Процессуальный режим деятельности арбитражного суда надзорной инстанции
Новые социальные условия, характеризующиеся многообразием форм собственности, свободой предпринимательства, специфическими рыноч-ными отношениями, привлечением иностранных инвестиций, не могли не повлечь изменения в процессуальном положении лиц, участвующих в раз-решении экономических споров.
Кроме того, современный период социальных преобразований в Российской Федерации характеризуется проведением правовой и судебной реформ.
В ходе их реализации требуется научное обоснование направлений развития процессуального законодательства, сходства и отличий в приме-нении средств регулятивного воздействия на общественные отношения в смежных гражданской и арбитражной процессуальных отраслях права, если признать необходимость их раздельного существования.
В настоящее время законодатель нередко по-разному решает анало-гичные вопросы производства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.
Совокупная оценка помогает установить состояние отраслевого пра-вового регулирования, понять, чем вызваны те или иные правовые нормы и законодательные акты: стремлением к достижению общественного блага, к реализации ведомственных интересов или недостатками научных иссле-дований. Необходимость совокупной оценки и понимания состояния от-раслевого правового регулирования вызвана, например, наличием на се-годняшний день различного количества судебных инстанций и соответ-ствующих процессуальных норм применительно к деятельности общих и арбитражных судов.
Процессуальный режим деятельности арбитражного суда надзорной инстанции
Надзорная инстанция является самой высшей инстанцией по пересмотру и проверке законности судебных актов арбитражных судов нижестоящих ин-станций. Судебные акты, принятые арбитражным судом надзорной инстан-ции, являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Механизмом правового регулирования является система правовых средств, взятая в совокупности и единстве их действия.
Значение механизма правового регулирования как элемента арбитраж-ного процессуального режима состоит в том, что он позволяет исследовате-лям и законодателю предметно анализировать меру урегулированности той или иной группы арбитражных процессуальных правоотношений, вносить необходимые коррективы.
Например, в действующем Арбитражном процессуальном кодексе Рос-сийской Федерации не реализована идея ускоренного рассмотрения хозяй-ственных споров, которая имеет объективную природу, связанную с необхо-димостью в беспрепятственном совершении товарооборота, расчетов за по-ставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги, в то время как в гражданском процессуальном законе идея правильного и быстрого рас-смотрения гражданских дел нашла нормативное закрепление; отсутствует механизм реальной состязательности для лиц, участвующих в деле, поскольку отсутствуют необходимые состязательные процедуры и соответствующие им правила, регулирующие отношения между лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом.
Принципы арбитражного процессуального права в роли элемента про-цессуального режима имеют аналогичное с принципами гражданского про-цессуального права деление на две группы: организационные и функциональ-ные. Однако, каждый из названных в работе принципов арбитражного про-цессуального права имеет свои особые проявления и, как следствие, характе-ризует специфику проявлений процессуального режима в этой отрасли права.
Например, принцип гласности в арбитражном процессе не предполагает таких оснований к проведению закрытого судебного заседания как неразгла-шение сведений об интимных сторонах жизни лиц, участвующих в деле, неразглашение тайны усыновления (ст. 9 ГПК РСФСР), но содержит такое распространенное основание к проведению судебного заседания, как необхо-димость сохранения коммерческой тайны (ст. 9 АПК РФ).
Реализация принципа диспозитивности в арбитражном процессе пред-полагает не только право истца на изменение предмета или основания иско-вых требований, увеличение или уменьшение размера иска, но и представле-ние расчета по измененным требованиям (п. 6 ст. 102 АПК РФ).
Исключение Высшего Арбитражного Суда РФ из системы судов Рос-сийской Федерации потребовало внесения изменений в большое количество нормативных правовых актов. Безусловно основные судопроизводственные изменения затронули АПК РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс РФ», в соответ-ствии с которым АПК РФ был дополнен новой главой взамен действовавшей «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора».
Стоит отметить, что согласно изменениям, внесенным в АПК РФ Вер-ховный Суд РФ в рамках проверочных производств не только заменил Выс-ший Арбитражный Суд РФ в качестве единственной надзорной инстанции, но и выступает теперь как один из судов кассационной инстанции.
Новая глава АПК РФ «Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора» практически копирует главу ГПК РФ «Производство в суде надзорной инстанции».
Надзорное производство представляет собой исключительное стадию, в которой Президиум Верховного суда РФ проверяет законность вступивших в законную силу актов нижестоящих арбитражных судов в целях обеспечения единства судебной практики.
Порядок пересмотра судебных актов в порядке надзора предусмотрены в гл. 36.1 АПК РФ.
В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной кол-легии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстан-ции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Феде-рации, вынесенные в порядке кассационного производства. Субъектами об-жалования выступают — лица, участвующие в деле, и иные лица, указанные в статье 42 АПК РФ. Данная категория лиц подает надзорную жалобу. Гене-ральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального проку-рора Российской Федерации также вправе обратиться в Президиум Верхов-ного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определе-ний Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 АПК РФ:
• с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненор-мативных правовых актов органов государственной власти Российской Феде-рации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ор-ганов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
• с иском о признании недействительными сделок, совершенных органа-ми государственной власти Российской Федерации, органами государствен-ной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ-ления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных об-разований;
• с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органа
Судебные постановления, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конститу-цией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами меж-дународного права, международными договорами Российской Федерации;
2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.
Точные представления о том, в каком режиме регулируется арбитраж-ная процессуальная деятельность, одновременно нужны и арбитражному суду как органу судебной власти, и лицам, участвующим в деле, и другим участни-кам арбитражного процесса.
Арбитражный суд надзорной инстанции - ведущее звено всей системы арбитражных судов. Именно деятельность арбитражного суда первой инстан-ции определяет качество подготовки и рассмотрения дела, полноту исследо-вания доказательств по делу, своевременность принятия мер к обеспечению иска, динамику всего судебного разбирательства.
Арбитражный суд надзорной инстанции определяет судьбу спора, и да-леко не каждое арбитражное дело затем поступает в апелляционную, кассаци-онную или надзорную судебные инстанции.
В силу этих причин проблемы режима процессуальной деятельности арбитражного суда надзорной инстанции являются на сегодняшний день са-мыми неотложными.
Процессуальный режим со всеми его изъянами и недочетами складыва-ется в деятельности арбитражного суда под правовым регулятивным воздей-ствием и в правоприменительной деятельности объективно, независимо от присутствия этой категории в процессуальной теории. Он определяется до-пущенными законодателем ошибками, случайными нормами, несуществен-ными отличиями в регламентации правоотношений в сравнении со смежной отраслью права. Поскольку эти особенности закреплены в нормах права, по-стольку они носят устойчивый, повторяющийся характер.
Итак, в большей степени современная надзорная инстанция в основ-ном уделяет внимание единообразию правоприменительной практики, а именно толкованию и применению норм права, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, поскольку проверка законности и обоснованности судебных актов — основная задача арбитражного суда кассационной, а не надзорной инстанции.
В России в роли надзорной инстанции выступает Верховный Суд Российской Федерации, расположенный в Москве, который состоит из Пленума, Президиума РФ, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотно-шений, а каждая судебная коллегия, в свою очередь, делится на три судеб-ных состава по рассмотрению более узкого круга вопросов.
Пленум РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, например такие, как: рассмотрение мате-риалов изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дача разъяс-нений по вопросам судебной практики; разрешение вопросов о выступле-нии с законодательной инициативой; и иные не менее важные вопросы.
В целях совершенствования гражданских и арбитражных процессу-альных правоотношений наука традиционно исследует особенности отрас-левого предмета, метода и механизма правового регулирования, правовых принципов, гражданской и арбитражной процессуальной формы. Но без должного внимания остается совокупная оценка результатов воздействия всех правовых средств на группу арбитражных процессуальных правоот-ношений, порождающих ту или иную меру упорядоченности, направлен-ности, а, следовательно, и режима арбитражной процессуальной деятельности.
