Степанов Евгений Сергеевич
Степанов Е. С. Подписчиков: 10879
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 621.5к

Что происходит с высшим образованием во всём мире?

14 дочитываний
25 комментариев
Эта публикация уже заработала 0,80 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Так или иначе, многие люди в упор считают российское образование лучшим в мире, думая, что опыт советских вузов передался в XXI век. Однако нужно понимать, что система образования уже не та, а многие университеты живут прошлым: учат современных студентов по программам XX века в аудиториях XIX столетия.

В пятерку рейтинга конкурентоспособности стран входят государства, уделяющие значительное внимание развитию высшего образования во всех областях: по данным за 2014–2015 годы, это Швейцария, Сингапур, США, Финляндия и Германия. Туда же идёт бурный поток миграции, а значит, идеи и умные головы. Эти страны знают главный принцип развития экономического и инновационного потенциала: «Образование = экономическое развитие».

Первое – востребованность на рынке труда

Начнём с того, что, по информации Росстата, безработица среди выпускников вузов 2015 года была в пять раз больше безработицы по стране в целом. Уже давно была опубликована новость о том, что Российские власти объявили о грядущей безработице в виде 3-х млн человек, под число которых попадут бухгалтеры, юристы, административные сотрудники, люди, которые работают в системе управления и учета кадров.

Данные сведения говорят сами за себя: в вузах необходимо пересматривать образовательную программу и больше времени уделять практике с использованием современных технологий. Они должны все шире проникать в сектор образования. При этом важно понимать, что технологии сменяются одни за другими, преподаватели должны учить делать качественно работу с их помощью и улучшать профессиональные возможности.

Вузам необходимо учить студентов приспосабливаться к новым условиям цифровой среды и делать свежий контент, ведь университет – это идеальное место для исследований и новых открытий.

Например, Техасский вычислительный центр на базе Техасского университета в Остине реализует проект по созданию суперкомпьютера (Stampede2). Его впервые показали 28 июля 2017 года. Это самый мощный суперкомпьютер на территории США: его мощность можно сравнить с мощностью 100 000 обычных компьютеров. Он помогает учёным исследовать проблемы, которые слишком обширны (например, чёрные дыры), слишком малы (например, ДНК) и слишком опасны (например, ураганы).

Второе – преподавательский состав

Исходя из тех данных Росстата, студентам нужно больше практики, должен меняться учительский состав, который будет наполнен преподавателями, находящимися внутри самой профессии, а не теоретиками. Современные профессии часто меняются, поэтому нужно постоянно наблюдать и собирать статистику с крупных корпораций. Они публикуют новые вакансии и необходимые компетенции. Тем временем умные интернет-машины собирают то, что нужно сегодня рынку, а альтернативные платформы актуализируют это в виде курсов, что дает больше знаний, опыта, в отличии от университетов. Поэтому нужно подготовить среду и дать преподавателям больше свободы творчества в работе.

Все эти сведения нужно применять в вузах, говорить ученикам о новых тенденциях в их сфере. Обучение должно быть динамичным, идущим в ногу со временем, а не стандартным. Университеты не должны учить всему ненужному понемногу, это не развивает со всех сторон студентов, а лишь типизирует их ум. В итоге выпускники выходят узкомыслящими, неготовыми к работе в своей сфере и багажом невостребованной теории.

Высшее образование в том виде, в котором оно есть сейчас, неактуально, и попытки государства догнать перемены — бессмысленны.

Третье – сотрудничество с компаниями

Вузы должны сотрудничать с компаниями. Жизнь у карьеристов кипит, большинство из них совмещает обучение и повышение квалификации. Один из ярких примеров — сотрудничество «Starbucks» с Университетом Аризоны по созданию онлайн-курса для своих сотрудников. Они разработали короткий курс, который помогает получить знания и навыки, необходимые для работы в компании. Как пишут исследователи неймокоин, одним из вызовов системы lifelong learning (обучения на протяжении всей жизни) будет создание стимулов для учёбы не только у студентов, а ещё у преподавателей и сотрудников различных организаций.

Четвертое – непрерывность и доступность

Образование само по себе должно быть непрерывным и доступным в любой точке мира. Институты сегодня не единственный источник знаний, поэтому преподаватели должны научить студентов постоянному самообразованию.

По данным Международного союза электросвязи, интернетом пользуется только 47,9% населения Земли, а в России доступ к интернету есть у 59,6% населения (87,5 миллиона человек). Всё это свидетельствует о том, что не у всех людей из-за подключения к интернету есть одинаковые возможности для развития. В вузах обязательно нужен к нему доступ для более обширных лекций и возможной практики.

Пятое – набор специальностей

Нужна чистка списка специальностей либо совмещение их с другими. Например, учёный Андрей Зорин, профессор Оксфордского университета, оценивает эту ситуацию так:

«Нет никакого смысла тратить на журналистское образование четыре года. Журналистская программа — это хорошая добавка к какому-то качественному гуманитарному, естественно-научному или политическому образованию; к какому-то фундаментальному базовому образованию достаточно добавить год, а то и семестр журналистских навыков — этого будет достаточно. Я наблюдал это зрелище в 90-е годы в РГГУ, когда все новые медиа были заняты нашими выпускниками. Журналисты были просто неконкурентоспособны рядом с выпускниками историко-филологического факультета, людьми с живыми мозгами, которых быстро научили журналистике».

То же касается, например, искусствоведов, инспекторов ДПС или же шахтёров – всё это профессии или специальности исчезающего вида, ведь мир меняется с фантастической скоростью, а роботы уже в некоторых сферах постепенно заменяют людей. Обучение в университетах, естественно, полезно и необходимо современному человеку, но не в том виде, что нам его преподносят в вузах.

25 комментариев
Понравилась публикация?
52 / -11
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽
Комментарии: 25
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Как профессиональный педагог говорю - советское образование, не обладая большинством перечисленных автором статьи качеств, было высококлассной системой по подготовке специалистов, которые (даже если бы внезапно российское образование вернуло советские методики) хоть и не сравнятся с выпускниками Сорбонны, но многих середнячков Лиги Плюща или, тем более, распиаренного Оксбриджа в практическом применении навыков могут и догнать.

Современное образование в нашей стране - это как раз прозападное недообразование. Бесплатное, немотивированное, неглубоко обучающее студентов - и прозападное, с бакалаврами и магистрами и кучей всякой тамошней хрени. От советского в нем только ужасное состояние материального фонда - но это мало что значит. Российское образование попрощалось с методиками вбивания в школьников/студентов знаний, но вместо этого приобрело лишь внешние черты западных систем - не внутренние. Я могу рассказать о бально-рейтинговой системе, модульном построении учебных планов, занятиях в формах, отличных от уроков - короче, как профессионал, я могу привести много заумных примеров недавнего заимствования нашими идиотами от образования западных тенденций.

Отдельно упомяну. Мой племянник учится в Исландии. Страна с типичным общеевропейским образованием. Не нашей показухой, а действительно системой образования отличного от советского типа, которая реально имеет свои плюсы (в основном гармония развития личности и теоретизация материала, кстати). Так вот, я действительно уважаю европейских профессоров в абсолютно обычном исландском ВУЗе. Они - мастера своего дела, пусть мне и претят их методы, формы и приемы образовательного процесса. Я сам проходил послемагистерские курсы в Дании по работе. То же самое. Но наше образование - лишь гротескная пародия на Европу.

Нашим надо искать свой путь. Или возвращаться к совку. Много чего хорошего было в механическом запоминании, устных экзаменах и вдалбливании знаний. Во всяком случае, после совкого образования с могу назвать себя профессиональным педагогом, хотя работал всего пару лет по специальности - годы репетиторства не в счет, это не работа в системе образования. И до сих пор я разбираюсь в образовательных системах. А физики совка, которые уже лет тридцать перебирают бумажки на заводе, до сих пор помнят назубок формулы, которые учили тогда.

+25 / 0
картой
Ответить

Могу только подтвердить.

+4 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
DELETE

Вы изложиили трезвый и правильный взгляд в прошлое образование. Сейчас иначе как бы мягко выразиться.. глупостью или мракобесием это называется. Студент, учясь, даже не знает, что он Не конкурентоспособен, его будущая зарплата не стоит потраченных сил, он НЕ креативен как специалист, он копировщик данных ему сведений, а не знаний..

раскрыть ветку (0)
DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (3)

Проблема в образовании - это не только проблема высшего образования. Это системная проблема образования вообще.. Дети взрощенные в школе на тестах утрачивают способность мыслить не шаблонно - это раз. ЕГЭ - абсолютно не уравнивает в возможностях никого-это два, поскольку в престижных вузах все равно есть вступительные экзамены. В ВУЗы надо принимать всех желающих на 1 курс с каким-нибудь небольшим стартовым взносом, а потом по ходу обучения уже отсеивать всех неспособных. Доучатся те, кто действительно способен. Бакалавриаты, специалитеты, магистратуры - полный бред!. Высшее образование - должно быть фундаментальным, но не каждая специальность требует такой фундаментальности. Работаю в юридическом образовании - оно должно быть как раз фундаментальным. Профессиональный юрист должен знать не только свое законодательство, но и зарубежное. Нельзя специализировать только на правоохранительной деятельности или на гражданско-правовой. Это недоюристы. Экономия на подготовке юристов или формализм выливаются в жуткие законы и чудовищное правоприменение.

+12 / -1
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

В России полно людей, которые высшее образование получили, но ума в них и капли нет. Просто все зачеты, курсовые и сам диплом за них кто то за деньги делал.

Одного дядю знаю, у которго 3 высших образования. И даже 2 красных диплома. А у него на лице даже тени интеллекта не видно. Просто он всегда всем преподам возил коньяки, рыбу, черную икру и бабки. Ума не нажил, зато дипломов много.

+9 / -1
картой
Ответить
DELETE

Вы попали в яблочко. Его бы поставить его хирургом в операционную, тогда рядом был бы МОРГ.

Кстати, я уже знаю одного болвана, который сейчас учится в нашем меде. И хочет быть хирургом. Ему родители все экзамены и зачеты покупают.

+2 / 0
Ответить
DELETE

Значит ему надо работать в морге.

DELETE

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Система образования сломана, построить новое не могут, страну захватили дебилоиды в партии едросов. Мой не очень знакомый так и говорил, - хочу властвовать, но без вступления нее смогу, НО ЕГО ПРИНЯЛИ..., а потому что он умел "правильно" говорить. У нас правители "правильно" говорят, но дело расходится...

+8 / 0
картой
Ответить
DELETE

Эта система требует ломки людей, их мировоззрения, т.е. Реформации, но...в болоте не плавают, а тонут и спасательных вышек на нем не строят. Это прстанище пресмыкающихся, им нравится их среда и окружение.

раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)

Всё просто. Раньше, в России и СССР, образование давало учащемуся кроме знаний в области определенной специальности еще и умение вообще учиться. Учиться, в том числе самому. Сегодня люди, умеющие получать образование самостоятельно опасны для властей всех мастей. Потому, сначала у "них", а теперь и у нас учить учиться (самообразовываться) запрещено. Попробуйте в современной школе решить домашнее задание своим методом. Сегодня это нельзя. А раньше поощрялось. Вот и всё. И из школ, и из вузов выходит сплошная серость. Отсюда все проблемы. Кстати, искусствоведом (не путать с экскурсоводом) никогда не будет робот. Понять, например, почему 7-я часть реквиема Моцарта "Лакримоза" производит на людей ошеломляющее произведение робот не сможет. Как никогда не поймет почему, если поставить пластинку записанную на 33 оборота на скорость 78 оборотов, то "Болеро" Равеля тоже классно звучит. Робот просто никогда не поставит пластинку в 33 оборота на 78. Если он так сделает - он сгорит. Так, что не порите чушь, робот никогда полностью человека не заменит.

+8 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)
Показать комментарии (25)

Смешное предложение под Новый нод: поднять пенсии до 50 тысяч рублей! Шо? Опять?!

Справедливороссы в очередной раз занялись популистской перед новым годом. Ничего остроумнее не придумали, чем предложить рекордно поднять пенсии: аж в два раза выше ПМ. Здесь нужно поставить кучу смайликов,

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео

Птенец вяхиря и Петя. Этапы большого пути.

Вяхирь появился на свет около 10 июля 2025 года. А Петя вылупился 31 июля 2025 года. Оба оказались сиротами. Наседка приняла цыплёнка за чужого и стала изгонять из гнезда. На гнездо лесных голубей,...
01:19
Поделитесь этим видео