Уткин Юрий Николаевич
Уткин Ю. Н. Подписчиков: 6416
Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг Рейтинг 19.8к

Зачем США бомбили СССР?

36 дочитываний
10 комментариев
Эта публикация уже заработала 2,25 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Темой для данной статьи послужило очередное предположение США «о возможном нарушении» Россией Договора между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия от 1974 года.

Россия могла проводить эксперименты, связанные с ядерным оружием, об этом говорится в ежегодном докладе госдепартамента, переданном в конгресс. «Возможно, Россия проводит испытания таким образом, что ядерная энергия высвобождается из взрывного контейнера, а это вызывает обеспокоенность в связи с обязательствами России об уведомлениях в соответствии с договором», — уточнили во внешнеполитическом ведомстве.

Все данные заявления сделаны на фоне оказанной нашими специалистами посильной помощи Соединённым Штатам в нашей общей борьбе с коронавирусом. Казалось бы, нужно отодвинуть в сторону все политические амбиции и сосредоточиться на борьбе с невидимым врагом – вирусом. Но американские деятели рассуждают по-иному, поэтому пытаются уличить Россию «хоть в чём-нибудь» при любом удобном случае. Поэтому я решил рассказать эту – малоизвестную историю.

9 мая 1945 года СССР праздновал Победу над фашистской Германией. Победу разделили с другими странами, такими как США, снабжавшими нас по Лендлизингу товарами. Но с 1946 и по 1953 гг. США бомбили наш Дальний Восток и Сибирь. Из официальных данных МО СССР не понятно, что это была за война в течение следующих 7 лет. Войну прикрыли «войной в Корее». Но бомбили не Корею, а нас. «По данным Центрального архива Минобороны России, советские авиационные соединения, в войне в Корее потеряли 335 самолётов и 120 лётчиков. 64-й авиационно-истребительный корпус, принявший участие в войне в Корее, насчитывал 26 тысяч человек. По данным командующего корпусом генерал-лейтенанта Лобова Г.А. в воздушных боях наши потери составили 335 самолётов и, по уточнённым данным, — 200 лётчиков».Мало кто знает, что США в 50-е годы бомбили наш Дальний Восток. Всего в 30 км от большого города – центра региона г.Владивосток, военные истребители воздушного фота ВМС США разбомбили пять воинских частей.

8 октября 1950 г. в 16:17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C «Шутинг Стар» («Метеор») нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолётами ВВС США, на стоянке были повреждены семь самолётов советской эскадрильи, один сгорел полностью.

Не так давно один из владельцев компании «Coca-Cola Bottling Co.» в Вашингтоне на вопрос российского журналиста: «Что вы знаете об инциденте, произошедшем в 1950 г. на аэродроме Сухая Речка? По вашему мнению, это была провокация или ошибка?», ответил: «Этот инцидент стал позорищем для США. Сама идея о том, что два пилота не знали, где они находятся, не знали места расположения советской границы и были не способны понять, что за аэродром они атакуют, кажется невероятной».

США заявили, что удар был нанесён из-за ошибки в навигации и неверной оценки ситуации. Командующий ВВС был снят, а пилоты наказаны. Штаты предложили оплатить ущерб. СССР принял решение не раздувать возникший скандал. Бывший участник боёв в Корее добавил: «Инцидент на Сухой Речке замалчивается до сих пор, и скорее всего, вам не удастся найти в США человека, который слышал бы о нем…».

Житель Владивостока Владимир Михайлов нашёл такого человека. Это непосредственный участник атаки — американский лётчик Олтон Квонбек, который после 22 лет службы в ВВС работал в сенатском комитете по разведке и в ЦРУ, вышел на пенсию и теперь занимается сельским хозяйством на своей ферме в Мидделбурге. Квонбек рассказал, что другой пилот — Аллен Дифендорф, отслужив 33 года в ВВС, скончался в 1996 г. Как рассказал Квонбек, расстрелянный русский аэродром — жертва ошибки. Низкие облака и неожиданно сильный ветер явились причиной того, что самолёты снесло к северо-востоку и пострадал не намеченный заранее американским руководством аэродром в порту Чхонджин (КНДР), а советский — Сухая Речка.

«Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, — вспоминал Квонбек. — Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало. Расчёты делались только исходя из направления и силы ветра, и время полёта до цели определяло необходимость снижения. Полёт проходил над облаками на высоте более 11 тыс. метров. На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашёл прореху, мы ринулись в неё и обнаружили себя над широкой речной долиной… Я не знал точно, где мы… По пыльной дороге на запад шёл грузовик».

Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было якобы похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте. «Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Отслеживая наше снижение, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолётов или ракет, готовых отразить атаку.

Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолётов — мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолётов типа Р-39 и Р-63… На тёмно-зеленых фюзеляжах были большие красные звёзды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашёл слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я». Удостоверившись, что цель поражена, «Метеоры» развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. «Ничего себе, — подумал я, — вспоминал Квонбек. — Рядом с корейским Чхонджином нет острова…».

Немного обеспокоившись и сверившись с картой, американцы решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому. Вернувшись, лётчики доложили, что разбомбили аэродром с самолётами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими «Кингкобрами», поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолёты на земле не вспыхнули — вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка.

Послушав содержание ноты, Барбур заявил, что он не может её принять, так как с этим вопросом необходимо обращаться в Организацию Объединённых Наций, поскольку в районе Кореи действуют вооружённые силы ООН. Барбуру указали на то, что в ноте советского правительства речь идёт о провокационном обстреле советского аэродрома самолетами военно-воздушных сил США, а не какими-то иными самолетами.

Барбур вновь повторил, что он имеет поручение не принимать таких протестов, так как в Корее действуют только силы Объединенных Наций. Заявление Барбура можно было понять и так, что ему известно о том, что упомянутые в ноте американские самолёты совершили налёт на советский аэродром с территории Кореи, поскольку он ссылается на вооруженные силы, действующие в Корее. Барбур ответил, что он этого точно не знает, но предполагает, что самолеты могли прибыть с территории Кореи.

Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место чистейшая провокация. В этом уверен и бывший лётчик 821-го авиаполка В. Забелин. По его словам, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые лётчики заблудились».

Неделю в Кремле ломали голову: что это — начало третьей мировой, запугивание или действительно ошибка? Через 11 дней президент Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что «Правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооружённые силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы» и что Правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесённого советской собственности». Он также заявил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобождён от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам: американские летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от боевых действий и переведены в другие части.

Русские очевидцы вспоминают

Летом 1950 г. началась война в Корее между Севером и Югом. Юг поддерживали силы ООН во главе с американцами, а на стороне Севера выступали русские и китайцы. В конце 1950 г. американцы заменили все свои F-51 на реактивные Локхид F-80 С, ставшие основными истребителями-бомбардировщиками ВВС США в Корее. С 28 сентября по 1 октября 1950 г. F-80 перелетели из Японии на южнокорейскую авиабазу Тэгу. 49-я FBG (истребительно-бомбардировочная эскадрилья) стала первой на корейском полуострове частью, полностью вооружённой реактивными истребителями.

В ноябре эта группа воевала в составе временного 6149-го крыла тактической поддержки, которое специально было создано 5 сентября. Девизом группы было «Защищаю и мщу». 8 ноября четыре одноместных F-80, оснащённые каждый шестью 12,7 мм пулемётами и боезапасом в 1800 патронов, 2 авиабомбами и 10 ракетами, вылетели с базы Тэгу на север…

«Выходной был. Все отдыхали на море, и тут они прилетели. Покружили, постреляли из пулемётов по самолетам и скрылись за сопками. Мне тогда уж 13-й год пошёл», — вспоминал житель посёлка Сухая Речка Григорий Больдусов, проживающий там до сих пор.

В конце 1950 г. в связи с войной в Корее в Приморье стали проводить учения с перебазированием частей на полевые аэродромы. Полевой аэродром Сухая Речка принадлежал авиации ТОФ. Здесь уже находились корректировщики По-2 отдельной авиаэскадрильи, предназначавшиеся для воздушного прикрытия и корректировки огня 130 мм флотских башенных батарей Хасанского сектора береговой обороны. По плану учений, сюда для временного размещения прибыли «Кингкобры» 821-го истребительного авиаполка 190-й истребительной авиадивизии. Все самолеты стояли на открытых стоянках вдоль взлетно-посадочной полосы, выстроенные в линейку, которая и подверглась штурмовой атаке американцев.

В момент атаки аэродрома командира полка полковника Савельева В.И. на аэродроме не было, он находился в наземных войсках с начальником штаба авиакорпуса, для организации взаимодействия на период учений. Вместо него на аэродроме оставался заместитель командира полка подполковник Виноградов Н.С., который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной 1-й аэроэскадрилье, высадил лётчиков из самолетов. Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка».

«После того как два американских «Метеора» прилетели и разбомбили наш полк на берегу Сухой речки, наше руководство приняло меры. Сразу же пришла 303-я авиационная дивизия, которая летала уже на реактивных «МИГах» в Подмосковье. И после этого случая срочно создали 64-й авиационный корпус и стали готовиться к перевооружению, — вспоминал лётчик 821-го полка Николай Забелин. — После нападения также было введено боевое дежурство в полках. Этого, с окончания Второй мировой войны не было. Сидели от зари до зари в кабинах и около. Возникло ощущение близкой войны…».

Это не единственная тайна тех событий. В архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и повреждённых в результате внезапной штурмовки советских самолётах. И ни слова – о человеческих потерях. В списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила лётчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году».

Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка. Странно, конечно, что могила безымянная. Странно и то, что про неё нет сведений в военных архивах. Следует отметить, что самолёты даже не взлетали в воздух. Их перегоняли из других регионов, и здесь уничтожали. Что стояло за тайнами и предательством своего народа? Боевые самолёты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

Сухая Речка — это топонимический, условный термин. На самом деле аэродром был расположен между посёлками Перевозная и станцией Кедровая, Хасанского края. Достаточно было пройти метров 400 от стадиона, что за школой на Перевозной, и появятся первые признаки аэродрома. Характерные удлинённые жестяные щитки с круглыми отверстиями на заборах домов окрестных деревень — это тоже отголоски того аэродрома. Только 2 октября 1964 года, когда разразилась «холодная война» вокруг Кубы, население СССР получило некоторую информацию о Сухой речке.

Американские летчики, видимо «помня о союзнических отношениях», часто летали над кораблями и базами Тихоокеанского флота. С момента капитуляции Японии и до конца 1950 г. было зафиксировано 46 инцидентов с участием 63 американских самолётов разных типов.

Иногда зенитчики открывали заградительный огонь и в воздух поднимались истребители. Первый воздушный бой произошёл в 1945 г. над территорией Кореи, когда четвёрка наших «Аэрокобр» перехватила американский бомбардировщик В-29 и, обстреляв его, посадила на аэродром Хамхын, где в то время базировалась советская авиация, недавно закончившая войну с Японией.

Постепенно, с изменением внешней политики, случайные полёты превратились в систематические разведывательные, и воздушная война разгорелась не на шутку, достигнув своего апогея в 50-е годы. Так, в мае 1950 над чукотским аэродромом Уэлькаль разгорелся воздушный бой между американскими «Мустангами» F-51 и советскими Ла-11, в результате которого лётчик капитан С. Ефремов подбил одного «Мустанга», но и сам, получив повреждения, еле дотянул до аэродрома.

По различным данным, американцы делали от 800 до 1000 самолёто-вылетов в сутки. Это была настоящая война. Но ради чего и какие цели преследовались? В результате этого произошло что-то, нам неизвестное.

Осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полёты вблизи советских городов и военных баз. Несмотря на то, что СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (в настоящее время - Тихоокеанский флот). Был смертельно ранен командир «Пластуна» капитан-лейтенант Колесников, ранены помощник командира лейтенант Ковалёв, рулевой и сигнальщик. Корабли противника отошли лишь после того, как моряки «Пластуна» открыли ответный огонь из 45-миллиметровой пушки и крупнокалиберного пулемёта ДШК.

4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20 Ж «Бостон» со старшим лейтенантом Константином Корпаевым. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.

Любопытно, что в Соединенных Штатах об этой истории вспомнили лишь, когда закончилась «холодная война» — в 1990 году. В «Вашингтон пост» появилась статья под названием «Моя короткая война с Россией». Автор статьи— Олтон Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке. «Для русских это было, как Перл-Харбор», — не отказал себе в сильном преувеличении Квонбек.

В конце марта 1983 г. три ударные авианосные группы США вошли в воды Алеутских островов у советской Камчатки, где провели трёхнедельные учения. А 1 апреля американцы предприняли беспрецедентную акцию: 6 самолётов А-7. поднявшихся с авианосцев "Мидуэй" и "Энтерпрайз", вторглись на глубину от 2 до 30 км в воздушное пространство СССР и провели условное бомбометание по территории острова Зелёный в группе Курильской гряды. Командир ИАД ПВО, боясь ответственности, так и не поднял в воздух дежурные истребители своей части - страх инициативы и нерешительность командиров стали детищем брежневской "реформы".

Кто помнит, бывший демократический президент новой России Ельцин Б.Н. извинялся перед американцами за сбитые американские самолёты на Советском Дальнем Востоке.

10 комментариев
Понравилась публикация?
27 / -1
нет
0 / 0
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Уткин Юрий Николаевич
Комментарии: 10
Отписаться от обсуждения Подписаться на обсуждения
Популярные Новые Старые

Не знал ничего об этом.

+2 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Ничего не изменилось с того времени... относительно,, ошибок" США.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Во Владивостоке есть памятник жертвам америкосов. Я до сих пор умиляюсь нашему долготерпению. .Ага, как же: а вдруг образумятся. В свое время Россия спасла Америку (читайте историю). Но получилось, что на свою голову. Ничего хорошего мы от штатов так и не увидели. А по лендлизу мы заплатили выше крыше. Это называлась помощью союзников.

+1 / 0
картой
Ответить

Вот, он, памятник во Владивостоке. Но он относится к другой теме "Жертвам воздушных пиратов".

+1 / 0
Ответить

А пиратами были как раз америкосы.

+1 / 0
Ответить
раскрыть ветку (0)
раскрыть ветку (1)
раскрыть ветку (1)

Спасибо за интересную статью.

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Тогда они типа заблудились, а наши постеснялись их наказать. А напрасно.

А с якобы нарушениями договора, как всегда, "хайли лайкли".

Эх, гнилой народец (тот, что у власти).

+1 / 0
картой
Ответить
раскрыть ветку (0)

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео

Продавец квартиры - банкрот, беда из прошлого.....

Приветствую, дорогие подписчики и посетители сайта 9111! В жизни каждого человека происходит важное событие – покупка долгожданной квартиры. Покупатель начинает мониторить сайты по продажи недвижимости,

Смешное предложение под Новый нод: поднять пенсии до 50 тысяч рублей! Шо? Опять?!

Справедливороссы в очередной раз занялись популистской перед новым годом. Ничего остроумнее не придумали, чем предложить рекордно поднять пенсии: аж в два раза выше ПМ. Здесь нужно поставить кучу смайликов,