Порядок проведения внеплановых проверок Роспотребнадзора
Анонс
Как правильно действовать при внеплановых проверках органов Роспотребнадзора
Дескрипшен
Внеплановые проверки органов Роспотребнадзора всегда являются серьезными испытаниями для предпринимателей. Какие при этом права имеются у проверяемых, и на что им необходимо обратить внимание в первую очередь, будет рассказано в настоящей статье.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ОРГАНАМИ
РОСПОТРЕБНАДЗОРА
В каких случаях проводятся внеплановые проверки Роспотребнадзора
К полномочиям Роспотребнадзора относится выполнение контроля санитарно-эпидемиологической ситуации:
-в пунктах общественного питания (в кафе, в ресторанах, в столовых);
-на всех промышленных предприятиях, которые имеют отношение к производству продовольственных товаров и не только (по условиям работы, по состоянию помещений);
-при составлении строительной документации, при производстве строительных работ.
Внеплановые проверки могут быть документарными и выездными. Документарные проверки проводят в помещениях Роспотребнадзора, а выездные – непосредственно в организациях.
Как специалистам подготовиться к проведению проверок органами Роспотребнадзора
В соответствии со статистикой Минэкономразвития, органы Роспотребнадзора проверяют организации чаще, чем другие контрольные органы. Специалисты, представляющие интересы проверяемых организаций должны знать, как проводятся проверки и какие области их ответственности будут проверены инспекторами. Из настоящей статьи можно узнать, какая документация запрашивается контролерами, кто освобождён от проведения плановых проверок и какие будут наказания за допущенные нарушения.
Если задачами считается проведение проверок выполнения предписаний, то инспекторами может изучаться в ходе процедур только то, что относится к этим вопросам, и не более этого.
В случаях, если в ходе проведения проверок будут выявлены новые нарушения, это значит, что в предыдущий раз они были проведены с недостаточной тщательностью. Инспекторы обязаны поставить в известность об обнаруженных нарушениях своё руководство, но при проведении внепланового текущего контроля они не имеют права на вынесение новых постановлений, для этого должны быть назначены другие проверки.
Основания для проведения внеплановых проверок органами Роспотребнадзора
Внеплановые проверки органами Роспотребнадзора должны проводиться в нижеследующих ситуациях:
-после истечения сроков выполнения полученных предпринимателями предписаний об устранении замечаний, которые найдены при проведении плановых проверок;
-по обращениям (заявлениям) от граждан, от организаций, от индивидуальных предпринимателей, от органов исполнительной власти;
-при нанесении в ходе производственных процессов на предприятиях ущерба для жизни и для здоровья граждан, при возникновении техногенных или природных чрезвычайных ситуаций, к примеру, при эпидемиях инфекционных кишечных заболеваний должны быть проверены организации общественного питания, жилищного коммунального сектора и т. д.;
-при нарушениях потребительских прав (по обращениям и жалобам от граждан).
Порядок проведения внеплановых проверок органами Роспотребнадзора
Внеплановые проверки проводятся по постановлениям. При этом чек-листы не используются. Их будет правомерно применять только при плановых инспекциях.
Сроки проведения проверок документарных и выездных форм не могут быть свыше 20 рабочих дней.
При проведении проверочных мероприятий необходимо учитывать режим работы проверяемых организаций.
Документарные проверки органами Роспотребнадзора проводятся в своих помещениях. В постановлениях приводятся требуемые перечни документов. Проверяемые организации привозят их к инспекторам в форме копий, которые заверены простым способом. Их не требуется нотариально заверять. Кроме этого, по согласованию с инспекторами следует предоставлять документы в электронной форме при помощи электронной почты.
Запрещается требовать от организаций документы, которые не относятся к предметам проверок. Если проверяют выполнение производственного контроля, то инспекторы не имеют права запросить копии заключительных актов о медосмотрах, так как они должны запросить данные сведения в медицинских организациях. Ведь в соответствии с приказом №302 н именно медицинские организации, а не работодатели обязаны предоставлять копии этих документов в территориальные управления Роспотребнадзора.
Порядок проведения внеплановых выездных проверок органами Роспотребнадзора
В случаях, если при проведении документарных проверок органами Роспотребнадзора будут выявлены ошибки, нарушения или противоречия, они должны потребовать от организаций предоставления пояснений в письменном виде на протяжении 10 рабочих дней. В случаях, если после них у инспекторов не исчезнут сомнения в подлинности сведений, они имеют право провести выездные проверки.
В ходе всего процесса должны присутствовать руководители или уполномоченные представители организаций. Уполномоченные представители должны иметь доверенности для представления интересов своих работодателей, которые передаются инспекторам.
Проведение плановых и внеплановых проверок органами Роспотребнадзора начинают с предоставления инспекторами служебных удостоверений и ознакомления уполномоченных представителей с их обязанностями и правами в соответствии с Федеральным законом №294-ФЗ. Проверяемым должны быть вручены распоряжения о проведении выездных проверок с указанием их предметов, а также предоставлена информация о полномочиях инспекторов. Лица, которые не перечислены в распоряжениях, не имеют права присутствовать при данной процедуре. Это также относится и к привлекаемым экспертам.
Принимающие стороны обязаны предоставить доступ инспекторов на свою территорию, в здания, в помещения, к сооружениям, к транспортным средствам, к оборудованию, к складированным грузам, к сырью, к произведённой продукции и прочим объектам, которые указаны в распоряжениях.
Самым плохим решением будет закрытие доступа на какие-либо объекты (склады, помещения и т. д.). Это будет расценено как непредоставление доступа инспекторов к предметам проведения проверок. В связи с этим следует оказывать инспекторам содействие в полном объёме, давать нужные объяснения, открывать перед ними любые двери, чтобы у них не возникли никакие сомнения.
Чистосердечное признание собственной вины (если она имеется) сможет помочь если не понизить суммы штрафов, то получить консультации инспекторов по самым оптимальным выходам из сложных ситуаций.
В случаях, если проверяемые считают претензии, предъявляемые надзорными органами незаконными, то будет правильнее обжаловать их действия в судебных органах, чем чинить препятствия для их деятельности. Суды имеют право вполовину понизить размер штрафов, если работодатели докажут малую значительность выявленных правонарушений.
Проведение внеплановых проверок органами Роспотребнадзора в 2020 году
В 2020 году процедура проведения внеплановых проверок органами Роспотребнадзора не изменилась. Использование чек-листов для проведения внеплановых проверок не регламентируется, соответственно, следует руководствоваться Федеральным законом №294-ФЗ.
Законно ли проведение внеплановых проверок органами Роспотребнадзора без предупреждений
Сообщение о проведении проверок за сутки до их начала не выдаётся в тех случаях, когда в действиях проверяемых индивидуальных предпринимателей или юридических лиц имеется угроза для здоровья и жизни граждан, животных, растений, окружающей среды, объектов культурного наследия и безопасности страны. В связи с этим, если на предпринимателя поступит жалоба, что он подпольно продаёт контрафактные спиртные напитки, никто не будет его предупреждать за сутки по телефонам или электронной почте. Инспекторы придут внезапно и проведут проверку по существу жалобы.
Проверки поэтому и считаются внеплановыми, что для их проведения нет необходимости составлять графики на предыдущий год и публиковать их на официальных сайтах. Они считаются внезапными мероприятиями, которые призваны на месте установить фактическое состояние дел по состоянию санитарной обстановки в организациях.
Проведение внеплановых проверок органами Роспотребнадзора по жалобам
Внеплановые проверки по жалобам от граждан часто проводятся в сферах общественного питания, розничной торговли, а также в области оказания бытовых услуг (в парикмахерских, в салонах красоты и т. д.).
Граждане обращаются в окно приема обращений и заявлений в территориальных управлениях Роспотребнадзора, а также могут направлять заявления при помощи электронной почты либо сделать звонок по телефонам горячей линии.
Обращения фиксируются, информация проверяется, уточняется, граждане вызываются в соответствующие отделы контрольной и надзорной деятельности для дачи пояснений.
Доказательствами ненадлежащего предоставления услуг могут быть материалы фото-и видеосъемки, письменные показания, кассовые чеки, рекламные проспекты и прочие наглядные сведения, которые показывают, что обращения можно считать обоснованными, а не простыми сведениями счетов.
Анонимные обращения не рассматриваются. В случаях, если граждане решили подать жалобы на действия или бездействия организаций или предпринимателей, они обязаны предоставить в отделы надзорной и контрольной работы собственные персональные сведения. При этом у них имеется право написать заявление, содержащее просьбу об изъятии их персональных сведений из документации, которая является основанием для проведения проверок.
Пример
Одна косметологическая организация занималась диагностикой состояния кожи. Работники организации ловко убеждали свою клиентуру в наличии дерматологических нарушений, обещали улучшение за десять процедур, а затем предлагали чемоданы косметики и сертификаты на предоставление косметологических услуг в кредит при участии заинтересованного коммерческого банка. Размер чеков на услуги начинался от 100 тыс. руб.
Жертвы этих косметологов составили в органы Роспотребнадзора жалобы, в которых имелись ссылки на недостаточность информации об услугах и о возможности аллергических реакций, на отсутствие сведений о калибровке и сертификации приборов диагностики, а также выражали сомнения в наличии отечественных дипломов о среднем или высшем медицинском образовании у сотрудников фирмы.
Все жалобы пострадавших были рассмотрены органами Роспотребнадзора, кредитные договоры были аннулированы, а клиенты смогли вернуть компании чемоданы ненужной им косметики. Банк, предоставивший кредиты, также получил предупреждение о ненадлежащем предоставлении услуг.
Проведение внеплановых проверок индивидуальных предпринимателей органами Роспотребнадзора
Порядок проведения проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отличается числом часов. Проверки не должны быть более 50 часов в год для малых предприятий, и 15 часов в год – для микропредприятий. На это указывается в пунктах 16 и 18 Административного регламента. Под микропредприятиями понимаются индивидуальные предприниматели с числом работающих менее 15 сотрудников.
При этом инспекторами в обязательном порядке учитываются эти часы, совмещая их со временем работы объектов проверок. Продление процедуры возможно в соответствии с решением руководителей территориальных управлений Роспотребнадзора, если имеются обоснования, причем на этот же срок.
Проведение внеплановых новогодних проверок органами Роспотребнадзора
Внеплановые проверки в предпраздничные периоды могут быть инициированы при помощи органов местного самоуправления.
В случаях, если управа района направит такое предложение в территориальное управление Роспотребнадзора, то выпускаются приказы на проведение внеплановых проверок, к примеру, елочных рынков или магазинов, продающих бенгальские огни.
Объекты предупреждаются о приходе инспекторов за одни сутки. При этом предупреждения (уведомления) могут быть направлены как при помощи корпоративной электронной почты, так и по телефонам. Уведомления с получением информации о проведении проверок в данном случае Федеральным законом №294-ФЗ не требуются.
Периодичность проведения внеплановых проверок органами Роспотребнадзора
Внеплановые проверки могут быть проведены по любому из обращений граждан.
Ответственность за нарушения, выявленные органами Роспотребнадзора
Предпринимателям необходимо помнить о том, что повторные нарушения по Кодексу об административных правонарушениях наказываются более строго. Самым тяжким последствием, как правило, бывает дисквалификация по решению судебных органов или закрытие организаций на срок до 90 дней. Дисквалифицировать руководителей и должностных лиц имеют право только судьи, а вот закрыть заводы или магазины могут проверяющие инспекторы. При этом организации не освобождаются от выплаты административных штрафов и обязанностей по выполнению предписаний.