Тарабукина Ирина Ивановна
Тарабукина И. И.Подписчиков: 7104
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг

Вот такая инклюзия: дискриминационный проект Минтранса по доступности для инвалидов

1 557 просмотров
1 011 дочитываний
20 комментариев
Эта публикация уже заработала 54,50 рублей за дочитывания
Зарабатывать

Минтранс готовится изменить правила по обеспечению доступности общественного транспорта для пассажиров с инвалидностью. В проекте приказа ведомства, который может вступить в силу с января 2021 года, предлагается ввести деление таких видов транспорта на общие и предназначенные исключительно для перевозки пассажиров с инвалидностью или для перевозки обычных пассажиров и пассажиров с инвалидностью одновременно.

Во Всероссийском обществе инвалидов полагают, что такое решение может существенно осложнить пользование общественным транспортом для колясочников и нарушает их права на его доступность, предусмотренные федеральным законом «О социальной защите инвалидов» и ратифицированные в России Конвенцией ООН.

Приказ на замену

Документ разрабатывается на замену существующему приказу, определяющему порядок обеспечения доступности общественного транспорта и транспортной инфраструктуры для людей с инвалидностью.

Приказ Минтранса № 347 действует с 2015 года. Ранее он попал в перечень документов, подлежащих отмене в рамках «регуляторной гильотины». Согласно постановлению правительства, опубликованному на портале правовой информации в конце октября, он должен утратить силу с января 2021 года. Его заменит новый приказ.

Проект нового документа был направлен для ознакомления в общественные организации, его получили во Всероссийском обществе инвалидов (ВОИ), Всероссийском обществе слепых (ВОС) и Всероссийском обществе глухих (ВОГ).

Новая версия требований нарушает права людей с ограниченной мобильностью на доступный общественный транспорт и противоречит требованиям российского законодательства, указывают во Всероссийском обществе инвалидов. Свои возражения организация направила в Минтранс.

Информационно: в действующем приказе содержится ссылка на требования статьи 15 закона «О социальной защите инвалидов» («Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур»). Для соблюдения требований этого закона, говорится в документе, перевозчики и владельцы объектов начиная с 1 июля 2016 года должны «осуществлять меры по обеспечению соблюдения условий их доступности для пассажиров из числа инвалидов». Это касается как новых объектов и транспортных средств, так и тех, которые принимались после капитального ремонта и модернизации.


Там также говорится о необходимости поэтапного повышения уровня доступности транспортных объектов и транспорта для инвалидов, приводятся критерии оценки такой доступности (по удельному весу специально оборудованных объектов и транспортных средств от их общего количества), регламентируются порядок обследования объектов для определения степени их доступности и требования к оформлению специальных паспортов доступности.

Из проекта нового документа все эти пункты исчезли. В нем также нет упоминаний о необходимости соблюдать требования, прописанные в статье 15 закона «О социальной защите инвалидов», и ссылок на саму статью.

Транспорт с разделением

Из предлагаемых Минтрансом новых правил следует, что к автобусам, троллейбусам и легковым автомобилям для перевозки инвалидов будут относиться транспортные средства, которым выданы свидетельства или одобрения «с записью о предназначении транспортного средства исключительно для перевозок инвалидов или для перевозки пассажиров с возможностью перевозки инвалидов». Они будут помечаться специальным значком на лобовом стекле.

Такие транспортные средства должны быть дополнительно оборудованы подъемными устройствами или рампами для посадки или высадки людей в колясках, а также системой голосового и визуального дублирования информации.

Кроме того, во всех транспортных средствах, включая те, которые не получили специальных разрешений, перевозчики должны обеспечивать пассажирам с инвалидностью помощь при посадке и высадке, проезд с сопровождающим или собакой-поводырем, а также хранение кресла-коляски в багажном отсеке. Но только в случае, если багажный отсек есть, а габариты кресла-коляски это позволяют, уточняется в приказе.

Получается, что в случае вступления нового документа в силу инвалиды-колясочники смогут находиться в собственной коляске только при пользовании отдельными транспортными средствами, обращают внимание в ВОИ. Разделение транспортных средств на несколько категорий также противоречит требованиям статьи 15 закона «О социальной защите инвалидов», полагают там.

«ВОИ настаивает на сохранении требований к перевозчикам при закупке транспортных средств соблюдением условий их доступности для пассажиров из числа инвалидов, действующих с 1 июля 2016 года, и приемки с этой даты транспортных средств для обслуживания населения с соблюдением требований к их доступности, установленных статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», — заявил председатель ВОИ, заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

В организации считают, что принятие документа в его текущей версии будет означать «шаг назад в создании доступной среды на транспорте».

«Точно такие же люди»

Некорректной идею введения разных по доступности категорий общественного транспорта считает также президент регионального общественного фонда «Без барьеров» инвалид-колясочник Светлана Носачева.

«Я, конечно, против разделения транспорта на специализированный и общий общественный. Взять те же самые автобусы — почему они должны быть разделены? Инвалиды — точно такие же люди, и они также передвигаются в потоке, они не передвигаются в специально отведенное время или в специально отведенных местах», — отметила она.
Кроме того, сомнительным эксперт считает положения о помощи при высадке или посадке в необорудованный для этого транспорт: «Для этого понадобится как минимум три человека, возлагать это на водителя нельзя хотя бы по требованиям Трудового кодекса, потому что коляска будет весить 10–12 кг и еще сам человек, скорее всего, около 60 кг».

Ситуационная помощь возможна, указывает она, но только в случае, когда для этого уже есть какие-то дополнительные средства — например, пандус, который при этом слишком широкий или узкий для того, чтобы колясочник мог использовать его самостоятельно.

"Доступная среда"

При этом общие показатели повышения доступности общественного транспорта установлены федеральной целевой программой «Доступная среда», поэтому новые правила на них не повлияют. «Так, к 2025 году долю автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения, планируется довести до 23,8% от общего количества такой техники, трамваев — до 18,1 %, троллейбусов — до 40,4 %», — сообщили в ведомстве.

Резюме

Видимо стоит напомнить, что Генеральная ассамблея Организации объединенных наций 13 декабря 2006 года приняла Конвенцию о правах инвалидов, содержащую детальную регламентацию обязательств государств в области прав инвалидов. Этот международный договор вступил в силу в рекордные сроки и нашел поддержку многих государств. Российская Федерация подписала Конвенцию ООН о правах инвалидов в сентябре 2008 года, тем самым выразив намерение стать государством участником. Одним из нововведений Конвенции, отражающих признание особых потребностей лиц с инвалидностью на международном уровне, является обеспечение их доступности к общественному транспорту в том числе.

Конвенция о правах инвалидов
Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года
Статья 9
Доступность
1. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
a) на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Так как же тогда понимать намерения Минтранса усложнять ситуацию для людей с инвалидностью тем, что противопоставлять их обществу, создавая условия разделения людей вместо заявленной инклюзивной его открытости «обществом равных возможностей»?


Проголосовали:116

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

20 комментариев
Понравилась публикация?
66 / -2
нет
Подписаться
Донаты ₽

Если у вас возникли вопросы по теме данной публикации, вы всегда можете написать мне в мессенджеры или позвонить:

C Уважением, юрист Тарабукина Ирина Ивановна
Комментарии: 20
Отписаться от обсужденияПодписаться на обсуждения
ПопулярныеНовыеСтарые
Валентина Антонюк.
Подписчиков 4360
18.04.2024, 14:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.3М
Я вполне понимаю тех, кто в комментариях пишет, может сама не желаю выздоравливать? А совсем ...
Подробнее
Неинтересно
0
24
Шведов Сергей Алексеевич
Подписчиков 34983
20.02.2024, 13:01
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг10.9М
Российские пенсионеры имеют право на целый ряд разнообразных льгот, освобождающих их от некоторых налогов,...
Подробнее
Неинтересно
-27
95
Валентина Антонюк.
Подписчиков 4360
18.04.2024, 14:18
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг1.3М
Я вполне понимаю тех, кто в комментариях пишет, может сама не желаю выздоравливать? А совсем ...
Подробнее
Неинтересно
0
24
Серж
Подписчиков 571
15.04.2024, 14:43
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг984.1к
Норвегия - одно из самых богатых государств в мире, благодаря своему обширному нефтяному и газовому запасам,...
Подробнее
Неинтересно
0
3
Никифорова Евгения Олеговна
Подписчиков 208
25.03.2024, 15:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг906.7к
Можно ли зарабатывать на опросах, сидя дома? Можно! Расскажу про один из вариантов, который опробовала лично.
Подробнее
Неинтересно
-6
45
Нила
Подписчиков 214
25.03.2024, 14:23
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг616.4к
Всем привет!Не для кого уже не секрет, что даже в регионах проезд можно оплатить не только наличными,...
Подробнее
Неинтересно
0
43
Эсман Павел Борисович (Беркович)
Подписчиков 88
20.03.2024, 16:12
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг19.6к
Павел Эсман, EsmanNEVS22 С.Петербург, «Эстафета власти между двумя партиями – клонами США»:...
Подробнее
Неинтересно
0
0
Калитина Мария Сергеевна
Подписчиков 144
13.03.2024, 23:42
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг33.9к
Итак, я долго думала, как же назвать эту статью.. Тем более, что написание ...
Подробнее
Неинтересно
0
1
Максим
Подписчиков 745
12.03.2024, 16:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг2.9М
Ох и повесилили Вы меня право, аж до слез. Честно, такого ограниченного контингента ...
Подробнее
Неинтересно
-58
236
Семенова Елизавета Васильевна
Подписчиков 4674
04.02.2024, 15:20
РейтингРейтингРейтингРейтингРейтинг698.1к
Все СМИ облетела новость, что многодетная семья из Москвы сдала свою квартиру ...
Подробнее
Неинтересно
-1
7