«Сухой суперджет» SSJ-100. Прошел год после катастрофы
5 мая 2019 года, в «Шереметьево» произошла катастрофа и сгорел пассажирский самолет «Сухой суперджет» SSJ-100, с бортовым номером RA-89098, рейс SU-1492 Москва-Мурманск.
Погиб 41 человек. Выжили 37. Единственный обвиняемый по уголовному делу о катастрофе — пилот гражданской авиации Денис Евдокимов
Денис Евдокимов считает, что следствие проигнорировало важное обстоятельство — а именно удар молнии в самолет вскоре после взлета и последующий сбой в работе бортовых систем управления. «Могу предположить, что такой обход важного факта связан с исключением риска для репутации производителя Superjet», — говорит пилот.
Евдокимов признался также в том, что отработка захода на посадку в ручном режиме в реальном полете программой тренировок не предусмотрена.

Что такое «Direct Mode»?
Об этом и поговорим
Управление самолетом SSJ-100
SuperJet как и Airbus, имеет три основных режима управления:
-Normal Mode,
-Simplified Mode,
-Direct Mode.
Normal и Simplified Modes обеспечивают улучшение летных характеристик воздушного судна и упрощают управление им. Данные режимы подразумевают защиту от сваливания, превышения приборной скорости, превышения максимальной перегрузки, максимальных тангажа и крена.
Этот режим весьма прост – пилот задает значения тангажа и крена, а автоматика их выдерживает. Любые внешние воздействия, парируется автоматикой и пилоту не приходится напрягать свою голову для того, чтобы возвращать самолет в заданное положение.
В случае с самолетом SSJ-100 с бортовым номером RA-89098 рейса SU-1492 он перешел в режим– Direct Mode
Direct Mode — это резервный режим управления воздушным судном в случае отказа бортового оборудования.
Основной особенностью Direct Mode является то, что отклонение управляющих поверхностей напрямую зависит от отклонения органов управления.
Sidestick SSJ 100 выглядит так

Вид кабины

Кроме того, в данном режиме отсутствуют защиты, предусмотренные в Normal и Simplified Modes, при этом присутствует сигнализация о сваливании и превышении приборной скорости.
Важно! Самолет сертифицировался не только российскими авиационными властями, но также EASA и FAA. В связи с этим информация о том, что SuperJet в режиме Direct Mode имеет проблемы, связанные с недостаточной устойчивостью и управляемостью, не имеет ничего общего с реальностью.
Мнение автора
Пилот говорит о не учтенных фактах и о не проведении учебных полетов в данном режиме. Но не говорит о ошибках которые он допустил.
Многие эксперты во всем винят пилота и говорят о низкой подготовке к подобным ситуациям.
Но вопрос остается открытым, почему от удара молнии произошли такие проблемы? Самолеты очень часто встречаются с молнией и без проблем производят посадку, оборудование исправно и работоспособно.
Ошибся пилот или виновата техника, разберется и сделает выводы суд.
Важно, чтобы разобрались и приняли необходимые меры по недопущению таких ситуаций в дальнейшем, а не искали "козлов отпущения".
Там еще много что предстоит узнать.
Интересно, будем ждать продолжение...
Страшно с такими пилотами летать.
Здравствуйте. Благодарю за интересную публикацию.