Вынужденная самоизоляция и ограничения прав от Мэра Москвы
Появившийся вечером 29 марта 2020 года новый Указ Мэра Москвы № 34-УМ от 29.03.2020 «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ» всколыхнул всех юристов нашей страны.
Что там не так и почему все это обсуждают до сих пор?
Дело в том, что пунктом 9.3 указанного Указа вводятся ограничения для граждан, которые не обязаны будут покидать свое место жительство без веских оснований. К последним, например, отнесено это обращение за медицинской помощью, следования к ближайшему месту приобретения товаров и тд.
Если говорить просто, то москвичам запретили покидать свое место жительство без необходимости.
Давайте обратимся к статье 55 Конституции России, которая говорит нам, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом. Да-да, именно им и только.
Вся сегодняшняя ситуация говорит нам о том, что в Москве фактически введен режим ЧП, при котором в частности и допускается ограничение прав граждан, что следует из статьи 11 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". В настоящее время полномочия по введению ЧП находятся в полномочиях у Президента РФ, но никак не у высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Формально на 30 марта 2020 года в Москве введен режим повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", но и при данном режиме Федеральный закон не допускает ограничивать право граждан на передвижение.
Таким образом, на сегодняшний день мы получаем вполне незаконный нормативно-правовой акт, как мне кажется, что даже в условиях сложившейся ситуации не может являться оправданием в целях борьбы с коронавирусом.
Многие зададутся следующим вопросом - Указ есть, а ответственность предусмотрена?
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматрвиает статью 6.3 - "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения". Но в нынешней ситуации она не может быть применена без введения карантина. Так что будет непонятно по какой статье будут привлекать нарушителей Указа Мэра Москвы. Все же, будем надеяться хотя бы на сознательность правоохранительных органов в применении той или иной нормы законодательства.
Из новостной ленты видно, что органы власти России уже разрабатывают новые статьи КоАП РФ к нарушителям. Представляется, что они будут уже приняты в самое ближайшее время.
P.S. Несмотря на то, что многие юристы, в том числе и я, придерживаемся мнения о незаконности таких ограничений, введенных Мэром. Мы все равно настоятельно рекомендуем оставаться дома и беречь свое здоровье!