Хочу не сообщать нотариусу о других наследниках и забрать всё себе: что будет?

1 593 дочитывания
77 комментариев
Эта публикация уже заработала 131,23 рублей за дочитывания
Зарабатывать

При открытии наследственного дела нотариус может попробовать выяснить полный круг наследников. Хоть по закону это не его обязанность, но разослать информацию по адресам известных ему лиц нужно. Поэтому вопрос к первому обратившемуся за наследством гражданину всё-таки возникнет: «А не знаете ли вы еще кого-то, кто мог бы претендовать на наследство?»

И что делать, если наследование происходит по закону, и вам известно о наследниках первой очереди? Но они годами не вспоминали об ушедшем в мир иной родственнике. А теперь что же, возьми и отдай добровольно им всё, когда есть вы, следующий за ними, но не менее достойный наследства претендент?

Молчание – золото?

На самом деле вопрос довольно спорный. Многие люди считают, что если вовремя, в течение 6 месяцев не заявить о своём праве на наследство, то это можно сделать и позднее. На практике такие случаи не единичны, и суды действительно могут помочь восстановить пропущенный срок.

Так, например, в одном наследственном деле тётя не сообщила дочери своего родного брата о его кончине. Наследница первой очереди в судебном порядке признала причину пропуска срока для обращения к нотариусу уважительной и срок восстановила (апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2018 г. по делу № 33-11172/2018).

Однако не всегда удача оказывается на стороне наследников, оставшихся без наследства.

Если нет оснований признать гражданина-«молчуна», утаившего информацию, недостойным наследником в силу ст. 1117 ГК РФ, то не знавшие о наследстве родственники могут услышать в суде и совершенно противоположное мнение.

Например, о том, что желание принять наследство должно подкрепляться действиями самого претендента и не ставиться в зависимость от действий других наследников или их представителей (апелляционное определение Московского городского ссуда от 10.11.2017 г. по делу № 33-46615/2017).


Отсюда ВЫВОД ПЕРВЫЙ: граждане, которые могли бы уведомить родственников, но не пожелали делиться наследством, не обязаны искать всех претендентов на имущество.

Известить наследников об открывшемся наследстве обязан нотариус (ст. 61 Основ законодательства РФ о нотариате). Только и эта обязанность распространяется лишь на тех лиц, о которых нотариусу известно. Розыск всех до единого наследника в списке его компетенций тоже не значится.

Шанс восстановить срок для принятия наследства и признать себя в суде наследником можно только при доказанности следующих обстоятельств (п. 40 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2012 г. № 9):

  • человек не знал и не должен был знать об открытии наследства по причине тяжёлой болезни, беспомощного состояния, неграмотности и т.п. (ст. 205 ГК РФ);
  • установленная причина препятствовала принятию наследником наследства в установленные 6 месяцев;
  • при этом не считаются уважительными причинами кратковременное расстройство здоровья, незнание норм права, отсутствие у наследника сведений о составе наследственного имущества и т.п.

ВЫВОД ВТОРОЙ: наследник, которому не сообщили об открывшемся наследстве, при пропуске срока на принятие наследства может только через суд добиться защиты своих прав.

ВС РФ на стороне «молчунов»

То, что в наследственных делах каждый сам за себя, доказывают и примеры из практики Верховного Суда РФ (определение от 22.01.2019 г. № 5-КГ 18-268).

Сестра покойного брата получила свидетельство о праве на наследство, завладев в итоге квартирой, домом с участком и банковским вкладом. О том, что у брата есть взрослая дочь, она умолчала у нотариуса. Примерно через год после кончины отца дочь поинтересовалась его судьбой. Поступок тёти её возмутил.

В Мосгорсуде наследнице первой очереди удалось отменить документ нотариуса о наследстве и восстановить пропущенный срок на принятие наследства на основании ст. 10 ГК РФ (злоупотребление правом). Фактически в первой инстанции тётя была наказана за своё молчание.

Но дело дошло до Верховного суда, где ситуация получила совсем иное толкование.

Суд подтвердил, что не существует такой законом установленной обязанности для претендентов на наследство, как поиск и оповещение других наследников, а также обязанности информирования нотариуса о них, а значит, злоупотребления правом не было и статья 10 ГК РФ была применена неправильно.

ВЫВОД ТРЕТИЙ: родственник, скрывший важную информацию от нотариуса и наследников в своих корыстных целях, не расценивается законом как правонарушитель.

Отсутствие сведений о смерти отца у дочери посчитали исключительно её виной. Признать уважительной причиной отсутствие отношений с родителем из-за несхожести характеров суд отказался.

Таким образом, суд снова доказал, что в наследственных делах каждый сам за себя и имеет полное право рискнуть, умолчав у нотариуса о других известных ему родственниках.

А морально-этическая сторона вопроса так и остаётся в итоге нерешённой. Вероятно, здесь тоже у каждого найдётся свой ответ.

Каждый день разбираем правовые и практические аспекты нашей жизни. Делитесь информацией здесь на 9111.ru и в других социальных сетях с указанием авторства.

Проголосовали: 92

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

77 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 77
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые
31.01.2020, 00:17
Москва

Если думают о наследстве, то должны интересоваться как человек живет, проявлять внимание, оказывать посильную помощь. Тогда будут в курсе и не пропустят время заявления о своих правах на наследство.

+91 / -5
картой
Ответить
31.01.2020, 07:15
Мокшан

Вот именно, проявлять внимание и помощь.

+29 / -2
Ответить
Страховой агент Ирина Николаевна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 15.2М
06.02.2020, 09:38
Тула

Конечно.

Если папаша не хотел видится с детьми, пол жизни, пытался уклониться от алиментов, а вторую половину, вообще не платил...

А детки выросли и...

НатальяПишет 31.01.2020 в 00:17
должны интересоваться как человек живет, проявлять внимание, оказывать посильную помощь.

У Вас, с головой то, всё нормально?

+10 / -3
Ответить
06.02.2020, 11:14
Мокшан

А у Вас? Не папашка думает о наследстве, а детки, которые выросли.

+8 / -4
Ответить
Страховой агент Ирина Николаевна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 15.2М
11.02.2020, 09:59
Тула

Есть такая пословица -

С ПАРШИВОЙ ОВЦЫ, ХОТЬ ШЕРСТИ КЛОК.

+1 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Ирина НиколаевнаПишет 06.02.2020 в 09:38
У Вас, с головой то, всё нормально?

Если они вычеркнули из своей жизни папашку, который не уделял им внимания, а соответственно и они ему, то также вычеркните и мысли о наследстве! Если стали чужими, то и будьте чужими во всём до конца, а не вспоминайте, что вы родственники, когда это выгодно! Не надо двуличия: пока живой, то никто, а как умер, так сразу родственники!

DELETE

ВикторПишет 06.02.2020 в 21:21
будьте чужими во всём до конца
Не получится ДНК не изменить.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (1)
DELETE

1) Я представил такую ситуацию. Когда бывший попаша избивал, резал бывшую жену и детей, не платил алименты, не интересовался и не принимал никакого участия в жизни детей. А потом эти выросшие дети должны "проявлять внимание и оказывать посильную помощь" такому жлобу и садисту и интересоваться не здох ли он, и не оставил ли наследство? Это не правильно.

2) "должны интересоваться как человек живет, проявлять внимание, оказывать посильную помощь." - это выросшие дети будут и так делать по отношению к нормальному отцу.

Обязательно надо включить в обязанности нотариуса разыскивать всех наследников первой очереди. И особенно детей которые пострадали от отцов садистов и им в первую очередь отдавать наследство.

06.02.2020, 17:16
Ряжск

ВладиславПишет 06.02.2020 в 15:54
это выросшие дети будут и так делать по отношению к нормальному отцу.

не факт. У нас выросшая дочь, как только нашла себе мужика и забыла кто ее вырастил и не дал спиться, и стать проституткой в малом возрасте (мать у нее лишена родительских прав, дочери 24 годика). Уже 2 января год был как она про нас благополучно забыла.. про отца в том числе. При встрече даже "здрасте" не сказано было. Хотя я тоже думала, что будет опорой и в мыслях таких действий от нее не ожидалось. Но все 20 лет, которые я ее воспитывала, видимо были в маске (ложь, двуличие и лицемерие), других оправданий я не нахожу. Так что не всегда происходит, как должны...

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
07.02.2020, 22:04
Чебоксары

Согласна с Вашим мнением: розыск наследиков и информирование их об открытии наследства целесообразно возложить на лицо официальное и незаинтересованное, тем более, если родственники утеряли между собой связь, то им найти друг-друга весьма затруднительно: если до недавнего времени адресные бюро при паспортно-визовых отделах ОВД на платной основе любому выдавали любой адрес, то теперь делают это только с согласия разыскиваемого. Или передают ему контакты разыскивающего, чтобы он по своему усмотрению с ним связался. Госудство бдит персональные данные граждан! Вот так-то...

+5 / 0
Ответить
Страховой агент Ирина Николаевна
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 15.2М
04.02.2022, 12:18
Тула

АляПишет 07.02.2020 в 22:04
розыск наследиков и информирование их об открытии наследства целесообразно возложить на лицо официальное и незаинтересованное

Мало того, я считаю, что дети не должны лишаться наследства ни по каким основаниям. Никаких "сроков давности" быть не должно. А только в случае прямого, личного отказа в суде от принятия наследства.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
31.01.2020, 08:07
Долгопрудный

Считаю, что не нужно и что ВС прав. Им родители не нужны, наследство им их нужно! Не помогала, не интересовалась судьбой и самочувствием отца, ну так и живи дальше без всего и без него.

+50 / -6
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
31.01.2020, 14:21
Долгопрудный

Человек, который хочет вступить в наследство, обязан быть близким человеком не только по документам, но и в жизни! А если он не общался, игнорировал возможно необходимую помощь, то назвать его близким по жизни нельзя!

+34 / -5
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Я считаю, что извещение всех наследников - прямая обязанность нотариуса...

+22 / -1
картой
Ответить
01.02.2020, 20:06
Москва

"прямая обязанность нотариуса"...-Это БЕСПЛАТНАЯ обязанность? Найдёт он кого-то, а тем нахрен ничего не нужно...

+4 / -2
Ответить

Я не вполне поняла вашу мысль...

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
06.02.2020, 07:55
Курган

Подруга оформила наследство, заплатила почти 30000, чтоб продолжать жить в квартире где она и жила с детьми! Посчитали процент от кадастровой стоимости имущества-то что дети несовершеннолетние, осталась без мужа-никого не волнует. Это Вы называете,, бесплатно,, ?Нотариусы заелись, не за что деньги рубят. И никакой ответственности при этом!

+13 / 0
Ответить
06.02.2020, 10:32
Губкин

Вы не должны были платить за фактически принятое наследство! Только за услуги нотариуса.

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
06.02.2020, 15:10
Москва

"Подруга оформила наследство, заплатила почти 30000,"...-как дорого, но платить конечно надо, если пришёл и оформляешь наследство. Мне мама при жизни подарила через МФЦ-обошлось 2 000 руб. и без нотариуса, который сказал 20 000 руб. за завещание. (до этого я говорила про случаи, если нет никакого завещания).

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)
02.02.2020, 08:46
Москва

"извещение всех наследников - прямая обязанность нотариуса"...-Когда человек похоронил родственника и пришёл к нотариусу, НОТАРИУС САМ ИЩЕТ ВСЮ ОСТАЛЬНУЮ РОДНЮ? Да ещё бесплатно, т.к. это его обязанность? КАК ИНТЕРЕСНО...

+6 / -2
Ответить

Не обязательно лично. Достаточно представить нотариусу список. Моя мысль вот в чем: справедливо будет не допускать к наследованию тех, кто утаил информацию об остальных наследниках.

+9 / -13
Ответить
02.02.2020, 17:44
Москва

"кто утаил информацию об остальных наследниках."...-ЕРУНДА. Когда умер мой отец и я пришла к нотариусу, тот у меня спросил: "Есть ли ещё другие дети?" Я сказала, что есть и тем ничего не надо. И я спросила:"Нужно лично к Вам придти и СКАЗАТЬ, ЧТО НИЧЕГО НЕ НАДО?" Нотариус что-то пробормотал себе под нос и на этом всё закончилось.

+4 / 0
Ответить

А должен был известить их,я считаю. Чтоб избежать ситуации, когда им как раз очень надо, но кто-о решил за них, что это не так.

+13 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
03.02.2020, 12:55
Москва

"А должен был известить их"...-Если у нотариуса ХРАНИТСЯ завещание и ему ЗАПЛАТИЛИ, то он должен известить тех, кто указан в завещании. А больше нотариус ничего не должен. Приходи сам и заявляй, что ты на что-то претендуешь. И ПРАВИЛЬНО.

+16 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.02.2020, 20:07
Великий Новгород

А зачем же он тогда спрашивал, есть ли другие наследники? Для проформы, получается.

И даже при наличии завещания, хранящегося у нотариуса и оплаченного, он не озаботился, чтобы известить-в случае моих близких.

+7 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
05.02.2020, 08:34
Москва

А если я отвечу нотариусу, что не помню и не знаю сколько детей у моего папаши, ЧТО БУДЕТ? НИЧЕГО!

+5 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
Пенсионер Тамара
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 91
06.02.2020, 07:40
Киреевск

Я оформляла квартиру мамы. Наследницой еще была моя племянница за умершим отцом и моим родным братом. Совесть не позволила это скрыть. Она написала отказную.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
06.02.2020, 12:00
Санкт-Петербург

Вам повезло! Нас нотариус заставил привезти, что бы они писали отказ. Где-то тыс в 20 отказ вышел. При условии, что человек вообще ничего не хотел: ни наследства, ни напрягаться.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
06.02.2020, 15:02
Москва

"Нас нотариус заставил привезти,"...-Вот и надо разобраться в законе: что мы должны, а что не должны. Может, люди давно не общаются и не знают адреса проживания. И не знают сколько желающих будет (на гнилой гараж). Кого привозить и за чей счёт? НО, В ЭТОЙ СТАТЬЕ НИЧЕГО ЭТОГО НЕТ. НАХРЕН ЕЁ ПИСАЛИ?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Не врите, отказ от наследствп стоит 1 тыс. Руб.

раскрыть ветку (0)
06.02.2020, 19:23
Санкт-Петербург

А тот, кому это наследство не нужно было, думаете забесплатно день потерял? Такси туда, такси обратно и ему "за беспокойство". А не сказали бы нотариусу - не было бы проблем - не знаем и все тут...

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (9)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (2)
30.01.2020, 23:12
Казань

Известить наследников об открывшемся наследстве обязан нотариус (ст. 61 Основ законодательства РФ о нотариате). Только и эта обязанность распространяется лишь на тех лиц, о которых нотариусу известно.

- а у нотариуса иное мнение... сами прийти должны... лучше приползти на четвереньках... может, что и скажет, нотариус... (слишком умным на западные фильмы не ссылаться)

+18 / -1
картой
Ответить
31.01.2020, 00:37
Москва

Согласна. Если такие родственники, что даже не интересуются, жив ли наследодатель вообще и в течение последних 6 месяцев, то за что им манна небесная? Но на халяву все хотят.

+34 / -6
Ответить
31.01.2020, 22:00
Санкт-Петербург

Гость_6852955Пишет 31.01.2020 в 00:37
Если такие родственники, что даже не интересуются, жив ли наследодатель вообще и в течение последних 6 месяцев, то за что им манна небесная

Именно так.

Вот здесь классический пример.

Еще раз о наследстве, или непутевая дочь

www.9111.ru

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
Показать комментарии (77)
Главная
Коллективные
иски
Добавить Видео Опросы