Должен ли платить покупатель за случайную порчу товара в магазине?

В этой публикации расскажу, что нужно делать покупателю в случае случайной порчи товара в магазине. Многие из нас сталкивались с ситуацией, когда неумышленно задевали и разбивали стеклянные бутылки с каким-нибудь напитком в магазине. Случайность. Кто же должен платить за разбитый товар? Для этого обратимся к нормам гражданского законодательства.
В силу статьи ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Кроме того, согласно ст. 459 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.
Следовательно, необходимо определить, кто являлся собственником товара в момент его повреждения или утраты. При розничной покупке в магазине между покупателем и продавцом письменный договор купли-продажи не заключается. Однако формой договора в данном случае согласно ст. 493 ГК РФ будет являться чек. Таким образом, до момента оплаты товара покупателем и получения от продавца чека собственником товара будет считаться магазин, и именно он будет отвечать за риск случайной гибели товара. Но после того как оплаченный товар оказывается в руках покупателя, он становится его собственностью.
Однако вышерассмотренные правила будут действовать только при случайной гибели товара. В случае причинения вреда с умыслом лицо обязано возместить ущерб. Более того, такое противоправное деяние может быть расценено как хулиганство или вандализм. Грубую неосторожность можно определить как непростительное нарушение простейших, элементарных требований заботливости и осмотрительности, известных каждому.
Взыскать стоимость разбитого товара магазин может с покупателя либо в добровольном порядке, либо в судебном. Помните доказать умышленность порчи товар должен магазин. Если покупатель считает, что порча товара произошла вследствие его виновных действий, он может возместить ущерб в добровольном порядке. Однако если покупатель не считает себя виноватым, то заставить его возместить ущерб администрация магазина не вправе.
Покупатель, если он не намерен в добровольном порядке возмещать ущерб, должен в корректной форме объяснить администрации магазина свои доводы, принять участие в составлении акта или протокола, если администрация магазина будет их составлять. Это необходимо сделать потому, что если администрация магазина решит обратиться в суд за возмещением ущерба, то вышеуказанные документы будут являться доказательствами, если в них будут занесены сведения не в пользу покупателя (только позиция администрации магазина), то доказать свою невиновность в суде будет сложно. От составления акта не уклоняйтесь, а лучше подробно опишите на какой полке стоял товар, что по-вашему послужило причиной падения, будет неплохо сделать фотоснимок полок магазина на котором стоял товар. Желательно, чтобы на фотографиях стояла дата и время, а лучше снять видео в магазине, не забудьте измерить расстояние между проемами, если они узкие обязательно отразите это в акте, если причиной послужил скользкий пол, также отразите это в акте. В акте укажите, что проводилась фотосъемка или видеосъемка и укажите модель телефона. Не забудьте попросить книгу жалоб и там подробно опишите ситуацию, укажите причины, послужившие основанием для порчи товара. Обязательно сфотографируйте свою жалобу. Не забудьте про свидетелей, обменяйтесь с ними телефонами.
В большинстве магазинов ведется видеосъемка, если есть возможность, то необходимо просмотреть запись с камеры видеонаблюдения. Все это пригодится Вам в качестве доказательств в случае судебного разбирательства дела.
Помните, покупатель не несет ответственность за случайную порчу товара. Случайность – это не зависящие от вас обстоятельства. Например, Вы спокойно шли и в узком проеме и, не размахивая руками, слегка задели локтем или краем куртки товар и он упал. Виноват магазин. Проемы узкие. Товар расположен не верно. Или, например вы поскользнулись на мокром полу. Виноват опять магазин.
Если покупатель не признает свою вину и отказывается возмещать ущерб разбитого товара, администрация магазина может взыскать стоимость испорченного товара только в судебном порядке. Как правило, администрация магазина обращается в суд за возмещением ущерба, только если данный ущерб был существенным. Поэтому в большинстве случаев вопрос о возмещении вреда в подобных ситуациях решается в досудебном порядке и зависит в основном от самих покупателей и продавцов.
Не хамите администрации магазина, видите себя достойно, но настойчиво.
Помните, что риск за случайную порчу товара покупатель не несет, а правильно составленный акт поможет Вам избежать ответственности в случае судебного разбирательства.
Спасибо за внимание, дорогие подписчика сайта.
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Публикация очень половинчатая. Дельные советы наполовину разбавлены общими рассуждениями.
Запомните следующее:
1. статья 1064 гражданского кодекса РФ «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети..» А именно — тот ее волшебный пункт, в котором написано: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине..»
Что это значит: Если ты поскользнулся на влажном полу и вынес стеллаж с шампанским — твоей вины тут нет, и бить будут не тебя, а вон ту тетку со шваброй..
2. Твой следующий друган — ГОСТ 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий»
Согласно этому ГОСТу, а также СНиПу 2.08.02–89
«Общественные здания и сооружения..», расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра..
Причем чем магазин больше, тем шире должны быть проходы между полками, вот список:
1,4 м — при торговой площади до 100 м 2
1,6 м — при торговой площади св.100 до 150 м 2
2 м— при торговой площади св. 150 до 400 м 2
2,5 м — при торговой площади св. 400 м 2
А детский лепет, что "проходы у вас узкие" оставьте "юристам".
3. 203 статья Уголовного Кодекса РФ. Она поможет тебе, если в дело решит ввязаться охранник магазина.
Если охранник начал грубить, угрожать, хватать за капюшон, обыскивать сумку — напомни ему о 203 статье УК.. Он порадуется, узнав, что его активные зажигательные действия в твой адрес караются лишением свободы на срок до 7 лет, ибо это — превышение полномочий служащего Частного Охранного Предприятия (ЧОП).
Если не дай Бог, что-то произойдёт, ваши действия:
Заявляй о своей невиновности и, если администратор пойдет на конфликт, требуй жалобную книгу. Подробно опиши случившееся, включая время катастрофы (оператор камеры видеонаблюдения скажет тебе спасибо), свидетелей (ты сам себе скажешь спасибо, если дойдет до суда), и основных участников парада.
Также требуй составления акта о порче товара, в котором обязательно зафиксируй все сопутствующие обстоятельства: скользкий пол, узкие проходы между стеллажами...
Скорее всего, конфликт рассосется еще на этапе требования жалобной книги. Если же бесноватый персонал не унимается, предложи магазину подать на тебя в суд (иного законного способа заставить тебя оплатить разбитую посуду нет). Судебные издержки и неизбежные визиты проверяющих инспекций охладят пылких сотрудников и позволят тебе выйти из ситуации с прямой спиной и гордо поднятым подбородком.
И запомние, один из признаков квалификации юриста - это когда он свои рассуждения подкрепляет ссылками на нормативные документы. Если этого нет - лучше ищите другого специалиста.
Спасибо за подробности и яркое изложение! За мелкий товар не связываются продавцы, но могут развести совестливых пожилых пенсионеров, которые за какую-нибудь разбитую ими бутылку сока, задев ее сумкой, тележкой, готовы расплатиться, лишь бы избежать позора (для многих из них быть в центре внимания щекотливой ситуации является позором), и разводит обычно нагловатый, напористый охранник. Была дважды свидетелем подобной ситуации. Пришлось заступиться за бабулек и поставить на место пылких охранников.
Благодарю за интересную публикацию.
Спасибо!
Не приходилось, не бываю в магазинах..
Счастливчик!))
Здоровья нет ходить, соц работник приносит всё 🤗🌹🌹🌹
Тогда здоровья Вам!
Взаимно и Вам Элла 🙏🤗🌹
Познавательно.