Доля креативных индустрий в России выше среднемирового уровня

На прошлой неделе обнародованы первые оценки доли креативных индустрий в экономике России — показателя, ассоциированного с инновационностью экономики, и возможности ее развития в постиндустриальной схеме. Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) оценил его в 4,37% ВВП, что существенно выше среднемирового уровня. Оценки для Москвы —это 6,3% московского ВРП. Высокая доля креативных индустрий в РФ связана отчасти с высокой развитостью IT-технологий, но в целом указывает на достаточно перспективную структуру экономики.
Креативная индустрия-что это?
Отчет «Креативная экономика городов России» представлен Центром городских компетенций АСИ в прошлую пятницу. В масштабах всей РФ это, видимо, первая основанная на региональных расчетах оценка «креативного сектора» для страны.
По словам Татьяны Журавлевой, руководителя Центра городских компетенций АСИ,-
«необходимо начинать рассматривать креативные индустрии как экономический объект и как экономический процесс, а не как деятельность отдельно взятых художников. Поэтому не надо учить художников продавать свои работы инвесторам. Должны появиться менеджеры или продюсеры креативных индустрий, которые смогут разговаривать на одном языке и с художниками, и с инвесторами, а также соединять их между собой».
АСИ в данном случае явно исходит из модели экспортного роста, реализованного в 1990–2000-е годы в таких странах, как Германия, Финляндия, Великобритания, где рост в секторе был явно ассоциирован с инновационной схемой развития в постиндустриальной схеме.
АСИ использовало традиционную схему оценки «креативного сектора» на основе кодов ОКВЭД — эта методика (включающая в данном случае выпуск в секторе сферы культуры и искусства, цифровых технологий, развлечений, медиа, коммуникаций, дизайна и образования) дает обычно относительно высокие оценки. В АСИ пользовались данными преимущественно по городским центрам. Текущие оценки вклада в ВВП — 4,37%, или 4,8 трлн руб., наибольший вклад они вносят в региональную экономику Москвы (19,8%), Санкт-Петербурга (12,6%), Тюмени (9,6%), Иваново (12,3%). В Москве в секторе занято около 300 тыс. человек, выпуск в секторе — около 2 трлн руб. (данные на 2018 год).
Оценка показывает, что выпуск креативных индустрий в РФ превышает долю здравоохранения и соцуслуг в ВВП РФ (4,2%) и сельского хозяйства (4%).
В межстрановых сравнениях доля креативных индустрий в РФ выглядит (с аналогичной методикой оценки) существенно выше среднемировой (2,6%) и сопоставимой со средней по США (4,5%). Отрыв от средних по Восточной Европе показателей явно связан с высоким развитием IT в России и с концентрацией креативных индустрий в крупных мегаполисах — Москва и Санкт-Петербург в числе крупнейших городских агломераций Европы, с ними конкурируют за занятых в секторе в первую очередь Лондон и Берлин.
Кофе, стрижка и авто-развитие креативных индустрий
Экономику любого города, будь то мегаполис или тот, где живет менее 100 тыс. человек, невозможно представить без малого и среднего предпринимательства. Именно этот сектор благодаря своей адаптивности позволяет создавать креативные и полезные для горожан проекты.
ПРИМЕР 1:
На одной из улиц Москвы в районе Тишинки на первом этаже жилой пятиэтажки располагается цветочная лавка «История одного букета» и летняя веранда Bollo, ставшие центром притяжения для жителей окрестных домов.
Среди основных критериев было не просто создание цветочного магазина, но открытие мастерской и места, куда люди заходят по дороге домой, даже если им сегодня не нужны цветы. Под открытие было выбрано помещение площадью 80 кв. м на Васильевской улице, дом 2, где уже 15 лет и мастерская, и кафе. Развитие проекта происходило без бизнес-плана, а выбранная концепция сработала в качестве магнита для творческих людей, количество которых к концу первого года существования лавки оказалось даже избыточным.
Со временем предпринимателю и команде удалось достичь баланса между творчеством и бизнесом.
Теперь кафе генерирует основную выручку летом, «История одного букета» — в остальное время.
Бьюти-коворкинги дали работу мастерам
В 2017 году в Казани открылся первый в России бьюти-коворкинг, предлагающий свою инфраструктуру и помещения представителям индустрии красоты с почасовой оплатой. Формат предполагает, что рабочие места сдаются от одного часа и до бесконечности. Это значит, что арендовать площадку может как самозанятый мастер, так и индивидуальный предприниматель или даже сеть, например, массажных центров. Такие объекты становятся центрами притяжения людей разного возраста, категорий и даже возможностей — в Indi работают в числе прочего и люди с ограниченными возможностями здоровья, рассказывает соосновательница сети Элина Исмаилова.
ПРИМЕР 2:
Каждая точка делится на различные кабинеты — эконом, средней ценовой категории и люкс, стоимость часовой аренды варьируется от 300 до 1 тыс. руб., продолжает она. Кроме того, доступны и места в оупен-спейсах от 100 руб. Долгосрочные отношения рассчитываются по другой ставке.
В среднем площадь каждого коворкинга варьируется от 100 до 700 кв. м в зависимости от города и района, где он располагается.
В США такой формат уже существует продолжительное время, рассказывает Элина Исмаилова. Российские коворкинги арендуют площадки в уже существующих объектах, в основном в торгцентрах. География экспансии — Москва, Красноярск, Уфа, Казань, Ростов-на-Дону, Омск.
Пандемия вируса COVID-19 и последовавшие из-за нее ограничения по всей стране лишь форсировали развитие коворкингов: во время карантина многие мастера попробовали работать на дому
ПРИМЕР 3:
По оценкам участников рынка, российский рынок салонов красоты уже потерял около 27% объектов, добавляет предприниматель, кроме того, порядка 1% населения страны официально работает в индустрии красоты.
«Оказавшись без работы этой весной, многие смогли освоить профессию, например, мастера ногтевого сервиса, а удобнее площадки, чем коворкинги, сейчас не существует»,— продолжает эксперт.
Такие коворкинги после открытия также становятся локальным местом притяжения молодежи, говорит предпринимательница.
«Мы работаем в формате поколения Z (родившиеся после 1995 года), которое привыкло к большей самостоятельности. Здесь же, пользуясь созданной нами для этого инфраструктурой, они учатся, в том числе продвижению, проводят онлайн-вебинары и планируют собственные онлайн-курсы»,— перечисляет Элина Исмаилова.
К концу года сеть Indi планирует вырасти примерно до 36 объектов, в будущем, предполагает госпожа Исмаилова, бьюти-коворкинги займут до 20% всего отечественного рынка индустрии красоты.
«Количество нелегальных перевозчиков снизилось»
Благодаря развитию транспортной инфраструктуры повышается проходимость и пропускная способность улиц, что сказывается и на городской коммуникации: от скорости поставок в магазины и кафе до чувства безопасности местных жителей во время вечерних прогулок по городу.
ПРИМЕР 4:
«Умные» остановочные пункты, созданные предпринимателем, оснащены лавочками с подогревом, зарядными устройствами для мобильных телефонов и планшетов и городскими навигаторами — сенсорные экраны позволяют посмотреть и рассчитать маршрут, узнать время ожидания до прихода общественного транспорта; остановки также оборудованы кнопками вызова экстренных служб. Кроме того, в них установлены видеокамеры, распознающие и анализирующие проезжающий мимо транспорт. С их помощью город получает возможность в автоматическом режиме отслеживать нелегальные маршрутные такси и пункты их следования, а также различные нарушения правил перевозок среди авторизованных перевозчиков.
Эти решения помогают снизить нагрузку на дороги и улучшить движение транспорта как минимум на 10%. Распределение трафика позволяет следить и за выбросами вредных веществ.
«Когда речь идет об интеграции сервисов в рамках городской экономики, всегда полезно иметь сравнительный анализ эффектов от реализованных проектов. При этом речь в первую очередь идет о социальном эффекте — насколько разработки будут полезны и востребованы людьми, становится ли городская среда более качественной», — говорит автор-разработчик системы Дамир Кадырбаев.
В конце 2019 года правительство РФ начало распределять по регионам субсидии на внедрение интеллектуальных транспортных систем. Городам необходимы решения, автоматизирующие процесс управления дорожным движением в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Программа реализуется в рамках проекта «Общественные меры развития дорожного хозяйства» на 2020–2022 годы. Соответствующие субсидии, в общей сложности 25,2 млрд руб., получат 56 регионов страны.
А вы согласны, что креативные индустрии помогут преодолеть кризис?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:
Интересная тема публикации

Благодарю, познавательно.
Креативом можно только замазать уродство нашей экономики.
Очень интересная информация, спасибо.
Не знаю вообще, что нам поможет преодолеть кризис? Только собственное терпение.