и деловая репутация гражданина. Юридическое лицо может требовать в судебном порядке опровержения, вправе требовать публикации своего ответа в СМИ и т.д. Заинтересованные лица, на-пример правопреемники могут потребовать защиты деловой репутации юриди-ческого лица после его ликвидации.

Но следует учитывать, что в Конституции РФ отражено понятие чести и достоинства, в то время как аспект деловой репутации имеет место только как категория гражданского права и потому это понятие применимо только к юри-дическим лицам, участвующим в предпринимательской деятельности. .

Ущерб, причиненный деловой репутации, возникает в результате распро-странения сведений, порочащих деловую репутацию субъекта. Можно предположить ситуацию причинения ущерба деловой репутации в результате других действий, например незаконного использования товарного знака. Но, если в от-ношении гражданина закон предоставляет возможность построения правовой конструкции, позволяющей в данном случае в полностью защитить деловую репутацию, в том числе в части взыскании морального вреда (ст. ст. 12 и 150 ГК РФ), то в отношении юридического лица такие возможности ограничиваются положениями ст. 152 ГК РФ. Указанная норма регулирует защиту чести, достоинства и деловой репутации, опороченных в результате распространения сведений не соответствующих действительности.

По мнению автора, для юридической науки наиболее удачным является определение чести В.А. Блюмкиным. Он выделяет в этой категории положи-тельную моральную репутацию человека (или общности людей), вытекающее из нее нравственное отношение (уважение, почтение) и чувствительность чело-века к своей моральной репутации (так называемое чувство чести) .

Рассматривая понятие достоинства, мы приходим к выводу, что данная категория имеет ряд значений, такие как: ценность человека вообще (человече-ское достоинство); ценность какой-либо конкретной личности (личное достоинство); ценность представителя определенной социальной общности людей или социальной группы (достоинство сотрудника органов внутренних дел, предпринимателя, ученого и т.д.); ценность группы людей (коллективное достоинство, национальное достоинство); сознание и чувство собственного достоинства; внешнее проявление своей значимости, уважение к себе. Анализ кате-гории достоинства позволяет согласиться со следующим определением: «достоинство есть ценность человека (как человека вообще, как конкретной лично-сти, как представителя определенной социальной группы) или общности лю-дей, осознание ими этой ценности и соответствующее поведение».

Необходимым условием удовлетворения иска о защите чести, достоинства, деловой репутации является несоответствие распространенных сведений действительности. Обязанность доказывания соответствия действительности распространенных порочащих истца сведений возлагается на ответчика. Таким образом, в п. 1 ст. 152 ГК РФ установлена презумпция несоответствия действительности распространенных сведений.

Правовая связь, возникшая между правонарушителем и потерпевшим, яв-ляется охранительной, поскольку в рамках данного правоотношения реализует-ся мера принуждения - опровержение сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию лица. Представляется, что данная санкция является мерой защиты, поскольку при ее реализации на правонарушителя не возлагают-ся дополнительные обременения (лишения), характерные для мер ответственности. Основанием применения данной санкции является противоправное по-ведение. Наличия вины, причинной связи, вреда (убытков) не требуется.

В юридической литературе нередко обращается внимание на то, что существо гражданско-правовой защиты чести достоинства и деловой репутации сводится к возникновению и последующей (вплоть до принудительной - судебной) реализации охранительного правоотношения. Здесь потерпевший имеет право требования опровержения, а распространитель порочащих сведений - обязанность его дать.

Отсюда делаем вывод, в том, что рассматриваемая правовая связь является обязательством, с относительной природой (определенный круг обязанных лиц). Данное обязательство является односторонним, поскольку в своем содержании представлено одним субъективным правом и одной обязанностью.

Понравилась публикация?
/
нет
Подписаться
Донаты ₽
Казак Анатолий
Подписчиков 7025
вчера, 17:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг7.8М
Добрый день или добрый вечер уважаемые читатели!
Подробнее
Неинтересно
0
45
Тарабукина Ирина Ивановна
Подписчиков 7124
сегодня, 09:32
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг8.3М
Несмотря на приход весны, у многих остается ощущение внутреннего опустошения, когда не радуют ни работа,...
Подробнее
Неинтересно
0
21
Александр
Подписчиков 8769
вчера, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.1М
Я коммунист. А задача каждого коммуниста и честного человека сделать ХХ1 век веком социализма!
Подробнее
Неинтересно
0
86
Карина Юрьевна
Подписчиков 5831
вчера, 15:54
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.2М
Здравствуйте, дорогие читатели! Безусловно, брак и семейная жизнь - тяжелая ...
Подробнее
Неинтересно
-1
82
Калмантаева Анна Николаевна
Подписчиков 15863
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг23.2М
В каких случаях завещание не может быть признано недействительным? Или о том, как мне удалось доказать,...
Подробнее
Неинтересно
0
72
Николай Che🍒решнев.
Подписчиков 6200
вчера, 13:00
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг4.7М
Здравствуйте, дорогие читатели! Я очень рад, что вы решили уделить немного времени моей страничке.
Подробнее
Неинтересно
0
68
Бабкин Михаил Александрович
Подписчиков 66386
вчера, 13:14
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг26.1М
С каждым разом Центральный Банк России все сильнее ужесточает контроль над банковскими операциями.
Подробнее
Неинтересно
0
35
Карина Юрьевна
Подписчиков 5831
вчера, 17:57
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг12.2М
Новые правила призыва: что ждет военнообязанных с 2024 года
Подробнее
Неинтересно
0
27
Наталья Александровна
Подписчиков 5016
вчера, 13:52
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.5М
Сегодня, как и обещала, продолжу свой рассказ о том, что привело меня на операционный стол.
Подробнее
Неинтересно
0
40