Проиграть в суде легко, а выиграть — сложнее (алгоритм написания жалобы для достижения победы)

Если волею судеб вы оказались втянуты в судебный процесс и проиграли в суде первой инстанции, то исправить ситуацию можно подачей жалоб в вышестоящие инстанции. При написании апелляционной, кассационной, надзорной жалобы требуется соблюдение некоторых правил.
Алгоритм действий, который повысит ваш шанс на победу
Если решение суда (или приговор) вынесено не в вашу пользу и вы с ним не согласны, придется составлять жалобу.
В тех случаях, когда дело суперважное или даже просто важное для вас, то безусловно нужно обращаться к компетентному юристу для выправления ситуации.
По важным делам в суд вообще лучше без юриста не обращаться. Разовые консультации юристов, даже платные, вряд ли со стопроцентной гарантией обеспечат выигрыш в деле, особенно если оппонентом является ушлый и юридически грамотный соперник. Нужно знать, что неудачным ответом на вопрос судьи можно свести на "нет" всю работу юриста (не буду обосновывать это утверждение, чтобы не отойти от заявленной темы).
Итак, вы приступили к написанию жалобы. Первым делом прочитываем и перечитываем решение суда (приговор).
Далее открываем соответствующий процессуальный закон (ГПК РФ, УПК РФ, КАС РФ, АПК РФ), чтобы найти статью, в которой перечислены основания для отмены решения суда первой инстанции. Также важно ознакомиться с информацией о пределах рассмотрения дела в суде соответствующей инстанции, с порядком подачи жалобы, с требованиями, предъявляемыми к содержанию жалобы, об основаниях возвращения жалобы и пр.
Снова заглядываем в решение суда, чтобы определиться с основной направленностью жалобы.
Например, АПК РФ устанавливает основаниями для отмены решения первой инстанции следующие основания:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права и др.
Затем следует перейти к тщательному изучению искового заявления истца, тщательно изучить все документы, на которых он основывает свои требования.
Все свои наблюдения имеет смысл записывать на листок бумаги. Набор текста на компьютере на этом этапе может затянуть процесс составления жалобы надолго, потому что в ходе доработки придется неоднократно менять формулировки. Но при наличии принтера можно обойтись без бумажных записей, если структурировать записи по удобному вам принципу, а потом набранный текст распечатать, разрезать на абзацы и разложить их в нужной последовательности.
В любом случае более предпочтительным является способ записи своих наблюдений в виде тезисов на листе бумаги. В ряде случае удобнее пользоваться рулоном обоев. В этом случае не придется перебирать листы бумаги с записями, а просто пробежать глазами записи на рулоне бумаги.
Например, можно выписать наименование документов, представленных истцом и их краткое содержание. Иногда бывает полезным нарисовать структуру взаимоотношений. Кто кому должен? Каким документом это подтверждается? И т. д. Хорошо составленная структурная схема позволяет выявлять изъяны в доводах противника.
Особое внимание нужно уделить своим доводам, по которым не согласны с доводами оппонента, сформулируйте их в виде коротких тезисов, они будут как путеводная звезда вести к цели.
Если картина более-менее вырисовалась, следует переходить к изложению своей позиции. Ещё раз заглядываем в основания для отмены решения и приступаем к набору текста.
Начинаем с описания ситуации, отвечая на вопросы "Кто?", "Когда?", "Что?", "Почему?" и т. д.
Далее начинаем опровергать доводы оппонента, предварительно кратко описав его доводы.
После того, как Вы раз десять сверитесь с решением суда, с доводами и документами оппонента, можно переходить к заключительной стадии — шлифовка текста и красивое форматирование текста.
Результатом шлифовки текста должно стать отсутствие досадных ошибок в описании документов, на которые ссылаетесь, сгруппированность доводов, касающихся одних и тех же доводов и документов оппонента и как итог, легкое восприятие позиции жалующегося.
Особое внимание в ходе шлифовки текста нужно обратить на причастные и деепричастные обороты. Их активное использование может сильно повредить, поскольку их использование часто позволяет оппоненту "выудить" из такого предложения второй смысл. А нам этого не надо. Соответственно, предложения с причастными и деепричастными оборотами имеет смысл разбить на простые предложения, но находящиеся в одном абзаце.
В ходе шлифовки текста важно прицельно проверить все глаголы с частицей "не", если есть возможность, заменить их синонимами без частицы (например, вместо "не согласен" применить слово "возражаю" и т.д.).
Далее нужно убедиться, что Ваши доводы Вам не вредят. Допустим, ложно обвиняемый в совершении преступления будет утверждать, что в его действиях нет состава преступления. Таким доводом он вроде как соглашается, что все-таки противоправное деяние было. В его интересах ссылаться на другой довод — отсутствие события преступления.
Или если в заявлении о восстановлении пропущенного срока, Вы сошлетесь на недобросовестность своего представителя, который "прошляпил" срок подачи ходатайства, то суд, основываясь только на Вашем доводе, откажет Вам, не признав причину пропуска срока уважительной. В идеале Вы должны будете приложить договор с представителем, где ему была предписана обязанность отслеживать сроки плюс судебное решение, которым Ваша претензия к нему удовлетворена.
Проверять свои доводы на отсутствие вредности для себя нужно на каждом этапе написания жалобы, вплоть до распечатки в чистовом варианте. Лично у меня был случай, когда мне пришлось корректировать только что распечатанную жалобу, т. к. усмотрела намеки на то, что мой довод может быть повернут против меня. До отправления жалобы адресату такой огрех легко исправим, но чем обернется выявление такого дефекта уже после отправки? А тем, что ушлый оппонент, разумеется, ошибку противника использует себе во благо.
На стадии шлифовки текста следует проверить все запятые. Всегда нужно помнить крылатую фразу: "Казнить нельзя помиловать". Никто, кроме автора жалобы не будет виноват, если при отсутствии запятой другие воспользуются этим.
Кстати, не к месту будет сказано, в Регламенте ГосДума запятая стоит так, что этим Регламентом ГосДуме не предписана обязанность соблюдать Конституцию.
Перед распечаткой жалобы отформатируйте красиво текст в текстовом редакторе типа Word: выравнивание текста по ширине, одинаковый интервал между строками и абзацами, одинаковый отступ красной строки (1,27 мм), отступы от края текстового поля до края страницы так, чтобы можно было документ подшить в папку и он читался без помех (например, слева — 27 мм, справа — 12 мм, сверху и снизу — по 20 мм). При необходимости нужно пронумеровать страницы.
Как обойтись в тексте без подчеркиваний и выделения жирным или непомерно увеличенным шрифтом, которые более указывают на взбалмошность подателя жалобы, чем на его способность убедить суд или оппонента силой своих доводов? Несмотря на то, что иногда выделение текста жирным шрифтом само собой просится, нужно останавливать себя и применять другие приемы. Например, можно отделять абзацы друг от друга интервалом, это будет означать конец одного довода и начало другого. Также можно переформулировать текст, чтобы показать почему именно Ваша трактовка закона или документа является более правильной.
Напоследок сверьте все термины, чтобы применяемые Вами слова соответствовали смыслам, вкладываемым в них законодателем. Например, термины "время" и "срок" имеют разное юридическое значение, хотя в быту различие между ними часто игнорируется.
Еще раз загляните в основания для отмены решения суда первой инстанции в процессуальном законе. Возможно, выявится, что можно ещё сослаться на одно основание, которое было упущено из вида ранее.
Хорошо написанная жалоба — та, которая сто раз изучена вдоль и поперек и выверены каждая буква, запятая, слово и смысл.
В целом жалоба не должна походить на винегрет и нагромождение доводов в бессвязном порядке. Все фразы, которые заимствованы из Интернета, должны быть адаптированы именно к вашему произведению искусства — жалобе.
Всем успехов в отстаивании своих нарушенных прав.
Благодарю за внимание!
Мои другие публикации:
Как структурировать информацию в файле для удобного пользования ею
Как красиво оформить "шапку" заявления, жалобы, претензии
С 01.10.2019 г. 90% образцов исковых заявлений, размещенных в сети Интернет, морально устарели
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Обожаю писать жалобы, особенно если за это платят.
Аналогично!
Не юрист, но за плату тоже обожаю!
Прежде чем писать жалобу - надо дело изучить, как "Отче наш". Без этого нормальная жалоба не получится. Особенно, если раньше в этом деле суде не участвовал. Из-за этого и не люблю. Потому что бывают многотомные дела. Слишком много времени и сил. Но если платят - я могу и выучить дело наизусть, а не только изучить. И, естественно, написать хорошую жалобу.
А если платишь вам, но результат нулевой?
Почему нет закона об ответственности за это?//
Внесите в ГД предложение. В чём проблема?
Потому что на всё воля СУДЬИ. Единоличная воля! А у нас в стране законы что ДЫШЛО! Сами знаете...
Не воля а карман, чем больше туда положишь, тем более весомее вопросы решишь... ничего нового...
Судьи, как и мы, все разные.
И надо помнить, что процесс в суде состязательный, а судья не вправе давать предпочтение одной из сторон, поэтому результат во многом зависит и от самого человека, оказавшегося в судебном процессе.
В этом есть большое преимущество.
Главное - научиться управлять сим инструментом.
И ты это умеешь, Т. Д.?
Каким образом зависит от самого человека?
А как можно повлиять на судью? Хорошим поведением, видом или речью? Хоть маленький плюсик?
Позволю себе не согласится. Посудитесь с гос. Органами и вы поймёте, что обычное понятие состязательность сдесь не катит

А попробуйте написать жалобу на заключение судебного эксперта. Один ответ: заключение соответствует относимости, допустимости, подписку давал по статье 307 (то, что статья эта вообще не работает, все знают.) И эти так называемые эксперты, что хотят, то воротят. Муж делит с бывшей женой имущество: мебель, сантехнику, бытовую технику, все одного года выпуска. Все, что у жены, экспертами оценивается по новым магазинам образцам, у супруга: аналоги берутся с сайта авито, короче конкретного старья б/у. Естественно жена становится должницей. Вот вам и равноправие и состязательность сторон. Муж ходатайствовал о судебной экспертизе, он ее и оплачивал.
Не законы "Дышло..." - а судья сам себе закон.
Согласна с Сергеем, кто больше дал, закон подтусуют так как надо, тому, кто дал.
И им эти законы вообще пофиг, нашел человека, кто заносит и у него берут, считай золотой ключик в кармане (даже если ты сто раз по закону прав) а на усмотрении судьи будет как сказал, кто занес...! Не бывает в нынешних судах правды, ЭТО БИЗНЕС для ОБОГАЩЕНИЯ СУДЕЙ.
Что чудь, что юристы, адвокаты все проститутки.
А должны быть одинаковые в заседании!
Да, вот только Боги наверное в другую сторону смотрят...
Как Вы алчный... господин... а просто помочь словом и делом... не судьба...
Случается и такое, значит не совсем я меркантильный... субъект.
Не верю.
Вы в магазине тоже так говорите - "не судьба мне коньяку с колбасой дать за спасибо?" - "нет?!? Ну вы алчные".
Заплатил, а так как карта ляжет.. И ни говорите другое, вряд ли кто поверит. Общество изменилось до неузнаваемости, ...
Ни один честный юрист не может гарантировать успех в суде. Не потому, что он плохо сделал свое дело, а потому, что не все от него зависит. По Вашему юристы должны работать бесплатно? Это, извините, коммунизм какой - то для потребителей юр услуг. Т.е. юрист впахивает весь день, а хлеб с колбасой он на какие шиши должен брать, по вашему? А... Ну это вас не волнует. Сделал дело и пошёл он нафиг. Так?
Частенько и в магазине за товар заплатил, а употребить его в дело нет возможности: то мясо получил из сайгака вместо индейки, то колготки, в которых до работы даже не дошел.
"Ни один честный юрист не может гарантировать успех в суде"
И ни один врач не может гарантировать исход операции. Даже президент уже не гарант конституции, так что ли?
Да нет господа, удачное выиграли - получите и в знак благодарности еще и сверху. Нет - минус 50%, работали все же..
Я знаю, что не все зависит от юриста, Но, очень многое. И это мне поведал человек, который много лет работал в прокуратуре, затем адвокатом. А особенно он остановился на том, как себя поставит адвокат (юрист, представитель) , во второй инкстанции, и какую напишет жалобу.
А о бесплатной работе юриста я не говорю, каждая работа должна оплачиваться, НО по факту, а не как-то по другому.
Соглашусь, вполне, с С. Лисицыным. А если вас в первую очередь волнует колбаса, а не проблемы вашего клиента, то тогда все ясно. Ничего личного, но либо вы еще молоды, или что-то др.
Почему-то, очень часто, юристы не советуются с клиентами, как поступить вначале и потом. Но когда проигрывают в суде, тогда и слышно: ой да, вы были правы, изв... и т.д., и т.п.
Но время, здоровье и деньги потрачены зря...
Результат от многих составляющих зависит.
Если обращающийся за юридической помощью не изложит все нюансы ситуации юристу до выхода в суд, а в суде откроется этот неожиданный нюанс, где юрист найдет контрдовод без подготовки?
Очень наглядно показаны такие моменты в сериалах "Правосудие Агаты" и "Хорошая жена". Фильмы увлекают, советую к просмотру.
А бывает и так, юрист проработал жалобу по максимуму, а заказчик (клиент) потом взял и свое добавил или переделал то, что показалось негодным, а в результате в ущерб себе дал преимущество своему оппоненту.
Ничто не мешало клиенту высказать свое неудовольствие, чтобы юрист слегка подкорректировал текст с учетом пожеланий.
Успех в суде первой инстанции может обернуться поражением во второй.
Более правильно ставить задачу, считаю, - это минимизировать негативные последствия ситуации, в которой оказался заказчик (клиент).
Совершенно согласен, гонорар успеха - нормальная практика.
Самый лучший юрист это сам для себя.
Это точно.
Это верно, только иногда знаний и опыта не хватает...
Правильно говорите, эти адвокаты развелись как тараканы - нахлебники, трутни... кровососы, дармоеды, мошенники.
Не можете гарантировать не беритесь, не обманывайте народ.
Как раз все наоборот. Скорее обманывает тот, кто гарантирует 100%-ную победу.
+100000000
Не заплахеет от такого гонорара...
"Не заплахеет от такого гонорара.."
Если это вопрос, то не" заплахеет", если это утверждение, то тоже не "заплахеет"..
Хе хе
Стервятник.
Работа такая
Спасибо! Очень интересная публикация!
Спасибо. Просто захотелось поделиться теми приемами, которыми сама пользуюсь.
Спасибо, отличные рекомендации!
Не люблю, но пишу.
Для тех, кто рассчитывает только на свои силы - статью в избранное.
Актуально!