Эксперт разъяснила, что делать пострадавшим от мошенников клиентам банков
Ежегодно сотни тысяч клиентов российских банков становятся жертвами мошенников. Как им следует поступать, рассказала в беседе с РИА Новости замдиректора Ассоциации развития финансовой грамотности, руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Она напомнила, что наиболее распространенным способом мошенничества с использованием социальной инженерии является звонок от имени сотрудника банка, который сообщает клиенту, что его средства в опасности. Иногда жертва переводит деньги якобы на безопасный счет. Методы банков по защите клиентов в таких ситуациях срабатывают не всегда, поэтому жертва все равно переводит деньги мошенникам, подтверждая операцию в своем банке.
В другом случае злоумышленникам удается выведать у человека банковские данные, с помощью которых потом похищаются деньги.
В первую очередь, если человек считает, что пострадал от мошеннических действий, Лазарева советует одновременно и незамедлительно обращаться в МВД и банки, причем и в тот, где был открыт счет, и куда переведены денежные средства.
В нынешней ситуации заявление в полицию можно подать дистанционно, а в банки позвонить по телефонам горячих линий.
Эксперт отметила, что после обращения в банк пострадавшему, как правило, блокируют карту для предотвращения дальнейших махинаций. Однако вернуть уже украденные деньги в большинстве случаев невозможно.
По ее словам, в каждой такой ситуации есть свои особенности, но судебная практика показывает, что пострадавшая сторона оказывается чаще всего в проигрыше. Небольшой шанс на возврат средств есть, если «по возбужденному уголовному делу все-таки будет движение».
Она призвала всех соблюдать элементарные правила использования карты, личного кабинета, не сообщать никому коды доступа. В таком случае у мошенников не останется шансов на похищение средств.
В то же время руководитель аналитического центра Zecurion Владимир Ульянов указал, что одна из главных проблем в такого рода случаях – это утечки персональных данных банковских клиентов.
Он отметил, что люди не склонны выдавать по первой просьбе коды из СМС или переводить средства на неизвестный счет. Но если звонящий под именем сотрудника банка мошенник располагает очень подробными сведениями о потенциальной жертве, то человек начинает верить, что общается действительно с работником банка.
Даже работающие в области информационной безопасности и знающие о мошеннических схемах люди все равно попадаются на эту удочку, так как мошенники очень точно подстраиваются под поведение банковских сотрудников, заключил эксперт.