Европейский суд по правам человека. Немного права при защите человеческих прав
Краткое содержание :
Для убедительности ранее сказанного про ЕСПЧ разъясним принципы деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) именно с правовой точки зрения.
Немного новейшей истории
ЕСПЧ был создан в рамках Совета Европы во исполнение положений конвенции «О защите прав человека и основных свобод», заключенной в Риме 4 ноября 1950 года.
ЕСПЧ осуществляет судебный контроль выполнения указанной выше Европейской Конвенции государствами-участниками этой Конвенции (т.е государствами, подписавшими Конвенцию или потом к ней присоединившимися, т. е. взявшими на себя обязательство Конвенцию о правах человека выполнять). Контроль этот ЕСПЧ осуществляет путем рассмотрения жалоб на нарушение указанной Конвенции, являясь высшей судебной инстанцией по вопросам соблюдения государствами-участниками своих обязательств в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека. И больше никаких других вопросов ЕСПЧ не рассматривает.
В соответствии со ст. 19 Конвенции, ЕСПЧ работает на постоянной основе, число судей в нем равно числу Высоких Договаривающихся Сторон (т. е. стран – участниц Конвенции по правам человека), что подтверждается ст. 20 Конвенции.
Вступив в Совет Европы и ратифицировав в марте 1998 г. Европейскую конвенцию о защите прав и основных свобод, Российская Федерация присоединилась к Европейской системе охраны прав человека, включающей в себя не только обязанность охранять и соблюдать зафиксированные в Конвенции права и свободы, но и признание юрисдикции самого ЕСПЧ, а также возможность присоединения к особому механизму защиты прав.
Сама Конвенция о правах человека и протоколы к ней гарантируют защиту права на жизнь, свободу и неприкосновенность личности, а также справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам, участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения мнения, включая свободу средств массовой информации, свободу распоряжаться собственностью; свободу собраний и объединений. В том числе запрещаются пытки, бесчеловечное и унизительное обращение; смертная казнь; рабство и подневольный труд; дискриминация в реализации гарантированных Конвенцией прав; выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну; коллективное выдворение иностранцев.
В самом начале было создано три органа, отвечающих за обеспечение исполнения и соблюдение обязательств, принятых на себя государствами – участниками Европейской конвенции: Европейская Комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.
Но уже 1 ноября 1998 года, после вступления в силу Протокола № 11, первые два из этих органов (Европейская комиссия по правам человека и сам Европейский суд) были заменены одним постоянно действующим ЕСПЧ, местонахождение которого – Дворец прав человека в Страсбурге во Франции, там же находится и Совет Европы.
Сегодня Европейский суд формально обеспечивает неукоснительное соблюдение и исполнение норм Европейской Конвенции ее государствами-участниками. Как уже упоминалось, осуществляется это путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых ЕСПЧ к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных группой лиц или неправительственной организацией, или самое распространенное – физическим лицом. Нередко жалобы подаются государством – членом Совета Европы на нарушения прав человека со стороны другого государства-члена.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Конституции Российской Федерации: «Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».
Именно об этом упоминалось в публикации «Кто такой ЕСПЧ? Для чего он и зачем?» (Подробнее ➤).
По общему правилу исчерпанность внутригосударственных средств правовой защиты понимается как решение, либо приговор, вступивший в юридическую силу. Для России исчерпанность эта возникает после прохождения человеком кассационной инстанции — первой кассации, которой сейчас являются для судов общей юрисдикции кассационные суды общей юрисдикции.
Повторимся: Европейский суд по правам человека не является еще одной судебной инстанцией, правомочной пересматривать судебные решения, выносимые национальными судами. Задача ЕСПЧ состоит в определении нарушения положений и норм, установленных Европейской конвенцией о правах человека и протоколами к ней, либо установлении факта отсутствия нарушения вовсе. При этом Страсбургский суд вправе принять решение о необходимости пересмотра решений, а также о компенсации вреда, в том числе морального, которое причинено гражданину в результате допущенного нарушения, установленного Европейской конвенцией о правах человека.
Поэтому повторим алгоритм:
- вас обидели (неважно государство родное, сосед ли или еще кто), т. е. нарушили ваши права (причем реальные, а не те, которые вы сами себе по недомыслию присвоили);
- вы обратились с иском (заявлением, административным иском) в суд;
- суд вынес решение НЕ в вашу пользу;
- вы это решение обжаловали в апелляцию (поддали апелляционную жалобу);
- апелляционная инстанция вам также отказала в удовлетворении вашей жалобы (первое решение оставлено в силе);
- вы подали кассационную жалобу;
- кассация вам отказала вновь.
- Только после этого причем в течение только шести месяцев после получения ответа из кассации вы можете обратиться в ЕСПЧ.
Если ваша жалоба будет признана приемлемой секретариатом Суда, то она попадет на рассмотрение непосредственно судьям ЕСПЧ. Но и это не гарантирует положительный исход.
На практике 90% жалоб признаются неприемлемыми по тем или иным основаниям (четко нигде не обозначенным до конца) еще на этапе их приема секретариатом суда.
Так что ЕСПЧ — не панацея и не лекарство от всех наших правовых и судебных бед.
Нужен ли вообще ЕСПЧ ?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: