Президент подписал закон об отбывании осужденными наказания по месту жительства.
Многолетняя борьба правозащитников и Уполномоченного о правам человека в России Татьяны Москальковой увенчалась успехов: 1 апреля 2020 года Президент России подписал закон о внесении изменений в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного Кодекса РФ.Это позволит многим тысячам осужденных отправиться отбывать наказание вблизи от дома. В настоящее время порядок отправки осужденных к месту отбытия наказания определен ст. 73 УИК РФ. Эта статья делит всех осужденных к лишению свободы на несколько категорий:
*Те, кто осуждены за «обычные» преступления и остаются отбывать наказание в субъекте по месту жительства или месту осуждения. У этих осужденных почти нет проблем, кроме случаев, если они проживают в обширном регионе и колония, куда они попали, находится на значительном удалении от места жительства их семьи, либо за время отбытия ими наказания семья переехала в другой регион.
*Те, кто были осуждены за обычные преступления, однако их месту жительства отсутствуют колонии соответствующего вида режима, либо нет вообще никаких колоний (как в Москве, Ингушетии, Севастополе или на Чукотке). Их направляли в учреждения УИС другого региона, но не ближайшего, а любого.
*Те, кто были осуждены к отбытию наказания в воспитательных колониях. Их по наряду ФСИН направляют в колонию, закрепленную за данным субъектом РФ.
*Наконец, те, кто осужден за:
-преступления террористической направленности, похищение человека, участие в НВФ, бандитизме, участии в преступном сообществе, государственной измене, вооруженном захвате власти, организации экстремистского сообщества или экстремистской организации, посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа, дезорганизацию деятельности исправительного учреждения;
-к пожизненному лишению свободы либо кому смертная казнь была заменена лишением свободы;
-приверженные идеологии терроризма, оказывающие негативное влияние на других осужденных;
-осужденные при особо опасном рецидив преступлений
и направляются для отбытия наказания в места, определяемые ФСИН России (ч. 4 ст. 73 УИК РФ).
Законодательством создавалось 2 проблемы, связанных с отбытием накащания по месту жительства:
-осужденные, кроме тех, кого мы отнесли к первой группе, не могли рассчитывать на то, чтобы для отбытия наказания их направили в учреждения, доступные для их родных и близких;
-те, кто уже попали в дальние для них регионы либо те, чьи семьи переехали, либо те, у кого эти семьи возникли, не могли рассчитывать на перевод в другой регион.
Статья 81 УИК РФ жестко определяла круг критериев для перевода из одного учреждения в другое:
-реорганизация учреждения;
-обеспечение безопасности осужденного;
-невозможность отбывать наказание в данной местности по состоянию здоровья.
Из тех, кто просил о переводе, под эти критерии подпадали не более 10 % осужденных. Правда, та же статья 81 УИК РФ позволяла переводить осужденных и в «иных исключительных случаях». Однако понимание того, какой случай исключительный, а какой нет у ФСИН, правозащитников и прокуратуре разошлись. Так, правозащитники и ФСИН считали, что необходимость перевода осужденного к месту жительства его супруги, детей и родителей носит исключительный характер, так как защита семьи гарантирована Конституцией РФ, а уважение к семейной жизни – ст. 8 Конвенции прав человека и основных свобод. Совсем иная была позиция прокуратуры. В переводе осужденного в другое учреждение прокуратура усматривала не проявление уважения к семье, а проявление коррупции.
Поэтому к 2009 году перевод осужденных из одного региона в другой стал носить единичный и исключительный характер и за каждым таким случаем бдительно следили зоркие прокуроры.
https://an-babushkin.livejournal.com/1102316.html
Нет особо желания обсуждать. У меня муж сидит 850 км от места регистрации и к тому же инвалид на костылях. Система гнилая.