Порядок государственной регистрации недвижимости
Анонс
Как зарегистрировать недвижимость в органах Росреестра
Дескрипшен
Объекты недвижимости стали полноценными участниками в гражданском обороте относительно недавно. Ранее действовала целая индустрия недобросовестных граждан, которая занималась с отъёмом жилплощади. Даже после вступления в силу Гражданского кодекса РФ, регистрация недвижимости осуществлялась в Бюро технической инвентаризации (БТИ). При этом проблемы только скапливались, не было единого порядка необходимых действий. Сложившаяся ситуация не позволяла продолжать БТИ выполнение регистрационных функций. Это привело к целесообразности создания специального федерального органа, который осуществляет процедуры регистрации недвижимых объектов. Благодаря данной мере, в области оборота недвижимости смогли навести порядок и теперь все объекты встали на учёт.
ПОРЯДОК ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
В ОРГАНАХ РОСРЕЕСТРА
Законодательное основание процесса регистрации недвижимого имущества заложено в статье 131 Гражданского кодекса РФ. Установленные порядки конкретизируются в Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним». Официальное юридическое понятие процесса государственной регистрации недвижимых объектов содержится в статье 2 вышеупомянутого закона. Под ним подразумевается юридическое действие, которое заключается в подтверждении и признании государственными органами возникновений, ограничений, обременений, переходов, а также прекращений прав на объекты недвижимости согласно Гражданскому кодексу РФ, и считается единственно возможным доказательством подтверждения наличия таких прав. Данный термин помогает установить главные особенности, при помощи которых характеризуется этот процесс.
Отличительные черты процесса государственной регистрации недвижимых объектов
Необходимо выделить нижеследующие черты процесса государственной регистрации недвижимости:
-Процесс государственной регистрация прав на объекты недвижимости является юридическим актом. Его определение имеется в теории гражданского права. Под ним подразумевают действия, которые направлены на достижение результатов. В подобном случае говорится о результативных актах, так как вся деятельность, которая ведётся федеральным органом нацелена на фиксацию новой информации в Едином государственном реестре прав или на отказ в ней. Отменить эти действия возможно только при помощи судебных органов.
-Главным результатом процесса регистрации недвижимости является признание государством прав на собственность или обременений. Это значит, что любые государственные властные органы обязаны уважать и принимать права граждан на те или иные объекты недвижимости или их доли.
-Следующим результатом процесса государственной регистрации недвижимости является подтверждение фактов наличия прав на недвижимые объекты для третьих лиц. В соответствии с этим положением, наличие подтверждений, которые дали федеральные органы, осуществляющие процессы регистрации, является основанием для уважения и принятия прав граждан на отдельные объекты недвижимости или их доли.
-Понятием государственной регистрации недвижимости предусматривается эксклюзивность в подтверждении прав на недвижимые объекты со стороны государственных органов. Юридическую значимость имеют только такие процедуры, которые являются обязательными для всех. Никакие другие органы не имеют права дублирования функций, которые предоставлены федеральному органом, осуществляющему регистрацию прав и внесение соответствующей информации в Единый государственный реестр прав.
Принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимые объекты
Главные правила, которые являются базовыми для ведения всего процесса, связанного с государственной регистрацией недвижимых объектов, содержатся в главе I Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним» и в статье 131 Гражданского кодекса РФ. В них присутствуют конкретные перечни, содержащие самые важнейшие требования.
Существующий порядок основан на нижеследующем:
-Единство государственного реестра прав в соответствии со статьёй 2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним». Требованиями предусматривается наличие единой информационной базы. При её помощи упрощаются процессы технического сопровождения и учёта. Помимо сказанного, в ответственной службе создаются алгоритмы, которые необходимы для недопущения дублирования записей. Это имеет большую значимость, так как позволяет получать точные сведения независимо от регионов, в которых подаются запросы.
-Обязательность выполнения государственной регистрации прав на недвижимость в соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним». Любые объекты, их доли и права, которые связаны с недвижимостью, должны отражаться в государственном реестре. Исключением являются только те ситуации, когда права на недвижимые объекты появились до того, как вступил в силу данный закон. Они могут подтверждаться документами БТИ, а также нотариально заверенными договорами купли-продажи.
-Информация из Единого государственного реестра прав имеет открытый характер в соответствии со статьёй 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним». Это значит, что она доступна для всех желающих. Граждане могут получить информацию при помощи подачи соответствующих запросов в федеральные органы власти, которые ответственны за выполнение данной процедуры.
Задачи и цели, которые преследует государственная регистрация прав на недвижимость
Можно выделить нижеследующие задачи и цели, которые преследуются государственной регистрацией сделок с объектами недвижимости:
-Защита прав собственников недвижимых объектов и граждан, которые имеют обременения. Участникам правовых отношений предоставляются услуги модератора, который меняет статусы собственности на недвижимость, на доли в ней и выполняет прочие операции на основании представленной документации. В случаях нарушения участниками сделок установленных правил следуют отказы в регистрации.
-Обеспечение прозрачности гражданского оборота недвижимости. Доступность сведений помогает сторонам сделок не бояться возникновения непредвиденных обстоятельств. Все стороны после изучения документации, могут в самостоятельном порядке установить факторы, которые влекут отказы в регистрации.
-Достоверность и гласность, которые составляет информация о правах. Требования предоставления сведений удовлетворяются.
-Фискальные цели, которые заключаются в возможностях контроля того, какие доходы получают стороны сделок. У налоговой инспекции не возникает проблем при фиксации размеров прибыли в случаях продажи недвижимости, так как за органами Росреестра закрепляется обязанность предоставления таких сведений.
-Предотвращение и профилактика действий, нарушающих законодательство.
Процедуры, которые позволяют вести учёт и регистрировать права на недвижимые объекты, имеют большую значимость. При их помощи появились возможности минимизации проблем, которые возникают из-за недобросовестности участников данного рынка. Они решают и прочие задачи. При их создании получилось решить дополнительные проблемы. В качестве одной из них выступала документация на незавершенные объекты строительства. На протяжении долгих лет подобные объекты имели статус правовой неопределенности. Действовавшее законодательство не позволяло их считать оборотоспособными. В настоящее время собственники могут получить документацию, которая подтверждает их права.
Какие сделки и права необходимо регистрировать в органах Росреестра
Главные виды прав, которые необходимо регистрировать, перечислены в статье 4 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним». В данный перечень входит нижеследующее:
-Права собственности, а также прочие вещные права на объекты недвижимости, а также сделки с ними. К ним относятся участки земель, участки недр, сооружения и здания. Помимо этого, согласно данной норме подлежат регистрации предприятия как имущественные комплексы, а также доли прав собственности.
-Обременения и ограничения, которые связаны с недвижимостью. К ним относятся ипотечные кредиты, доверительное управление, безвозмездное использование по отношению к историческим и культурным объектам, сервитуты, а также наём и аренда. В последнем случае необходимо регистрировать договора, которые заключены на срок более одного года.
-Транспортные средства, которые приравнены к недвижимым объектам, также необходимо ставить на учёт в соответствии с отдельными нормативными актами.
Порядок регистрации прав на объекты недвижимости
В целях регистрации прав на недвижимые объекты или их переходов, следует подготовить определённую документацию. В случаях, если у собственников или других заинтересованных лиц отсутствует необходимый опыт, лучше воспользоваться сопровождением юристов, которые оказывают подобные услуги и знают все их тонкости. Рекомендуется привлекать не знакомых специалистов, которые осуществляют другие виды деятельности, а именно работающих в данной области. Услуги, которые предусматривают сопровождение, обязательно окупятся, так как они позволяют сэкономить значительные временные и материальные ресурсы.
В случаях, если объекты недвижимости находятся в собственности продолжительное время, то вероятность их постановки на кадастровый учёт является высокой. В связи с этим будет необходимо воспользоваться услугами, которые предусматривают подобное сопровождение. В качестве итогов работы юристов выступает получение кадастровых паспортов, которые необходимы для проведения сделок с недвижимостью.
Процедурой регистрации сделок не предусматривается сроков для предоставления документации. Считается, что бывшие собственники стремятся быстрее передать свои объекты, а новые собственники - оформить все документы. По данной причине они сами заинтересованы в завершении процедур регистрации прав на недвижимость в самые кратчайшие сроки.
В качестве уполномоченного на регистрацию недвижимости федерального органа выступает Росреестр. Участники сделок могут обратиться в любое из его подразделений. Альтернативным вариантом являются многофункциональные центры. Их число постоянно возрастает и подача документов подобным способом считается более удобной.
Необходимая документация для регистрации прав собственности на объекты недвижимости
Для осуществления необходимых действий будет нужна нижеследующая документация:
-гражданские паспорта участников сделок;
-договоры купли-продажи или иные соглашения в трёх экземплярах;
-квитанции об уплате государственных пошлин;
-кадастровые паспорта объектов недвижимости;
-документальные доказательства, которые свидетельствуют о передаче денежных средств.
Могут предъявляться дополнительные требования, зависящие от особенностей правового статуса владельцев недвижимости, которые включают в себя согласия от органов опеки и попечительства в случаях, если доли объектов или объекты полностью являются собственностью несовершеннолетних детей, нотариально заверенные согласия других супругов в случаях, если объекты являются общей (совместной) собственностью. Иногда также требуются согласия лиц, которые являются собственниками других долей объектов, или доказательства соблюдения необходимой процедуры уведомления о продаже.
Заявления о выполнении регистрации недвижимых объектов оформляют органы Росреестра или Многофункциональные центры.
Результаты проведения процедур регистрации прав на недвижимые объекты
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости проводится за 10 рабочих дней от момента сдачи документации в органы Росреестра или в Многофункциональные центры. Она выполняется регистраторами.
Существующим порядком предусматривается два результата - регистрация, для подтверждения которой ранее были выданы свидетельства либо отказ в ней. Законодательные изменения, которые касаются подтверждающей документации, вступили в действие с июля 2016 года. Взамен свидетельств о регистрации прав на недвижимость теперь выдаются выписки (справки) из Единого государственного реестра прав. По данной причине, перед приобретением объектов не следует обращать внимания на наличие цветных бланков, которые утратили своё назначение. Также не следует требовать выдать свидетельства, так как это не предусматривается действующим законодательством.
В случаях получения отказов, необходимо изучить их мотивировки, основания для них должны находиться в соответствии со статьёй 20 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости и сделок с ним», которая предусматривает список причин для них. При этом, заявителям предоставляются права на обжалование, в котором предусматриваются процессуальные особенности. Отказы могут быть отменены судебными органами.