Как должен взыскиваться исполнительский сбор с солидарных должников ?

Многие должники по исполнительному производству после выплаты долга удивляются, что с них судебный пристав-исполнитель взыскал дополнительную сумму денег, которая не указана была в исполнительном документе. В данном случае речь идет об исполнительском сборе.
Что такое исполнительский сбор? Как взыскивается исполнительский сбор, в т.ч. с солидарных должников по исполнительному производству? Об этом пойдет речь в этой юридической статье.
Исполнительский сбор по исполнительному производству
После возбуждения судебным приставом-исполнителем в отношении должника исполнительного производства на основании исполнительного документа и статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ), должник вправе в течение пяти дней со дня получения от судебного пристава-исполнителя копии постановления о возбуждении исполнительного производства добровольно уплатить долг, указанный в исполнительном документе.
Если должник этого не сделает в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель с него взыщет исполнительский сбор на основании статьи 112 Закона № 229-ФЗ, размер которого составляет 7% от суммы долга.
Вопрос о взыскании с должника исполнительского сбора регулируется не только статьей 112 Закона № 229-ФЗ, но также и другими статьями этого Закона, разобраться с которыми для должников по исполнительным производствам не так просто, а зачастую они с этим вопросом даже не пытаются разбираться.
Между прочим, должникам по исполнительному производству дано право уменьшить сумму исполнительского сбора в судебном порядке, а в некоторых случаях возможно добиться даже отмены взыскания с должника всей суммы исполнительского сбора. Подробней об этом
Вот недавний пример из моей судебной практики.
С должника по исполнительному производству была взыскана сумма денег. Затем с него судебный пристав-исполнитель взыскал исполнительский сбор в размере 5000 рублей, о чем должник узнал уже от банка, который с его счета списал эти деньги на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Этот должник обратился ко мне за юридическим разъяснением по этому вопросу.
После изучения представленных им копий из материалов исполнительного производства, мной было установлено, что судебный пристав-исполнитель при взыскании с этого должника суммы исполнительского сбора допустил ряд нарушений положений Закона № 229-ФЗ.
По просьбе этого должника мной был оформлен для него административный иск в Зюзинский районный суд г.Москвы о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства о взыскании с должника исполнительского сбора и об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Зюзинский районный суд г.Москвы Решением от 26 июня 2020 года по делу № 02 а-0176/2020 удовлетворил исковые требования этого административного истца, признал незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Зюзинского ОСП УФ СПП России о возбуждении исполнительного производства на взыскание исполнительского сбора и освободил должника от взыскания с него исполнительского сбора. Теперь должник вправе через судебного пристава-исполнителя на основании копии Решения Зюзинского районного суда г.Москвы от 26 июня 2020 года потребовать возврат ему 5000 рублей, списанных с его счета банком. Как это можно сделать должнику, будет описано с ссылкой на нормативные акты ниже.
Взыскание исполнительского сбора с солидарных должников по исполнительному производству
Этот вопрос регулируется частью 3.1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 № 24-ФЗ), а также Методическими рекомендациями «О порядке взыскания исполнительского сбора», утвержденными Директором Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации 07.06.2014 (в ред. Письма ФССП России от 11.05.2016 № 0001/7).
Буквально часть 3.1 статьи 112 Закона № 229-ФЗ имеет следующее содержание:
3.1. В отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя исполнительский сбор взыскивается солидарно в размере, установленном частью 3 настоящей статьи.
Несмотря на то, что вопрос применения судебными приставами-исполнителями положений статьи 112 Закона № 229-ФЗ о взыскании исполнительского сбора с солидарных должников на практике уже рассматривался ранее Конституционным Судом РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2013 № 1236-О) и Верховным Судом РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 1 (2016), утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 13 апреля 2016), до настоящего времени некоторыми судебными приставами-исполнителями по объективным и субъективным причинам нарушаются права солидарных должников в рамках исполнительного производства, в т.ч. и при взыскании с них солидарно исполнительского сбора.
По поводу объективной стороны.
Конституционный Суд РФ в Определении от 16 июля 2013 № 1236-О указал следующее:
Соответственно, при солидарной ответственности должников судебный пристав-исполнитель при наличии оснований выносит постановление о солидарном взыскании исполнительского сбора в отношении каждого из солидарных должников, порядок взыскания которого аналогичен порядку взыскания по исполнительным документам в отношении солидарных должников. Учитывая, что исполнительский сбор взыскивается однократно на основании одного исполнительного документа, общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать семи процентов от суммы, подлежащей взысканию по такому исполнительному документу.
Изложенное следует также из Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора (пункт 5.6), утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 23 декабря 2010 года N 01-8, на что указывалось заявителю судами общей юрисдикции.
Действительно в п.5.6 Методических рекомендациях по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных И.о. директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава Российской Федерации 23 декабря 2010 № 01-8, было изложено ясно и понятно, как взыскивать с солидарных должников по исполнительному производству исполнительский сбор:
В случае установления судом солидарной обязанности должников кредитор, в соответствии со статьей 323 Гражданского кодекса Российской Федерации, вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга.
Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не будет исполнено полностью.
Учитывая, что исполнительский сбор по исполнительному документу, в соответствии с Законом, не должен превышать 7% от суммы взыскания по исполнительному документу и взыскивается один раз, при солидарной ответственности должников судебному приставу-исполнителю следует выносить постановление о солидарном взыскании исполнительского сбора в размере 7% от суммы долга (без деления суммы долга на части, доли и т.п.) в отношении каждого из солидарных должников.
При этом порядок взыскания исполнительского сбора аналогичен порядку взыскания по исполнительным документам в отношении солидарных должников.
Общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать 7% от суммы, подлежащей взысканию по исполнительному документу.
Но после вынесения Конституционным судом РРФ по вопросу взыскании с солидарных должников по исполнительному производству исполнительского сбора Определения от 16 июля 2013 № 1236-О, в котором была ссылка и на Методические рекомендации по порядку взыскания исполнительского сбора (пункт 5.6), утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации 23 декабря 2010 года N 01-8, специалистами ФССП РОссии были разработаны новые «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора», которые были утвержденны Директором Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации А.О. Парфенчиковым 7 июня 2014 года.
В этих новых «Методических рекомендациях о порядке взыскания исполнительского сбора» пункт 5.6., в котором речь идет о взыскании с солидарных должников по исполнительному производству исполнительского сбора, этот вопрос освящен менее понятно, чем это было указано в пункте 5.6. «Методических рекомендациях по порядку взыскания исполнительского сбора», утвержденных 23 декабря 2010 № 01-8.
Видимо, это тоже способствует тому, что не все судебные приставы-исполнители понимают правильно, как нужно на практике применять положения части 3.1. статьи 112 Закона № 229-ФЗ.
По поводу субъективной стороны.
Судебные приставы-исполнители разные бывают по опыту и по стажу работы, по образованию, по ответственности исполнения своих должностных обязанностей и т.д. Поэтому некоторые из них иногда неправильно применяют в своей работе положения Федерального закона № 229-ФЗ.
Верховный Суд Российской Федерации своим Определением от 2 ноября 2016 г. № 71-КГ 16-14 при рассмотрении кассационной жалобе солидарного должника по исполнительному производству еще раз по «полочкам» разъяснил порядок взыскания с солидарных должников судебными приставами-исполнителями исполнительский сбор, отменил все судебные постановления нижестоящих судов и признал незаконным и отменил постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов Черняховского района Управления Федеральной службы судебных приставов по Калининградской области от 14 сентября 2015 года о взыскании исполнительского сбора с солидарного должника.
Суть этого дела.
С двух солидарных должников по разным исполнительным производствам разными судебными приставами-исполнителями в разный период времени был взыскан исполнительский сбор в размере чуть больше полмиллиона рублей.
При обращении солидарным должником, с которого вторично была взыскана эта приличная сумма исполнительского сбора, к судебному приставу-исполнителю, в суд первой инстанции, в суд апелляционной инстанции (Калининградский областной суд) по поводу незаконного взыскания с него исполнительского сбора, везде получал отказ в удовлетворении его законного требования.
И только Верховный Суд Российской Федерации досконально разобрался с этим вопросом, удовлетворил кассационную жалобу солидарного должника по исполнительному производству и разъяснил в своем Определении для судей нижестоящих судов и для судебных приставов-исполнителей, какой должен порядок взыскания с солидарных должников исполнительского сбора с учетом положений части 3.1. статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ.
Как вернуть незаконно взысканный с должника исполнительский сбор?
Если должник по исполнительному производству доказал в судебном порядке, что с него незаконно была реально взыскана судебным приставом-исполнителем сумма исполнительского сбора, то для возврата этой суммы исполнительского сбора ему следует знать следующее:
- Положения частей 10, 11 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ;
- Правила возврата должнику исполнительского сбора, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. № 550;
- Пункт 4.5. «Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора», утвержденного Директором Федеральной службы судебных приставов – главный судебный пристав Российской Федерации А.О. Парфенчиковым 7 июня 2014 года.
В пункте 6 Правил возврата должнику исполнительского сбора указан срок возврата суммы исполнительского сбора:
6. Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
г.Петрозаводск
17.08.2020
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Запутанный.
Вы правы!
Федеральный закон № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" сложный, запутанный и противоречивый, его статьи противоречат друг другу.
Но это можно выяснить только в ходе детального изучения статей этого Федерального закона.
Плюс еще правильно понять прочитанное, изучить судебную практику. У меня есть друг бывший пристав, часто у него спрашиваю, правильно ли я поняла.
Интересная публикация.
Нужно совершенствовать работу судебных приставов-исполнителей, нужно мотивировать их к выполнению своих обязанностей должным образом.
Спасибо за полезную юридическую статью с ссылками на нормативные акты и на судебную практику...
Мне пришлось поработать судебным приставом-исполнителем около года, но объем бумажной работы, который обязан выполнять судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительных производств, особенно при аресте и реализации имущества должников делает эту работу очень нудной, а приличную заработную плату можно начать получать в этой должности не ранее 5 лет работы судебным приставом-исполнителем. Поэтому мне пришлось найти другую себе работу, а потом заняться и этой моей интересной работой...
Помимо Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который реально очень сложный и объемный, судебные приставы-исполнители должны знать десятки Инструкций ведомственных и судебную практику по вопросам оспаривания действий (бездействий) судебных приставов-исполнителей сторонами (взыскателями и должниками) исполнительных производств и не только ими.
Судя по вашим многим публикациям на этом полезном юридическом сайте, Вы давно специализируетесь по вопросам исполнительного производства и следите за судебной практикой по ним:
1 www.9111.ru
2 www.9111.ru
3 www.9111.ru
4 www.9111.ru
5 www.9111.ru
6 www.9111.ru
7 www.9111.ru
8 www.9111.ru
9 www.9111.ru
Так что большое спасибо Вам за полезные юридические статьи по вопросам исполнительного производства, в которых Вы часто ссылаетесь на судебную практику, в т.ч. и на разъяснения Верховного Суда Российской Федерации.
Удачи Вам в вашей полезной юридической деятельности!
Так Вы из бывших судебных приставов-исполнителей?
Теперь ясно, почему Вы следите за моими юридическими статьями...