Спивак Никита Петрович
Спивак Н. П. Подписчиков: 180
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 27

Ограничение права на свободу передвижения путем введения режима самоизоляции. Рассуждение на тему.

5 512 дочитываний
126 комментариев
Эта публикация уже заработала 1 048,15 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Сразу ограничу тему дискуссии вопросами правотворчества и правоприменения. Про опасность вируса речи в рассуждениях нет и это тема совершенно другого разговора.

Итак, решил я проанализировать указ Мэра Москвы "О введении режима повышенной готовности" на предмет его соответствия законам и обсуждаемой так в последнее время Конституции Российской Федерации.

Указ содержит такие положения, как возложение обязанности на граждан соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1,5 метра (социальное дистанцирование), не покидать места проживания, а для граждан, имеющих специальные пропуска, такие ограничения не распространять (пункты 9.1., 9.3. Указа Мэра Москвы от 31 марта 2020 г. № 35-УМ).

Полагая, что такие положения прямо направлены на ограничение права на свободу передвижения граждан, я решил выяснить законны ли данные ограничения. Может ли быть кто-то привлечен к ответственности за нарушение положений анализируемого Указа?

Как следует из преамбулы Указа, издан он в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1. Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Находим этот закон и читаем указанный пункт: "Органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации". Все. Больше этот пункт ничего не содержит.

Как создаются эти органы и какие силы привлекаются для ликвидации угрозы возникновения чрезвычайной ситуации это отдельная история.

Сейчас нужно обратить внимание на то, какой введен режим. Как следует из закона - режим повышенной готовности. В общем-то, название самого Указа нам об этом и говорит.

Изучаем закон дальше.

В статье 4.1. ФЗ №68 указано, что "При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

В частности:

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия".

И вот здесь, внимание!

Среди множества терминов и словосочетаний нужно заметить лишь одну фразу: "не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина".

Идем за Конституций Российской Федерации и читаем пункт 1 статьи 27, где указано, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Более того, каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (пункт 2 статьи 27 Конституции).

На секунду взглянем в статью 18 Конституции, где сказано, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Теперь возникает вопрос, а можно ли ограничить право на свободное передвижение? Да, можно. По этому вопросу есть две статьи в Конституции.

Пункт 3 статьи 55 Конституции, где сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

И пункт 1 статьи 56 Конституции, где указано, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

Теперь мы уже знаем следующее, что конституционное право на свободное передвижение может быть ограничено либо на основании федерального закона, изданного в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции, либо при возникновении чрезвычайного положения на основании федерального конституционного закона в соответствии с пунктом 1 статьи 56 Конституции.

Так же мы знаем, что в настоящее время (на 31.03.2020) режим чрезвычайного положения не введен, а действует режим повышенной готовности. Таким образом, нам необходимо найти такой федеральный закон, который бы позволял ограничить право граждан на свободное передвижение в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Конституции.

Какие же существуют законы, в которых есть указание на возможность ограничения права на свободное передвижение? Вот они:

-Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении"

-Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении"

-Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции"

-Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

Итак, военного положения у нас нет, чрезвычайное положение тоже не введено, в законе о полиции речь идет о действиях сотрудников, связанных с ограничением права на свободное передвижение в случаях, предусмотренных федеральными законами (вышеперечисленными).

Остается один закон - "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

В пункте 8 этого закона указано, что право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено: на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности.

Отлично, кажется нашли, что искали, но, кажется, возникла коллизия.

Положения одного федерального закона противоречат положению другого федерального закона.

Преодоление коллизии подобного рода возможно путем применения специальной нормы по отношению к общей. Общая норма находится в ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", так как в этой норме прямо указано, что право на свободу передвижения может быть ограничено в соответствии с иным законом.

Таким образом специальная норма, которая находится в пункте пп. д), п. 4.1. ФЗ №68, прямо предусматривает, что осуществляемые меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не должны ограничивать прав и свобод человека и гражданина, к которым относится и право на свободу передвижения.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что требования о социальном дистанцировании, запрете на выход из места проживание, а тем более необходимость наличия специального пропуска для свободного передвижения, является ничем иным, как ограничением конституционного права на свободное передвижение.

И такие ограничения при текущем нормативном регулировании могут рассматриваться только как просьба.

Следовательно, ни к какой ответственности за нарушение данной просьбы гражданин привлечен быть не может, а действия исполнительной власти, связанные с принудительным помещением граждан в больницы или установление времени посещения улиц и магазинов, являются незаконными.

Проголосовали: 1 740

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

126 комментариев
Понравилась публикация?
498 / -39
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, адвокат Спивак Никита Петрович
Комментарии: 126
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Нас запугивают угрозой короновируса, но ЧС не вводят. Мы посидим дома, а потом будем расхлебывать последствия. У кого-то пройдет срок действия справки, у кого-то не решен вопрос с вводом данных по ЖКУ. НО, когда мы будем ссылаться на эпидемию, в ответ услышим, что это не было ЧС. Вот основная игра власти. Они хотят и рыбку съесть - ограничить контакты, ограничить распространение болезненного вируса, и ХХХХХ - не брать на себя ответственность за материальный ущерб от прерванных процессов.

+25 / -2
картой
Ответить

Не обязательна ЧС.

+1 / 0
Ответить

Тогда и пошли на фиг с ограничением прав и свобод!

+7 / 0
Ответить

Те кто за самоизоляции, штрафы, те кто считает что все правильно и по закону, первыми и громче всех будут возмущаться когда все это закончится и народ увидит в какую ж..у нас загнали.

+10 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Никита молодец, верно растолковал нормы права! Считаю, что Путин должен объявить сначала ЧП, а потом вводить ответственность. Я за профилактику! Но вопрос, почему ЧП не объявляют? Да все просто, опять за счет народа выжить хотят, ведь те же ИП не освобождены от налогов и сборов в период карантина. А издание поправок в КоАП - самоуправство.

+21 / -1
картой
Ответить

Есть Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" . Не надо никаких ЧС. Вас Никита вводит в заблуждение.

+2 / -4
Ответить

Уважаемый, Сергей Владимирович. Я никого не собирался вводить в заблуждение. А про этот закон я знаю, но он не указан в преамбуле указа.

В свою очередь я и про него написал. Если интересно, то можете перейти по этой ссылке и почитать у меня на странице.

m.facebook.com

И ещё скажу, что ситуация меняется ежедневно. Поэтому, что было вчера, уже не актуально сегодня.

Добра Вам.

+7 / -1
Ответить

Никита, есть новые данные на 12.04?

+2 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
DELETE

Сергей!

По упомянутому вами закону ограничения вводятся не должностным лицом, будь он хоть Путин, хоть Собянин, а органом исполнительной власти.

Вы видели такое решение?

раскрыть ветку (0)
16.04.2020, 06:40
Долгопрудный

А где в ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вы видели хоть слово о том, что данный ФЗ прямо допускает ограничение прав граждан на свободу перемещения? В данном ФЗ есть статья номер 8, посвященная правам граждан - ничего про их ограничения в данной статье нет, как и в статье 9, посвященной обязанностям граждан.

Статья 31, "Ограничительные мероприятия (карантин)" - также не содержит ничего про ограничение прав граждан на свободу передвижения.

Какие-то еще аргументы, обосновывающие использование данного ФЗ применительно к ограничениям прав граждан - есть?

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
DELETE

ЧС не объявляют, но и о карантине речи не идет. Внушение человеку идет, от которого у самого человека идет самовнушение но не самоизоляция.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)

А формулировка "...ограничивать доступ НА территорию, на которой..." не смущает никого?

Речь в этой статье не идет о передвижении ПО территории.

+7 / -3
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Исходя из ст. 1, Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Согласно Указов губернаторов, в регионах введен режим "повышенной готовности".

В соответствии с п. 10, ст.4.1, ФЗ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима повышенной готовности уполномоченные лица имеют право ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также, приостанавливать деятельность юридических лиц.

Таким образом, принятые меры региональными властями, полностью соответствуют законодательству РФ.

0 / -7
картой
Ответить

Все правильно, но ещё раз внимательно прочитайте подпункт д) этого пункта

В частности:

д) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия".

И вот здесь, внимание!

Среди множества терминов и словосочетаний нужно заметить лишь одну фразу: "не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина".

+10 / -2
Ответить

В данном случае, мы имеем четкий перечень мер, которые разрешено применять.

В пп. "а" разрешается ограничивать свободу передвижения граждан. В пп. "д" разрешается осуществлять и ДРУГИЕ МЕРЫ, при этом, они не должны нарушать свободы и права граждан. Я не понимаю, где вы увидели, что этот подпункт распространяется на предыдущие подпункты.

0 / -4
Ответить

Где в пункте "а" разрешается "ограничивать свободу передвижения граждан'"?

0 / -1
Ответить

Читайте пп "а":

- Ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.

В данном случае, ограничивается доступ граждан на улицы городов.

0 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Бред сумасшедшего.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Для вас норма в законодательном акте это бред сумасшедшего? Или вы принципиально пытаетесь на обращать на нее внимание? Там вроде четко указано про ограничения доступа людей.

0 / -3
Ответить
раскрыть ветку (0)

Бред сумасшедшего - это ваша трактовка федерального закона.

+5 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
12.04.2020, 23:45
Красноярск

Думаю, стоит для начала определиться с понятием "территория"

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.11.2021, 08:46
Лос-Анджелес

Здравствуйте!В нашем случае, в республике Татарстан, не определены зоны чрезвычайной ситуации,вы же про этот режим имеете ввиду.То есть нет такого термина про зоны доступа в постановлении,не объявлен режим ЧС и те самые зоны.У нас лишь действует режим повышенной готовности,считаю что таким образом права на свободное передвижение нарушены.Объясните на каком основании, жители республики, должны показывать любому лицу на входе на объект qr коды,это же личные персональные данные, которые не обязывает гражданина показывать и передавать третьим лицам.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
04.11.2021, 08:57
Лос-Анджелес

Постановление Республики Татарстан,о режиме особой повышенной готовности,зон чрезвычайной ситуации у нас в республике нет,о них нигде не сказано.В чем здесь связь, зоны ч.с ,при повышенной особой ситуации?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (7)
04.04.2020, 07:55
Симферополь

Один закон противоречит другому. Такая вот россия.

+2 / 0
Ответить

Не вижу ни каких противоречий. Все четко и по пунктам разложено. Может просто вы не хотите принимать реальность?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
16.04.2020, 06:17
Долгопрудный

"Ограничить доступ на территорию, на которой существует угроза."

Если мэр города вводит ограничение доступа на территорию подведомственного ему города - это означает, что ограничивается доступ на территорию города извне - то есть, с сопредельных территорий, других городов. Жители города, находящиеся в домах, находящихся на улицах, проложенных по территории города - УЖЕ находятся в городе (на его территории, то есть, в его административных границах). Ограничить доступ на территорию (чего-либо) тому/, кто/что уже на территории находится - невозможно физически.

Ваше утверждение о том, что ограничение доступа на территорию - означает ограничение доступа граждан на улицы города - смехотворно и не выдержит никакой критики - ведь граждане уже находятся на улицах своего города, живя в нем (дом номер такой-то по улице такой-то) - то есть, они уже имеют доступ к территории города. Чтобы им этот доступ ограничить - их нужно для начала с этой территории изъять.

+3 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (2)
раскрыть ветку (2)

Уважаемый, учите русский язык.

"На территорию" и "на территории" это разные понятия.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Да. Кажется, там только ЧП дает право на ограничение свобод.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Почему тогда запретили работать ИП (не ООО, АО и тд)? Они же физлица.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)

Если внимательно прочитать указ Собянина, ограничения касаются определенных массовых мероприятий, работы предприятий и организаций. В приложении указаны места куда доступ запрещен, это перечень парков, скверов. В остальные места доступ не воспрещён. Поэтому мое право ограничено территориями указанными в приложении. Режим самоизоляции обязывает находиться дома определенную категорию людей. Поэтому собянинский указ не запрещает всем выходить на улицу и не везде. Надо внимательно читать.

+2 / 0
Ответить

И у государственного главного врача нет ни слова о самоизоляции. Морочат нам голову, как всегда. Даже смешно, люди не работают, а дали право их штрафовать. Прям, оторваны от реальности, и думают, что до самоизоляции, народ бабло получал, как Сечин)))

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (3)

Провокационная статья обывателя. Есть еще Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". О нём автор преднамеренно умалчивает.

+1 / -5
картой
Ответить

Да, я действительно не упомянул этот закон, но сделал это не преднамеренно, а в соответствии с тем, что написано в преамбуле ализируемого указа. В ней об этом законе ни слова.

+6 / -1
Ответить
раскрыть ветку (0)
16.04.2020, 06:42
Долгопрудный

А где в данном ФЗ №52 говорится о режимах, ограничивающих право граждан на свободу перещения?

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
24.04.2020, 12:30
Долгопрудный

В этой статье не указывается на принудительную изоляцию граждан.

0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)
Показать комментарии (126)

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео

Смешное предложение под Новый нод: поднять пенсии до 50 тысяч рублей! Шо? Опять?!

Справедливороссы в очередной раз занялись популистской перед новым годом. Ничего остроумнее не придумали, чем предложить рекордно поднять пенсии: аж в два раза выше ПМ. Здесь нужно поставить кучу смайликов,

Продавец квартиры - банкрот, беда из прошлого.....

Приветствую, дорогие подписчики и посетители сайта 9111! В жизни каждого человека происходит важное событие – покупка долгожданной квартиры. Покупатель начинает мониторить сайты по продажи недвижимости,

В Госдуме обсуждают пенсии в 50000₽. Депутаты за «достойные пенсии» или Предвыборный пиар?

Вчера все топовые СМИ оповестили об обещании нацлидера исполнить мечты трёх ребятишек. Так, выбрав три открытки на «Ёлке желаний», Путин заявил, что просьбы детей о посещении Музея мирового океана,...