Фрейдовские загогулины. Как понять и не сойти с ума
Краткое содержание :
Кто не слышал про основателя психоанализа, дедушку Фрейда и про его разделение психики на сознательное и бессознательное и личности на три составляющих: «Я», «Оно» и «Супер Я»?
Надо напомнить, что З. Фрейд имел дело (по работе, конечно) с людьми психически не совсем того... А часто и совсем не того, наверное, поэтому и вывел такую свою теорию, которую вслед за ним психиатры и психологи (что почти одно и то же) стали дружно применять и к нам, в основной своей массе все же здоровым людям. Итак, в чем же вся соль.
В тот период времени (начало XX века) психиатрия, как и другие науки, стремительно развивается. Развивая эту науку, Фрейд определяет новую психическую категорию – «Я» личности. Это некое представление о связанной организации психических процессов в личности и соответственно сами эти процессы. Вот к этому «Я» (к процессам) и прикреплено сознание, которое является внешней оболочкой «Я» личности, направленной во внешний мир, позволяющее выплескивать в него раздражения и воспринимающее этот внешний мир через различные органы.
Для понимания этого «Я» Фрэйд по своему определяет и сознание и восприятие: сознательное, оно же человеческое сознание – все человеческое восприятие, как внешнее, так и внутреннее. Т.е. сознание еще является и частью личностного «Я».
Восприятие подразделяет на:
- 1. внешнее восприятие — чувственное, идущее извне. Является остатками словесных воспоминаний, пришедших, в основном, в виде слов через акустическое восприятие (при этом задействована особенно чувственная часть системы подсознательного, о которой надо рассказывать отдельно). Также это остатки словесных воспоминаний, воспринятые через образы — оптическое восприятие (прочитанных когда-то слов, или слов, воспринятых в виде образов, например в детстве). При этом при образном восприятии (в том числе при возврате к остаткам образов) происходит тот процесс, который Фрейд называет «мышлением», только внешнее восприятие — лишь составная процесса мышления.
Процесс же сознания сложнее, особенно во внутренней своей составляющей (внутреннем восприятии);
- 2. внутреннее восприятие — часть процесса сознания, которое дает (предоставляет) ощущения из различнейших и самых глубинных слоев психического аппарата, при этом, по Фрейду, эти процессы хоть и малоизвестны, но непосредственнее и элементарнее, чем восприятие, идущее извне, поэтому могут возникнуть и в состоянии смутного сознания. Они могут (так же как и при внешнем восприятии) приходить из разных мест, иметь различные, даже противоречивые качества. Внутренне восприятие при этом связано по сложной связи и с внешним восприятием, возможно, это возвраты к словесным и образным остаткам, вновь осознанные и создающие еще одну часть процесса мышления на границе Восприятия--Сознания.
Лучшим примером для иллюстрации этих процессов Фрейд указывает психический ряд наслаждение – неудовольствие. При этом Фрейд указывает, что ощущения с характером наслаждения не имеют в себе ничего, настойчиво требующего (заявляющего о себе настойчиво), а вот ощущения с характером неудовольствие настойчиво обращают на себя внимание возникающим напряжением и требуют разрядки во внешний мир. При этом напряжение, вызываемое потребностями (неудовольствия), так же как и боль, может оставаться и пониматься как бы нечто среднее между внешним и внутренним восприятием, а боль, даже пришедшая извне, проявляет себя как восприятие внутреннее. Поэтому и ощущения, и чувства внутреннего восприятия делаются сознательными (осознаются) только по прибытии в систему Восприятия (проявляются в системе В-СЗ). Поэтому проблема боли на границе внешнего/внутреннего в проявлении и понимании ее как внутреннего восприятия в силу специфики человеческих реакций, даже если эта боль возникает от воздействия внешних факторов и нахождение поэтому ее проявления в среднем состоянии между внешним и внутренним восприятием, что явно усложняет выявление причин боли (болезненного состояния).
Теперь подробнее о фрейдовском «Я», «Оно» и «Супер Я».
Представления о «Я»
Выше уже пришлось упомянуть о «Я» личности, которая в общем плане, по Фрейду, представляет из себя связанные организации психических процессов в личности. Оно (сознание) исходит из Восприятия (В) как некоего своего ядра и затем охватывает предсознательное (неосознаное), опирающееся на остатки воспоминаний. При этом «Я» бессознательно (по Фрейду, бессознательное как раз и является естественным состоянием личности каждого человека).
Для более полного определения и выявления «Я» Фрейд вводит понятие «Оно», на котором и в соотношении с которым характеризует личностное «Я» человека. «Оно», можно сказать, изначальная система личности, хранилище инстинктов, заданных и выработанных эволюцией человека как вида. При этом «Оно» еще и вместилище вытесненного из «Я» (и из «Сверх Я»). Поэтому «Я» охватывает «Оно» и является его представителем во внешнем мире.
Поэтому «Я» постоянно пытается примирить внешний мир с «Оно» и наоборот это самое «Оно» с внешним миром, поскольку «Оно» не знает моральных ограничений, являясь вместилищем (как уже указано выше) инстинктов и побуждая постоянно действовать сообразно этим инстинктам, один и мощнейший из которых – инстинкт продления рода (жизни), постоянно проявляющийся в сексуальном влечении (либидо).
«Я» стремится овладеть «Оно», в итоге подчиняясь ему (подобно всаднику, не желающему расставаться с конем и ведущем поэтому коня туда, куда хочет конь). Поэтому «Я» происходит от «Оно», нечетко от него отделено и частично с ним сливается, охватывает «Оно» не полностью и, можно сказать, является видоизмененным под воздействием восприятия (дифференциации) «Оно». «Я» по большей части образуется из растворенных нагрузок «Оно» (загрузок или идентификаций с собой объектов-личностей, выбираемых под воздействием «Оно»).
Первые из этих идентификаций, оставивших максимальный и неизгладимый след, регулярно проявляют себя в «Я» как «Сверх» или «Идеал Я». Поэтому «Я» является неким представителем «Оно» и посредником между «Оно» и «Сверх Я», одновременно представителем обоих этих образований во внешнем мире, вынуждено приспосабливаться и приспосабливать интересы этих элементов психики к реальности.
При этом поскольку «Я» проходит через Восприятие и систему Восприятие–Сознание и получает ощущения в том числе от органов тела (поверхностное или телесное восприятие), причем эти восприятия по большей части и исходят от поверхности тела, то «Я» в первую очередь телесно.
«Я» и «Сверх Я». Идентификации
«Сверх Я» – психическое образование (элемент психики человека), появляющееся вследствие первой идентификации человека в раннем возрасте, в идеальном варианте идущей по мужскому или женскому типу. Рассматривать этот процесс, по Фрейду, необходимо с двух сторон:
- во-первых, поскольку эта идентификация первая, она оставляет сильнейший и неизгладимый след на психике (ее организации) человека;
- во-вторых, этот процесс связан с преодолением Эдипова комплекса (мальчик ассоциирует-идентифицирует себя себя с отцом (овладевает им), поскольку происходит загрузка объектом любви-желания: матерью, то отец постепенно становится препятствием; девочка, соответственно, ассоциирует-идентифицирует себя с матерью и объект любви-желания (загрузки) – уже отец, а мать через определенное время – препятствие; затем при нормальном развитие идет преодоление этого желания через социальные, воспитательные и религиозные установки-запреты, при этом опять же при нормальном развитии у мальчика остается любовь к матери как продолжение отцовской любви, но без сексуальных окрасок, а у девочки к отцу как продолжение материнской любви).
Чем быстрее и сильнее происходит преодоление Эдипова комплекса, тем сильнее потом становится «Сверх Я» в качестве нравственного поэтому и часто запретительного элемента, взаимодействующего с «Я» человека, «Сверх Я» становится сравнимо с совестью человека (во всяком случае, с осторожностью, продолжая выводы Фрейда, можно его назвать составной частью совести). «Сверх Я» проявляет себя на протяжении всей жизни человека, именно поскольку формируется при вышеизложенных факторах (самая первая идентификация, когда «Я» еще было слабым и не могло оказывать сопротивление, наследница Эдипова комплекса внесла в «Я» самые грандиозные объекты). При этом «Сверх Я» все-таки вышло из «Оно» и очень близко к нему, но является и частью «Я» (результатом первых и самых сильных загрузок и идентификаций), поэтому может быть представителем «Я» в «Оно».
Идентификация — уподобление себя объекту (результат загрузки объектом, затем уподобления себя ему), по Фрейду, загрузка объектом часто единовременна с идентификацией (представляет собой изменения характера, когда объект еще не покинут).
Фу... И это далеко еще не все. Но, по-моему, уже этого достаточно, чтобы просто и тихо сойти с ума. А ведь все вышеприведенное на полном серьезе изучают медики-психиатры и психологи. А мы потом к ним обращаемся за помощью... А так вообще здорово: начитался Фрейда без подготовки – и к психиатру (или психологу). Круг и замкнулся. Можно так и ходить по нему: от Фрейда в больничку, а оттуда опять к Фрейду и снова в клинику...
Ну а если серьезно — всем рекомендую постараться почитать лекции дедушки Фрейда: сразу начинаешь понимать, откуда ноги растут у всех сегодняшних проблем европейского мира, который в свое время принял все фрейдовские постулаты на ура...
Но нам-то это точно ни к чему!
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить: