Личный досмотр и досмотр вещей в КоАП РФ: последние изменения. Часть 1

358 дочитываний
5 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,70 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Согласно ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, являются мерами обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Приведенный перечень целей досмотра является исчерпывающим, что подтвердил Конституционный Суд РФ в Определении от 28 мая 2013 г. № 780-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Благодатских Ирины Анатольевны на нарушение ее конституционных прав частями 1 и 3 статьи 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями пункта 2 статьи 11 Федерального закона "О судебных приставах" [см.: Справочно-правовая система Консультант Плюс].

Объединение личного досмотра и досмотра вещей в КоАП РФ свидетельствует об их правовой близости, но в то же время не тождественности [Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: Монография. М.: Норма, 2015. 320 с.].

Раскрывая содержание личного досмотра, А.Ю. Соколов пишет, что он представляет собой внешнее обследование тела физического лица, а также находящихся при нем одежды, обуви, головного убора и иных вещей в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения [Соколов А.Ю. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, как меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Современное право. 2011. № 3. С. 101-105].

Основания и порядок проведения личного досмотра граждан, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, регулируются положениями ст. 27.7 КоАП РФ.

Часть 1 этой нормы гласит, что личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, под которым понимают обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

Аналогичная дефиниция содержится в п. 189 Административного Регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (в ред. от 21 декабря 2017 г.) [Российская газета. 2017. 13 октября. № 232].

Основанием для производства досмотра названный Регламент, кроме того, называет наличие достаточных оснований полагать, что у физического лица, в его вещах находятся орудия со-вершения либо предметы административного правонарушения, в целях обнаружения которых осуществляются данные действия, либо оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры либо ядовитые или радиоактивные вещества.

С логичной поправкой на специфику их деятельности можно утверждать, что приведенные нормоположения могут использоваться и другими административными органами.

В силу ч. 2 ст. 27.7 КоАП РФ личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в ст. ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ, то есть должностными лицами, осуществляющими доставление и административное задержание, соответственно:

-должностными лицами органов внутренних дел (полиции), военнослужащими и сотрудниками федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ;

-военнослужащими войск национальной гвардии РФ;

-старшими в месте расположения охраняемого объекта должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ;

-военнослужащими войск национальной гвардии РФ;

-должностными лицами военной автомобильной инспекции;

-должностными лицами пограничных органов;

-должностными лицами таможенных органов;

-военнослужащими и должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

-должностными лицами, осуществляющими контртеррористическую операцию;

-должностными лицами органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов;

-должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом;

-должностными лицами органов, осуществляющих государственный экологический надзор, федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;

-должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны.

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ).

В абз. 2 ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ сказано, что только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ.

Лишь в исключительных случаях (ч. 4 ст. 27.7 КоАП РФ), при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото-и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (ч. 5 ст. 27.7 КоАП РФ).

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 7 ст. 27.7 КоАП РФ в протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото-и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе (ч. 8 ст. 27.7 КоАП РФ).

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ в Определении от 24 декабря 2012 г. № 2392-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дьяченко Андрея Валентиновича на нарушение его конституционных прав статьей 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" [см.: Справочно-правовая система Консультант Плюс] (далее - Определение № 2392-О), такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, применяемые в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, носят кратковременный и безотлагательный характер и не предполагают по-лучение согласия лица, в отношении которого они применяются.

При их применении физическое лицо не понуждается к свидетельствованию против себя по смыслу ст. 51 Конституции РФ: данное лицо не обязано делать какие-либо заявления о своей виновности и не обязано представлять доказательства, подтверждающие его причастность к совершению общественно опасного противоправного деяния (см. также Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. № 1697-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Балошко Василия Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьями 27.7 и 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" [см.: Справочно-правовая система Консультант Плюс]).

В Определении № 2392-О говорится, что по смыслу п. 2 ч. 4 ст. 28.1, ч. 1 ст. 25.1 и ст. 24.1 Ко-АП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном право-нарушении, необходимо разъяснять имеющиеся у него процессуальные права, причем непосредственно в момент фактического возбуждения дела, в том числе при применении к нему меры государственного принуждения в порядке, предусмотренном гл. 27 КоАП РФ.

С подобным выводом корреспондирует норма п. 2 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" (в ред. от 27 декабря 2019 г.) [Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900], исходя из которой при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Письмом ГТК России от 18 ноября 2002 г. № 01-06/45305 "О направлении форм процессуальных документов" (в ред. от 6 февраля 2006 г.) (Письмом ФТС РФ от 28 апреля 2007 г. № 01-06/16201 доведены формы протокола заявления о совершении административного правонарушения и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) [см.: Справочно-правовая система Консультант Плюс] утверждена форма протокола личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице (приложение № 7).

Аналогичная форма утверждена Приказом Россельхознадзора от 18 апреля 2005 г. № 153 "О бланках документов для применения территориальными органами Россельхознадзора при производстве дел по административным правонарушениям" [см.: Справочно-правовая система Консультант Плюс].

Форма протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице при осуществлении контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения в качестве процессуального образца введена в оборот органов внутренних дел Приказом МВД России от 23 августа 2017 г. № 664 (приложение N 11 к Административному регламенту).

Источник: Подготовлено на основе материала П.Н. Смолякова, судьи Забайкальского краевого суда, доцента Байкальского Государственного Университета.

5 комментариев
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 5
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Благодарю Вас 👍🔥

+5 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Если надо то подкинут, почки не железные.

раскрыть ветку (0)

Интересная публикация.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Непонятно, это будущий кодекс или действующий.

Нет сравнения было/стало.

Много ссылок, но конкретики никакой.

+1 / 0
картой
Ответить
DELETE

Будущий КоАП РФ еще не приняли... А так его проект уже давно обнародован: у меня даже была соответствующая публикация

www.9111.ru

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Блогерша поместила сына в вакуумный пакет и пылесосом откачала воздух. Ребёнок едва не задохнулся.

Анна Сапарина, 36-летняя блогерша из Саратова, поместила сына в вакуумный пакет и при помощи пылесоса откачала воздух. Мальчик находился внутри несколько секунд, потом истошно закричал: «Мама».
00:09
Поделитесь этим видео

Железный кулак прогресса: благо или угроза человечеству?

Китай не перестает удивлять весь мир. Разработчики фирмы EngineAI представили нового робота Т-800. Этот робот очень уверенно двигается и хорошо дерется. Свое мастерство он показал на своем разработчике.
00:29
Поделитесь этим видео

В Чернобыле найдены синие собаки.

https://sevastopol.su/news/raskryt-taynu-sinikh-sobak-v-chernobyle-pomog-ekspert-po-tualetam В Чернобыльской зоне отчуждения часто происходят необычные природные явления, порождая множество слухов и легенд.