Географическое указание - новый объект интеллектуальных прав для ГК РФ
В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2019 № 230-ФЗ Гражданский кодекс РФ будет дополнен новым объектом интеллектуальных прав - географическое указание. Зарегистрировать его можно будет уже с 27 июля 2020 г.
Географическое указание - это обозначение, идентифицирующее происходящий с территории географического объекта товар.
Его характеристики (качество, репутация) в значительной степени связаны с местом его происхождения, где должна проводиться хотя бы одна из стадий производства товара, которая существенно влияет на формирование его характеристик.
Этот объект похож на место происхождения товаров. Но, в отличие от него, для государственной регистрации и получения исключительных прав на географические указания товара не должен иметь особые свойства и полный цикл производства на этой территории, что облегчает процедуру получения правовой защиты. Более того, во многом проблемы с регистрацией наименований мест происхождения товаров и привели к необходимости включения в ГК РФ нового объекта – географического указания.
В международной практике давно используется этот объект интеллектуальных прав и для нашего государства этот будет совершенно новым отношением правового регулирования.
Так, Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS) от 15.04.1994 г. является международным документом, входящий в пакет документов о создании Всемирной торговой организации. Соглашение устанавливает минимальные стандарты для признания и защиты основных объектов интеллектуальной собственности. Очевидно, что и дефиниция понятия "географическое указание" корреспондирует ст. 22 указанного Соглашения.
В качестве географического указания нельзя зарегистрировать обозначение, которое:
1) вошло во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом производства;
2) зарегистрировано в качестве географического указания в отношении товара того же вида;
3) тождественно или сходно с товарным знаком с более ранним приоритетом, что может ввести в заблуждение потребителя;
4) представляет собой сорт растения или породу животного, что может ввести в заблуждение потребителя;
5) может ввести потребителя в заблуждение относительно товара или его изготовителя;
6) заявлено в отношении товара, который не соответствует требованиям закона.
Такой объект интеллектуальных прав смогут зарегистрировать одно или несколько лиц (как физические, так и юридические), юридические объединения подачей заявления в Роспатент. Процедура создания и деятельность таких объединений не должны противоречить законодательству страны происхождения товара.
До введения этой нормы объединения не могли зарегистрировать такой объект, что являлось проблемой. В объединения входят производители сырья и конечного продукта, а также лица, которые обеспечивают хранение, перевозку и распространение товара. Особые свойства товара обычно зависят от деятельности всех объединившихся. В связи с этим возможность регистрировать предоставят и объединениям лиц, использовать географическое указание сможет каждый член объединения.
Новелла сыграет для правоприменительной практики важную роль. Место, где товар приобрел отдельные значимые для потребителя характеристики, способствует продвижению региональных производителей и брендов, тем самым повышается конкурентоспособность.
