"Индекс запрещённых книг". Часть Вторая

Канон 1393. Устанавливает во всех епархиях католической церкви должность церковного цензора, заключение которого, подтверждённое епископом, является основанием для разрешения или запрещения рукописи.
Канон 1395. Церковь провозглашает своё «право и обязанность в интересах дела (ex justa causa)» запрещать книги, этим правом наделены, кроме Папы римского, кардиналы, епископы и главы монашеских орденов.
Канон 1397. Обязывает всех верующих и церковников доносить местным духовным властям или непосредственно в Ватикан о всех появляющихся на свет «вредных» книгах. Особенно это вменяется в обязанность папским дипломатическим представителям, епископам и ректорам католических университетов, причём эти доносы полагается держать в «строгом секрете».
Канон 1398. Запрещение книги Папским престолом означает, что без особого на то разрешения её нельзя издавать, читать, хранить, продавать, переводить на другой язык, ни каким-либо другим образом сообщать её содержание другим. В официальных комментариях к этому канону сказано: «Любой, читающий запрещённую книгу, совершает серьёзный грех, даже если он прочтёт только один абзац». Некоторые авторы, однако, отмечают, что «серьёзный грех» будет совершён, если из запрещённой книги прочесть от 6 до 10 страниц; в тех же случаях, когда содержание книги особенно опасно, «серьёзный грех» будет совершен и при чтении меньшего числа страниц. Владелец запрещённой книги, узнав о её запрещении, обязан уничтожить её или отдать тому, кто имеет разрешение читать запрещённые книги, или по крайней мере отдать её на хранение до получения разрешения читать её.
Канон 1399. Книги, запрещённые церковью «в целом», т.е без необходимости на то специального в каждом отдельном случае решения:
1. Все тексты Священного писания, изданные некатоликами.
2. Книги любого автора, защищающие ересь и раскол или стремящиеся любым способом разрушить самые основы веры.
3. Книги, специально направленные против церкви или христианских обычаев.
4. Книги всех некатоликов, посвящённые вопросам религии, если не указано, что в них нет ничего противоречащего католической вере.
5. Книги и брошюры, в которых говорится о новых видениях, явлениях, пророчествах, чудесах или которые пропагандируют новых святых, если таковые были опубликованы без соблюдения канонических правил.
6. Книги, оспаривающие или высмеивающие любой католический догмат; защищающие ошибки, осуждённые Папским престолом; низвергающие авторитет божественного культа; стремящиеся разрушить церковную дисциплину; умышленно оскорбляющие церковную иерархию или клир и церковь.
7. Книги, поучающие или рекомендующие любые суеверия, колдовство, гадание, предсказания, магию, вызов духов и тому подобное.
8. Книги, провозглашающие законными дуэль, самоубийство, развод и доказывающие, что масонство и им подобные организации не только не вредные, но и полезные для церкви и гражданского общества.
9. Порнографические книги.
10. Литургические книги, апробированные папским престолом, если в них имеются изменения.
11. Книги, распространяющие апокрифические, или запрещённые, или отменённые Папским престолом индульгенции.
12. Любого рода изображения Христа, девы Марии, ангелов, святых и других «божьих слуг», если они не отвечают духу и наставлениям церкви.

Канонический кодекс запрещает пользоваться «отлученными» книгами всем верующим и церковникам, за исключением кардиналов, епископов и других высших церковных чинов, без особого на то разрешения соответствующих церковных властей. Получившие разрешение ими пользоваться обязываются не передавать их третьим лицам.
Канон 2318. Запрещение отдельного произведения или всех сочинений того или другого писателя может сопровождаться отлучением автора от церкви. Отлучаются автоматически (ipso facto) от церкви все, кто, зная о запрещении, издаёт, продаёт, покупает, читает и передаёт другим запрещённое произведение. Если автор после запрещения его произведения не покаялся и не осудил своих ошибок, то он автоматически считается отлученным от церкви.
Эти «принципы» изложены также в последнем издании Индекса 1948 г. В этом же издании вновь напечатана статья бывшего главы конгрегации «святого судилища» в 1914-1930 гг. кардинала Мэри дель Валь, впервые опубликованная в Индексе 1929 г.
Инквизитор Мэри дель Валь в своей статье ополчается не только против отдельных «крамольных» книг, но и против «крамольной» печати. Он пишет:
«Святая церковь в течение века является жертвой великих, ужасных преследований, порождая в большом количестве героев, своей кровью закреплявших христианскую веру (о том, что инквизиция с остервенением преследовала инакомыслящих и казнила сотни тысяч человек, кардинал Мэри дель Валь считает излишним упоминать), теперь же ад ведёт против церкви ещё более ужасную борьбу, более коварную и тонкую, и делает он это через крамольную печать. Ни одна из опасностей не представляет из себя столь великой угрозы для веры и обычаев, как эта, поэтому святая церковь неустанно предупреждает христиан остерегаться её».
Далее кардинал указывает, что особенно опасны для дела веры те «крамольные произведения», которые отмечены научными и литературными достоинствами:
«Литературные и научные достоинства не дают права на распространение книг, противных вере и добрым обычаям; более того, репрессивные меры должны быть тем суровее, чем более тонка паутина ошибок и чем более соблазнительной представлена привлекательность зла».
В последнем издании Индекса фигурируют около 4 тыс. отдельных произведений и десятки авторов, все сочинения которых запрещены. Этой высокой чести удостоились Оноре де Бальзак, Джордано Бруно, Вольтер, Томас Гоббс, Гольбах, Д’Аламбер, Рене Декарт, Дени Дидро, Эмиль Золя, Жан Лафонтен, X. А. Льоренте, Жан Мелье, Морелли, Эрнест Ренан, Жан Жак Руссо, Бенедикт Спиноза, Жорж Санд, Давид Юм.
Запрещены отдельные произведения Ф. Бэкона, Пьера Бейля, Иеремии Бентама, Генриха Гейне, Гельвеция, Э. Гиббона, Виктора Гюго, Иммануила Канта, Этьена Кабэ, М. Ж. Кондорсе, Виктора Консидерана, Ламенне, Ламеттри, Джона Локка, Мармонтеля, А. Мицкевича, Д. С. Милля, Ж. Б. Мирабо, М. Монтеня, Ж. Монтескье, Паскаля, Прудона, Л. Ранке, Рейналя, Робинэ, Стендаля, Флобера и многих других выдающихся мыслителей, писателей, учёных.
Прав был французский писатель и политический деятель Эмиль Золя, когда писал:
«Нет почти что книг, на которые не извергала бы свои громы церковь. Если порой и создается впечатление, что церковь закрывает глаза на некоторые книги, то это лишь потому, что она не в силах преследовать и уничтожать всё, что выходит в свет».
Уже после Второй Мировой войны в Индекс были занесены произведения таких всемирно известных писателей, как Моравиа и Сартр, богослова Тейяр де Шардена и многих других.
Насколько эффективен был Индекс?
До Французской революции 1789 г. Индекс был весьма действенным оружием церкви и феодальной реакции против всего прогрессивного. Однако в XIX и в особенности в XX в. он потерял свою прежнюю силу и значение до такой степени, что Ватикан перестал рекламировать его и даже не пускал в открытую продажу. Таким образом, сам Индекс запрещённых книг превратился в своего рода запрещённую книгу. Быть включенным современному автору в Индекс представляло для него отличную рекламу, и многие авторы даже гордились тем, что их произведения попадали в список запрещённых книг Ватикана.
«В некоторых местах в последние годы,-писал английский историк Кристофер Холлис,-на Мальте, в Квебеке, в Ирландии церковь пыталась заставить верующих отнестись всерьёз к Индексу. Но в этих странах вообще любые книги читаются мало. Мальтийцы не очень возражают на запрет читать запрещённые книги, так как они не питают желания вообще читать какую-либо книгу».
Конец Индекса запрещённых книг
Индекс запрещённых книг не пережил конгрегации инквизиции. Он был отменён в 1966 г. вскоре после её реорганизации в конгрегацию вероучения.
7 декабря 1965 г. в печатном органе Ватикана «Оссерваторе Романо» (Римский обозреватель) был опубликован папский декрет «Integrae Servandae», изменявший название конгрегации «священного» трибунала и устанавливавший ряд новых норм в её деятельности. Старая инквизиция преобразовывалась в конгрегацию вероучения, она лишалась титула «верховной», упразднялся пост комиссария — прокурора инквизиции. Декрет сохранял за конгрегацией право на цензуру книг, указывая, что она будет «впредь тщательно» изучать подозрительные сочинения, прежде чем осуждать их. Теперь автору представлялось право защиты, а также уведомлялся о процессе епископ, в епархии которого проживал обвиняемый. Об Индексе в декрете не было сказано ни слова.

Этот декрет производил двойственное впечатление. С одной стороны, он означал, что в деятельность старой инквизиции вносились изменения. С другой стороны, учитывая, что церковь неоднократно в прошлом меняла вывеску инквизиции, не меняя её сущности, высказывалось предположение, что и на этот раз всё останется по-прежнему.
Сразу же после реорганизации конгрегации священного судилища в Ватикан посыпались от местных епископатов запросы по поводу Индекса. Остаётся Индекс по-прежнему в силе? Отменяется?
Папский декрет «Integrae Servandae» молчал на этот счёт.
14 июня 1966 г. кардинал Оттавиани, возглавлявший новую конгрегацию вероучения, опубликовал официальное «уведомление», согласно которому Индекс упразднялся. Чтение осужденных в нем произведений, отмечалось в уведомлении, продолжает оставаться грехом, однако виновному за это уже не грозят какие-либо церковные кары.
«Оссерваторе Романо» отметил передовицей упразднение Индекса. Орган Ватикана в этом своего рода реквиеме по Индексу превозносил его «исторические заслуги» в борьбе с ересью и «ошибками печати».
«Итак, в будущем больше не будет торжественных осуждений книг, подобно включению в Индекс? — вопрошал орган Ватикана и успокаивал своих читателей:-Уведомление предупреждает, что святой престол, согласно требованиям естественных законов и божественного мандата, оставляет за собой право публично осудить любую книгу, оскорбляющую веру и добрые обычаи, но сделает это только в том случае, если автор откажется внести соответствующие исправления в свою книгу»

Сам Оттавиани так прокомментировал своё собственное уведомление:
«Впредь ни одна книга не появится в Индексе. Индекс останется историческим документом; любой, кто пожелает, может теперь пользоваться им как справочником».
Таков был конец Индекса запрещённых книг, которым пользовалась в течение свыше четырёхсот лет католическая инквизиция, безуспешно пытаясь задержать поступательный ход истории.
Теперь Папский престол продолжает осуждать неугодные ему книги, однако авторов и читателей осуждённых книг церковь больше не обвиняет в ереси, не предает анафеме, проклятьям, не лишает их царства небесного. Времена не те!
Источник информации: http://rusdarpa.ru/?p=14442
👍🔥🔥🔥
Интересная публикация.
Судя по требованиям, повесть временных лет тоже под запретом)))