Не злите Великие Державы

3 дочитывания
0 комментариев

Последствия спецоперации по устранению иранского генерала Касема Сулеймани, ответной ракетной атаки Ирана на военные базы в США в Ираке без жертв и признания иранских властей в сбитом по ошибке украинском пассажирском «Боинге» с гибелью 176 мирных граждан нескольких стран, в том числе самого Ирана, сегодня активно рассматриваются со всех сторон. Мнения разные, но главная проблема кажется очевидной: мы живем на руинах мирового порядка.

Кто-то оправдывает решение Дональда Трампа устранить второго по влиянию человека в Иране генерала Касема Сулеймани (по объяснению американского президента, исходившее из необходимости защиты национальных интересов). Другие видят в этом лишь очередное проявление геополитического нахальства Вашингтона.

Поляризация в информационно-аналитическом сообществе автоматически формирует мейнстримные тезисы «за-против», очередные конспирологические теории и эмоциональные гипотезы, что препятствует объективному пониманию происходящих процессов.

Многие считают, что убийство Сулеймани может стать причиной новой крупномасштабной региональной войны на Ближнем Востоке, способной перерасти в мировую. На данный момент подобные прогнозы сродни гаданию на кофейной гуще — слишком много неизвестных переменных. Однако с точки зрения общей динамики развития международных отношений подобный сценарий развития иранского кейса не должен вызывать удивления.

Взаимоотношения между различными акторами мировой политики, как правило, имеют определенную иерархическую структуру, а ее стабильность и соблюдение правил игры зависят от состояния политического диалога между великими державами.

Средние или региональные державы образуют второй круг, а за ними следуют малые страны. О наличии фундаментальной независимости этих стран и речи быть не может — каждая из них в той или иной форме находится в сфере влияния основных игроков.

В данном случае под независимостью подразумевается наличие соответствующей ресурсной базы, позволяющей принимать самостоятельные стратегические решения. Другой важный критерий — возможность преодоления последствий тех или иных политических шагов.

Великие и региональные державы во многом вынуждены в одинаковой мере учитывать интересы друг друга, но по второму параметру первые обладают существенным преимуществом. Иными словами, региональным и тем более малым государствам приходится платить более высокую цену за чрезмерные амбиции, просчеты и ошибки.

При наличии конкретной системы правил каждый субъект четко ощущает пропорцию между «можно» и «нельзя». Великие державы рисуют красные линии, оповещая потенциального нарушителя о санкциях, которые будут применены в случае их нарушения.

Ключевая проблема современной международной политики заключается в том, что произошел слом классической системы взаимоотношений между великими державами.

Принципы невмешательства во внутренние дела друг друга (Вестфальская система), баланса сил (Венская) и разделения сфер влияния (Ялтинско-Потсдамская) определяли архитектуру международных отношений до 1991 года. Конечно, модель взаимовосприятия на основе этих принципов имела свои проблемы и недостатки, но она позволила выработать важный для глобальной безопасности продукт — стратегическую предсказуемость.

После Карибского кризиса 1962 года Советский Союз, ощутив серьезность последствий размещения своих ракет на Кубе, старался не нарушать красные линии в условной зоне «Доктрины Монро», а Соединенные Штаты вели себя достаточно корректно в социалистической зоне. Политические амбиции других стран были под контролем, и при необходимости великие державы могли применить любой инструментарий для их сдерживания или подавления.

Однополярная система, сложившаяся после окончания Холодной войны, ознаменовала внешнеполитическую гегемонию одной сверхдержавы — Соединенных Штатов. Некогда священные принципы международных отношений стали постепенно размываться, а американские политические мыслители не сумели предложить достойной альтернативы.

Идея исключительности теории демократического мира и священной миссии Америки как ее носителя потерпела фиаско, о чем ярко свидетельствуют глубокие кризисы современности.

Внутри самого гегемона усиливались нетрадиционные акторы, чьи узкие и корпоративные интересы (лоббисты, транснациональные корпорации) взяли верх над рациональными и прагматичными интересами государства. Возникла дилемма хвоста и собаки, породившая массу вопросов для аналитического осмысления. Кто больше заинтересован в размещении систем ПРО в Восточной Европе: американская нация или отдельные группы влияния в лице военно-промышленного лобби и польской группы влияния, постоянно говорящей о российской угрозе? Как конкретно выражался государственный интерес США в иракской кампании 2003 года, в отличие от очевидных дивидендов нефтяного лобби?

В подобных обстоятельствах началось стирание красных линий, которые определяли традиционную структуру взаимоотношений между странами-политическими тяжеловесами, средневесами и легковесами. Переоценка собственных возможностей и чрезмерное полагание на поддержку гегемона дорого стоили Грузии, которая, позволив себе войну с Москвой, поставила на кон свою государственность. Украина до сих пор расплачивается за свои попытки обхитрить две великие державы — Америку и Россию.

Региональные державы и даже малые страны стали все чаще дразнить великие державы, будучи уверенными в своей безнаказанности. Турция решилась сбить российский истребитель, а Иран — американский беспилотник. Тактическая сдержанность со стороны великих держав в этих и многих других случаях могла быть ошибочно воспринята как проявление слабости. Однако внутренний иммунитет рано или поздно срабатывает, и при определенном типе руководства великая держава может резко изменить свое настроение и реагировать традиционными инструментами жесткой силы.

Отношение Дональда Трампа к Ирану колебалось от резко отрицательного к умеренно отрицательному.

С одной стороны, он подкреплял агрессивную риторику конкретными прямыми (введение санкций, внесение КСИР в список террористических организаций) и косвенными (признание Иерусалима и Голанских высот за Израилем, продажа оружия Саудовской Аравии) действиями, с другой — избегал радикальных шагов, на которые его активно подталкивал уволенный советник по национальной безопасности Джон Болтон.

Ястребы и ряд лобби-групп требовали от Трампа более решительных мер в ответ на сбитый иранцами американский беспилотник и другие действия, в которых представители «партии войны» обвиняли Тегеран (например, обстрел нефтяных танкеров под саудовскими флагами и атаку на нефтяную инфраструктуру Саудовской Аравии). Трамп на удивление долго сдерживал радикалов и даже делегировал сенатору Ренду Полу — члену Чайной партии и яркому противнику войны — право вести переговоры с Ираном о снижении напряженности. С северокорейцами эта схема частично сработала, и были надежды, что и с Ираном все же найдутся точки соприкосновения.

Сейчас все вышло из-под контроля (в конкретных причинах нужно разбираться отдельно).

В нынешней ситуации хаоса и турбулентности в международных отношениях предсказать последствия и варианты дальнейшей эскалации невозможно. Но однозначно, что этот кейс станет одним из важнейших стресс-тестов для всей нынешней международной политической системы.

Подписаться
Донаты ₽

Смешное предложение под Новый нод: поднять пенсии до 50 тысяч рублей! Шо? Опять?!

Справедливороссы в очередной раз занялись популистской перед новым годом. Ничего остроумнее не придумали, чем предложить рекордно поднять пенсии: аж в два раза выше ПМ. Здесь нужно поставить кучу смайликов,

Голые жопы набирают тысячи лайков. А сколько просмотров наберут видео от сельского блогера...

Бодрого времени суток пользователи сайта 9111.ru! Это моя вроде сто девяносто девятая публикация здесь. Решил выложить пару видосов от одного пользователя (видосы уже имеются на моём рутуб-канале).
01:24
Поделитесь этим видео