Пандемия-5: Мы не г. Москва, в РМЭ протокол о нарушении режима «самоизоляции» незаконный
Скорая юридическая помощь выехала по теме – «Мы не Москва, протокол об административном правонарушении за нарушение режима «самоизоляции» не прокатит.
По телевидению мы часто видим и слышим, что за нарушение так называемого режима «самоизоляции», в частности, за появление на улице, в г. Москве налагаются штрафы. Может быть, в г. Москва, где «заболевших» львиная доля от всех «заболевших» по России и нужно вводить какие-либо кардинальные меры, но опять-таки со здравым смыслом.
Применительно к РМЭ обстановка следующая. Для того, чтобы ограничить гражданина РФ в передвижении или приостановить деятельность организации нужно, чтобы возникли определенные условия, а на основании них были изданы законы соответствующего уровня, с учетом принципа — верховенство закона.
Вообще для такой ситуации, которая сложилась в настоящее время в РФ, существуют два законодательных акта: Федеральный Конституционный Закон «О чрезвычайном положении» и Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Первый имеет большую юридическую силу, а второй — не может противоречить первому.
Согласно ФКЗ о чрезвычайном положении:
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Далее в этом законе указывается:
Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:
чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В этом же законе указывается, какие меры в этом случае предпринимаются:
введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
В тоже время в Законе о чрезвычайном положении есть меры, которые применяются для предотвращения техногенных катастроф а именно:
Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
а) полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также органов местного самоуправления;
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
в) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
г) установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
д) установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
е) запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
ж) запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
з) ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
В этом же Законе имеется и мера, как введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан, но только как дополнительная мера к мерам, принимаемым при обстоятельствах, которых у нас в настоящее время отсутствуют, а именно:
попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Таким образом, речи о каком-либо нарушении «режима самоизоляции» и быть не может, а его составление протокола об административном правонарушении при условиях, имеющихся в Республике Марий Эл, однозначно незаконно, учитывая, что в настоящее время меры, которые принимаются по предотвращению распространения коронавируса имеют ссылки на Федеральный Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", но не Федерального Конституционного Закона «О чрезвычайном положении».
Скорая юридическая помощь возвращается домой для составления темы – Пандемия-6.