Как оформить самозахват земли в собственность в 2020 году?
Гражданин, который занял надел без соответствующего разрешения со стороны собственника (чаще всего это земли государственные или муниципальные), может быть привлечен к административной ответственности и обязан вернуть его владельцу. Разберем подробней — «Как же оформить самозахват земли в собственность правильно и по закону?». Ответственность за самозахват земельного участка Контроль за использованием земельных угодий лежит на уполномоченных надзорных органах. В их обязанность входит отслеживать и не допускать случаи самозахвата земельных участков, а также применять взыскания к нарушителям. Наказание в виде штрафа за противоправные действия в сфере земельных отношений составляют: для физических лиц 1-1,5 % от кадастровой стоимости участка, взятого самозахватом, но не менее 10 тыс. рублей; для должностных лиц 1,5-2 % от кадастровой стоимости, но не менее 40 тыс. руб. для юридических лиц 2-3 %, но не менее 200 тыс. руб. Если кадастровая оценка не была произведена, то штрафы устанавливаются в фиксированном размере: для физических лиц до 10 тыс. рублей; для должностных лиц 40-50 тыс. рублей; для юридических лиц 200-300 тыс. рублей. Помимо денежного взыскания потребуется восстановление нарушенных прав владельцев, т.е. земля изымается в пользу собственника. Иными словами, захватчик уплачивает штраф и за свой счет приводит территорию в первоначальный вид. Чтобы исключить подобные проблемы, необходимо легализовать владение земельным участком, т.е. оформить его в собственность документально, зарегистрировав свои права. При этом следует помнить, что сделать это можно только с землями: на которые больше никто не претендует; находящиеся в собственности государства (муниципалитета). Невозможно узаконить участки: попадающие в «красные» зоны газопроводов, линий электропередач и т.п.; относящиеся к лесному фонду; уже с зарегистрированными правами физических или юридических лиц. Оформление в собственность — пошаговая инструкция Следует отметить, что поправки в земельное законодательство с введением главы IV позволяют перераспределить к своим участкам земли муниципального или государственного фонда при соблюдении ряда условий и на основании соглашения между сторонами. Таким образом, узаконить самозахваченную землю вполне возможно. Но речь идет не об огромных территориях, а только о небольших участках, чтобы в результате получился надел до установленных предельных размеров. Пошагово процедуру узаконивания земельной прирезки можно обозначить следующим алгоритмом:
1. Установить собственника – правообладателя захваченной земли.
Существует несколько способов:
Бесплатный — не требующим финансовых вложений, является получение информации на публичной кадастровой карте. Платный — заказать выписку из ЕГРН. Запрос в муниципальные органы. Далее в зависимости от формы собственности ситуация разрешаются в следующем порядке: в случае принадлежности участка в муниципальной и государственной собственности необходимо направить заявление в администрацию о предоставлении его в собственность. Тогда орган власти обязан соблюсти всю процедуру, включающую объявление о проведении аукциона, его проведение, заключение договора и выкуп имущества. Если, участок в частной собственности. Тогда возможно сделать попытки разыскать хозяина и выкупить бесхозную землю. Сложнее обстоят дела, когда эта территория еще не прошла государственную регистрацию, т.е. собственник не определен. В этом случае следует обратиться в администрацию по месту нахождения земли, чтобы инициировать процедуру межевания и поставить ее на кадастровый учет. Затем возможно заключить с администрацией договор аренды и впоследствии выкупить надел.
2. Межевание границ увеличенного на захваченную территорию участка и получение кадастровой выписки. Предварительно потребуется согласовать границы с соседями и убедиться, что они не будут препятствовать процедуре межевания. Как отмежевать земельный участок, рассказываем в этой статье.
3. Регистрация права собственности на вновь образованный участок. Все данные о сформированных правах на недвижимость находятся в Едином реестре, который ведет Росреестр. Выписка выдается на основании следующих документов: удостоверение личности гражданина; документы на право распоряжения, владения и пользования участком; межевой и геодезический план; документ об оплате госпошлины. Регистратор принимает документы в обработку, а на руки заявителю выдает расписку о принятии и назначает дату получения выписки. Результатом государственной регистрации является выписка из ЕГРН с именем собственника в соответствующей графе. Основания для отказа в госрегистрации Причин, на которые могут сослаться регистрирующие органы: отсутствие полного пакета документов, необходимых для регистрации права собственности; наличие конфликта с ранее зарегистрированными правами; обнаруженные ошибки и несоответствия в представленных документах; наличие разбирательств относительно межевания участка. Отказать могут и по причине отсутствия сведений о координатах границ участка либо пересечении границ уже размежеванных территорий и состоящих на кадастровом учете. Законодательство в части самозахваченных территорий и самовольных построек постоянно меняется.
Самовольное занятие крупных земельных участков является противоправным действием и влечет за собой ответственность лиц, осуществивших его. Им грозит административная ответственность, а в ряде случаев даже уголовная.