Сталинская экономика: третья пятилетка
3-я ПЯТИЛЕТКА (1938-1942)
Глава государства - И.В.Сталин.
Главное внимание уделялось теперь не количественным показателям, а качеству. Упор делался на увеличение выпуска легированных и высококачественных сталей, лёгких и цветных металлов, точного оборудования. В годы пятилетки принимались серьёзные меры по развитию химической промышленности и химизации народного хозяйства, внедрению комплексной механизации, и даже осуществлялись первые попытки автоматизации производства.

Введено в действие 3000 новых крупных промышленных предприятий (до июня 1941 г.)
Валовая продукция всей промышленности увеличилась на 45%, а машиностроения - более чем на 70%.
Вступили в строй гидроэлектростанции - Угличская и Комсомольская.
Построены металлургические заводы - Новотагильский и Петровск-Забайкальский.
Построены медеплавильные заводы - Среднеуральский и Балхашский.
Построен Уфимский нефтеперерабатывающий завод.
В 1940 году численность рабочих и служащих выросла до 31,2 млн. человек по сравнению с 11,4 млн. в 1928 году.
Пятилетка проходила в годы ожидания войны, поэтому расходы на армию приходилось постоянно увеличивать (в % ВВП) - 25% (1939), 34% (1940), 43,4% (1941).

Осваивалось производство новых видов военной техники - средние танки Т-34 и тяжёлые танки КВ, реактивные миномёты БМ-13 ("Катюша"), штурмовики Ил-2 ("Летающий танк"), бомбардировщики Пе-2, истребители ЛаГГ-3 и Як-1.
Пятилетку закончить не удалось, началась война.
В 1940 году по сравнению с 1913-м валовая продукция промышленности была увеличена в 12 раз, производство электроэнергии – в 24 раза, добыча нефти – в 3, добыча чугуна – в 3,5, стали – в 4,3 раза, выпуск станков всех видов – в 35 раз, в том числе металлорежущих.
Наше некоторое отставание от Германии по ряду видов оружия и техники было преодолено к 1942 году, а в 1943 году мы имели превосходство по всем основным видам оружия. В военной промышленности СССР наблюдалось беспрецедентное явление: снижение издержек производства в годы войны и вытекавшее из этого снижение цен на военную продукцию. И это на фоне того, что соответствующие издержки и цены в странах-союзницах СССР (США и Великобритания) росли. Все уже привыкли к этому, так как капиталистические монополии привыкли наживаться на военных заказах, особенно во время войн.
После начала войны на восток страны, где уже работали примерно 20% военных заводов, были эвакуированы около 2000 предприятий и 11 млн. человек, и там, на заранее подготовленных площадках, была быстро организована работа этих предприятий. Советская промышленность с июля 1941 года по сентябрь 1945 года выпустила 137 тыс. самолетов, 104 тыс. танков и САУ и 489 тыс. артиллерийских орудий. Это стало возможным благодаря успешному выполнению трёх первых сталинских пятилеток.
«Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей» - Иосиф Сталин - на заседании Главного военного совета, 13 января 1941 г.
Тяжёлый танк КВ-1: поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47,5 тонн, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 миллиметров.
Средний танк Т-34: в мае 1938-го Автобронетанковое управление Красной армии предложило заводу №183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В. А. Малышева) создать новый гусеничный танк. Под руководством Михаила Кошкина была создана модель А-32. Работы шли параллельно с созданием БТ-20 - улучшенной модификации уже выпускавшегося серийно танка БТ-7. Опытные образцы А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по итогам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя - Т-34.
Ил-2 (по кодификации НАТО: Bark) — советский штурмовик времён Второй мировой войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Самый массовый боевой самолёт в истории авиации, было выпущено более 36 тысяч штук. Первые серийные Ил-2 изготовлены в феврале 1941 года в Воронеже на заводе № 18.
Ночной истребитель МиГ-3: конструкторская группа, возглавляемая А. И. Микояном и М. И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года был построен опытный экземпляр, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый). Впоследствии его модернизированный вариант получил наименование МиГ-3.
Крейсера типа "Киров": лёгкие крейсера типа "Киров" стали первыми советскими надводными кораблями такого класса. Проект 26, по которому строился "Киров", был окончательно утверждён осенью 1934 года и развивал идеи итальянских лёгких крейсеров семейства "Кондотьери".
«Катюша» или БМ-13 — советская боевая машина реактивной артиллерии, периода Великой Отечественной войны, наиболее массовая советская боевая машина (БМ) этого класса. Наиболее широко известна под народным прозвищем «Катюша», солдаты Третьего рейха называли её «орган Сталина» из-за звука, издаваемого оперением ракет. Первые экспериментальные пусковые установки БМ-13 на шасси машин ЗИС-6 были изготовлены в июне 1941 года в количестве восьми штук — две в Воронеже, на заводе имени Коминтерна и шесть в Москве в НИИ-3 НКБ СССР, причём одна установка была отправлена в Севастополь на испытания.
45-миллиметровая противотанковая пушка образца 1937 года: это орудие стало одним из самых знаменитых представителей советской артиллерии Великой Отечественной войны. Оно было разработано под руководством Михаила Логинова на базе 45-миллиметровой пушки 1932 года.
ППШ: пистолет-пулемёт Шпагина калибра 7,62 миллиметра был принят на вооружение в 1941 году. Это легендарное оружие стало частью образа солдата-победителя - его можно увидеть в самых известных монументах. ППШ-41 полюбился бойцам, получив у них ласковое и уважительное прозвище "папаша". Он стрелял практически в любых погодных условиях и при этом обходился сравнительно дёшево. К концу войны ППШ были вооружены порядка 55% бойцов. Всего было выпущено около 6 миллионов штук.


Первоисточник: из открытых источников «Интернет».
Вам нравится такая информация?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
История. Это наша история. Причем, победная.
Благодарю за статью!
Спасибо.