Новые правила блокировки банковских карт. Банкам "прижали хвост".
Госдумой принят законопроект с большим количеством поправок в Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов». Согласно нему банки больше не смогут просто так отказать гражданам (клиентам) в обслуживании, прикрывшись нормами "анти-отмывочного" законона.
В настоящее время банк вправе отклонить любую банковскую операцию, заблокировать карту или счет клиента без объяснения причин своих действий.
ПЛЮСЫ
Теперь, согласно одобренному Госдумой документу, банки (и другие организации, совершающие операции с деньгами или имуществом) не смогут отказать в проведении клиентских операций, даже если клиентом не предоставлены документы, нужные "для фиксирования информации" (эта фраза исключена из п. 11 ст. 7 115-ФЗ).
Речь идёт о том, что теперь банки не смогут прикрываться запросом всяких документов, чтобы обосновать свой отказ в проведении банковской операции, например, документов, которые доказывают легальность происхождения денежных средств, которые клиент вносит при открытии счёта!
Кроме вышесказанного, по новому законопроекту утратят решающее значение "чёрные списки" Центробанка. В настоящее время, если по какой-либо причине (даже - по ошибке), клиент попал в эти "чёрные списки", то ни один российский банк не откроет такому клиенту счёт. Это даёт волю внутрибанковской коррупции, когда недобросовестные банкиры - те самые, кто и отправил клиента в "чёрный список" - "решают проблему" с помощью денег... Но после вступления в силу данных поправок на основании только "чёрных списков" отказать в обслуживании будет невозможно (п. 13.3 ст. 7 115-ФЗ).
Конечно, не стоит думать, что после введения поправок закон 115-ФЗ перестанет работать. Изменится не суть закона, а только порядок его применения. Отказать в проведении операций финансовый учреждения смогут, но отныне им будет необходимо обосновывать свои подозрения "в отмывке", а также - в обязательном порядке - извещать о каждом таком инциденте "Росфинмониторинг". К тому же, решение об отказе будет принимать не операционист, а уполномоченное лицо банка или его руководитель.
Клиенту, которому откажут в открытии счёта, также должны будут в течение пяти дней сообщить причину такого решения и кем это решение было принято, а также — порядок его обжалования.
МИНУСЫ
(которых можно избежать)
По новым поправкам - все организации, которые работают с деньгами или имуществом клиентов, должны проводить идентификацию клиентов, например, при продаже клиентами ценных бумаг или страховых продуктов.
Согласно поправкам, вносимым в ст. 7 115-ФЗ, если клиент не прошёл идентификацию, его обслуживание будет запрещено.
Также банки будут фиксировать все случаи, когда клиент обратился в банк, а потом отказался от договора с финансовой организацией! Сотрудники банка в своей документации будут должны указывать причину фиксации информации об отказе клиента. Пример: у работников есть подозрение, что клиент отказался из-за внутрибанковского контроля. Собранная таким образом банками информация о добровольных отказах будет поступать в "Росфинмониторинг", который имеет право эту информацию передавать заинтересованным госструктурам.
То есть, теперь перед походом в банк для, например, открытия счёта, ознакомьтесь заранее с условиями банка (это можно сделать удалённо на сайте банка без авторизации), чтобы не попасть при дальнейшем самостоятельном отказе от услуг банка "под колпак" Росфинмониторинга.
Кстати, внимательно изучать банковские документы (особенно то, что написано мееееелким шрифтом) необходимо всегда - ДО подписания каких-либо финансовых обязательств или договорённостей...
Берегите себя и свои денежки!
