Защита прав потребителей – покупка товара

Перед покупкой товара потребителю следует определиться с основными свойствами и характеристиками товара. Если есть возможность, найдите конкретный товар, его характеристики через интернет (см. ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей»):
Например, телевизор: диагональ экрана, расширение картинки, звук, наличие функций…
Если товар специфичный, имеет уникальные особенности, то подготовить данные вопросы для продавца, записать их. При согласовании товара уточнить наличие документов, где эти особенности указаны. Желательно внести ваши требования в договор или спецификацию, товарный чек.
Например, рация: диапазон частот, порядок шифрования, возможность кодировки…
Место покупки
Потребителю желательно заблаговременно определиться с местом покупки, проверить отзывы о продавце, навести справки. Это важно и определяет не только возможное качество товара, наличие скрытых ремонтов, контрафакт, но и последующие действия продавца при гарантийном обслуживании: ремонт, замены, возврате денег при отказе потребителем от договора.
Целесообразно делать покупки в больших сетях, магазинах, которые имеют гарантийные отделы, отделы сервиса, отдели взаимодействия с Потребителями.
Конечно, это не исключает наличие множества магазинов с достойными товарами и надлежащим обслуживанием (см. ст. 5-11 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Например, покупка у ИП:
- При покупке у ИП вы сможете написать претензию только в магазине ИП, если магазин вдруг закрылся, то вам придётся запрашивать адрес места жительства ИП через налоговую, так как в выписке ЕГРИП он не публикуется (защита персональных данных);
- Но плюс в том, что в случае спора в суде с ИП, он отвечает всем своим имуществом (если оно у него есть);
Например, покупка у ООО:
- Вы по ИНН, который указан в чеке, можете через сервис https://egrul.nalog.ru/ узнать адрес места нахождения юридического лица, направление претензии в этот адрес признаётся надлежащим для суда;
- Но минус в том, что при ликвидации, банкротстве или просто «заморозке» компании вы можете получить решение, которое невозможно будет реализовать.
Выбор товара
При прибытии в магазин уточните наличие товара, если уже определились с выбором и попросите принести для проверки качества и комплектности, то же самое – если забронировали товар на сайте продавца. Если с товаром не определились, то назовите ваши требования к товару продавцу, чтобы вам показали товары и документы к ним, которые соответствуют этим пожеланиям.
Если есть критичные требования к товару, требуйте их подтверждения, так как без фиксации этих требований впоследствии будет сложно доказывать, что данный товар вам не был нужен, вы искали иное. В большинстве покупок фиксируется только сам товар, а не его характеристики, что усложняет процесс оспаривания покупки.
Уточните обязательные правила использования товара, требования к нему. Это может быть указано в инструкции или паспорте к товару. Уточните у продавца требования к гарантийному обслуживанию, в каких случаях продавец снимает товар с гарантии, могут быть специфичные требования, их можно оспорить, но это спор, которого можно избежать.
В обязательном порядке распакуйте товар, проверьте его внешний вид, наличие внешних видимых повреждений, сколов. Обратите внимание на повреждения коробки и упаковочного материала: вмятины, загнутые углы, трещины, пятна, это может свидетельствовать о возможных падениях, намокании, вибрации и иного вида воздействий.
Посмотрите документы к товару: паспорт, инструкция, гарантийный талон. Комплектность товара обычно указана в паспорте. Потребитель имеет право на покупку товара, соответствующего договору, то есть нужно проверять соответствие товара – наименованию в чеке, товарном чеке (договоре розничной купли-продажи), но эта и обязанность потребителя принять товар, соответствующий договору (п. 2 ст. 484 ГК РФ).
Например, покупка запакованного товара: Вы купили товар, взяли коробку и ушли… а в коробке не то, что вы хотели, увы,песок…
Если вы не вскрывали товар в магазине и не подписывали никаких документов, то у вас есть шанс вернуть покупку, указав на отсутствие товара, нарушение комплектности и т.д.
Если вы не вскрывали товар в магазине и подписывали документы о выдачи, то на ваше требование об возврате денег будет отказ, так как в документах об выдачи вы приняли факт получения соответствующего договору товара.
Включите товар или потребуйте включить товар, если сами не в состоянии (например, огромный телевизор). Вы имеете право требовать предъявить товар, так как вы по умолчанию непрофессионал и можете быть не в состоянии его поднять. Проверьте настройки, основные характеристики, работу пульта, кнопок.
Если товар имеет экран (ЖК, Плазма) то включайте товар в обязательном порядке, так как ударные воздействия не всегда видны на таком виде экранов до момента первого включения. Попросите упаковать товар обратно, как он был упакован до этого.
Понятно, что часть товаров не включить в магазине, например стиральная машинка, газовая/электрическая плита и тд. По данному виду товара проводите действия по внешнему виду упаковки, проверьте документацию, целесообразно заказать доставку магазином.
Например, покупка телевизора:
Вы проверили комплект, документы и т.д., внешний вид. Всё хорошо, но так как не нашли розетку подумали – ничего дома включу. Сами забрали. По прибытии домой при включении обнаружили, что экран разбит… В данном случае есть риск отказа в гарантийном обслуживании, замене и т.д., так как это механическое повреждение. Зависит отказ от документов, что вы оформляли, и от многих факторов, но риск существенный, его можно было избежать.
Проверьте документы по покупке: чек, товарный чек; они должны содержать как минимум полное наименование продавца, ИНН, ОРГН, наименование товара, дату покупки. Наименование товара в чеке должно быть в обязательном порядке иначе вы несёте риск невозможности доказать, что именно приобретали.
Проверьте в паспорте товара требование изготовителя по заполнению Гарантийного талона, часто это основание отказа сервиса изготовителя в гарантийном ремонте, требуйте заполнить гарантийный талон. Уточните список сервисных центров, адреса и телефоны продавца и СЦ.

Полезная статья?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Благодарю Вас 👍🔥🔥🔥
Интересная публикация.
Полезная информация! Спасибо автору!
Купил вот я камеры видеонаблюдения (функционал нашел в интернете). Оказалось - не все функции доступны (скорее всего дело в версии программного обеспечения). Продавец отвечает, мол - все, на нашем сайте заявленное, - в наличии, обращайтесь к производителю. Либо вернем деньги по возврату. А у меня проект горит, заказчик напрягает. Пришлось пугнуть из законом о защите ПП, а так же своей жалобой о "сером ввозе" (продавец не является деловым партнером китайского производителя) Подействовало - в миг программы "перешили"
Это скорее к правам потребителей не относиться.
А как же с обязами предоставить полную инфу о потреб. Свойствах_?
"А у меня проект горит, заказчик напрягает" - услуги, не для личных нужд.
Он вам предложил решение по 475?! предложил... А ссылка на сайт производителя это как раз один из способах информирования, не совпадает - иск, они в суде будут доказывать обратное.