На чём собираются зарабатывать операторы мобильной связи
Телеком-операторы тратят огромные средства на строительство собственных экосистем, поглощая непрофильные компании или создавая их с нуля. Выручка от оказания услуг сотовой связи почти не растёт, поэтому «большая тройка» делает ставку на предоставление своим абонентам нетелекоммуникационных сервисов.
Как развивает экосистемы российская «большая тройка»
Для крупнейшего российского сотового оператора МТС мобильная связь давно всего лишь часть бизнеса. Последние 10 лет компания последовательно диверсифицировалась. Сначала вышла в сегмент фиксированной связи, доступа в интернет, платного телевидения, ИТ, потом — за пределы сферы технологий. Среди наиболее знаковых приобретений — контрольный пакет в «МТС Банке» в 2018 году (до 2012 года — «Московский банк реконструкции и развития»).
В ноябре прошлого года МТС представила обновлённую стратегию, в рамках которой намерена увеличить число конвергентных абонентов, то есть тех, кто пользуется сразу несколькими услугами компании. К концу 2022 года число таких клиентов должно достичь 40% от общего количества (на момент презентации стратегии их было 1,3%). В частности, компания рассчитывала, что 10 млн пользователей приложения «Мой МТС» станут покупать платный видеоконтент, включая стриминговые сервисы и интерактивное ТВ (осенью прошлого года — 4 млн пользователей), количество активных пользователей финансовых услуг вырастет также до 10 млн (с 3 млн). На конец 2019 года у приложения «Мой МТС» было 20 млн пользователей, а всего у МТС в России было 79,1 млн абонентов мобильной связи.
79,1 млн абонентов
у МТС в России на конец 2019 года
Стратегия предусматривает расширение числа услуг в приложении «Мой МТС», создание «сервисов завтрашнего дня». Среди перспективных направлений оператор называет Entertainment (развлечения), где компания объединила ранее приобретённые билетные агрегаторы Ponominalu и Ticketland, приложение телемедицины от МТС и «Медси» SmartMed, стриминговую платформу WASD.TV и др. В отдельную компанию «МТС Медиа» были выделены медиаактивы оператора, помимо прочего, она занимается производством и дистрибуцией видеоконтента.
© hj barraza / Unsplash
Другие операторы «большой тройки» — «Мегафон» и «Вымпелком» (бренд «Билайн») — также ещё несколько лет назад запустили услуги фиксированной связи, доступа в интернет, платного ТВ и др. «Мегафон» в 2017 году стал контролирующим акционером интернет-холдинга Mail.ru Group, но на следующий год передал этот пакет акций в «МФ Технологии» (принадлежит «Мегафону», Сбербанку и «Ростеху»). Вместе с Mail.ru Group, а также китайским гигантом Alibaba Group, USM Алишера Усманова и Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) этот мобильный оператор создал СП в сфере электронной торговли AliExpress Russia. В конце прошлого года тот же состав участников подписал соглашение о создании СП в сфере электронных платежей.
© Maxim Ilyahov / Unsplash
Были и неудачные попытки. В начале прошлого года «Мегафон» закрыл свой телемедицинский сервис, который запустил в 2017 году первым из операторов «тройки»: причиной были названы недостатки в регулировании телемедицины в стране. В середине 2017 года владелец «Вымпелкома», холдинг VEON, запустил мобильное приложение, объединившее мессенджер, мультимедийный сервис и предложения от партнёров. Приложение должно было стать конкурентом китайского WeChat, но в начале 2019 года VEON решил закрыть проект, объяснив это «изменением бизнес-приоритетов».
В прошлом году VEON принял стратегию, согласно которой сфокусируется на развитии базовых услуг мобильной и фиксированной связи, новых услуг на основе больших данных, искусственного интеллекта и других технологий, а также на неких «будущих активах», которые предстоит найти и которые будут служить базой для дальнейшего роста компании в смежных областях.
Сейчас в экосистему «Вымпелкома» входят приложение «Мой Билайн», мультиплатформенный сервис «Билайн ТВ», мобильные финансовые и другие цифровые сервисы. Например, осенью прошлого года компания представила собственный игровой сервис Beeline Gaming, включающий игровую приставку и облачное решение. «По итогам 2019 года мы видим заметный рост интереса пользователей к нетелеком-сервисам и акциям партнёров в приложении „Мой Билайн“. Наибольшей популярностью пользовались категории еды, развлечений и транспорта», — рассказал представитель оператора.