Как защитить авторские права министра юстиции и учителя Пушкина на слова песни «Пчёлочка златая»?

Случайно наткнулся на сборник песен, и что-то резануло взгляд на песне «Пчёлочка златая». Я даже не сразу сообразил, что же именно было не так. А не так было с авторами песни: вместо имени и фамилии композитора и автора слов значилось «музыка и слова народные».
Не знаю, как насчёт автора музыки, но автор слов известен уже более двухсот лет, и это
Гавриил Державин - министр юстиции, сенатор, губернатор, учитель Пушкина, автор гимна России и песни «Пчёлочка златая».
Помните?
Старик Державин нас заметил,
И в гроб сходя, благословил.
Это Александр Сергеевич о единственной встрече с Гавриилом Романовичем Державиным, факт которой зафиксировала картина Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года». Так что Царское село (как известно, ныне – город Пушкин) может по праву считать Державина своим.
Своим может считать его и Татарстан по праву рождения: Гавриил Державин родился в 1743 году в селе Сокуры (ныне – Державино) под Казанью.
Не меньше прав на Державина и у Питера, где с девятнадцати лет он служил рядовым гвардейцем Преображенского полка, где успел поучаствовать в Екатерининском государственном перевороте 1762 года, и где пристрастился к карточным играм, став искусным шулером, что чуть было не сгубило его. И где после отставки с военной службы он служил аж при трёх императорских особах.
При Екатерине Великой был кабинет-секретарём и советником в Правительствующем Сенате. А параллельно с этим с момента основания Императорской Российской академии в 1783 был её членом.
При Павле служил в Верховном совете, был президентом Коммерц-коллегии и государственным казначеем.
При Александре I занимал в 1802-1803 пост министра юстиции Российской империи.
Державин безусловно свой для Карелии и Тамбова, где он был губернатором. В Петрозаводске в 1784-1786 Державин был правителем Олонецкого наместничества, в Тамбове – в 1786-1788 правителем Тамбовского наместничества. И там, и там он оставил яркий след в местной истории, а они – в его творчестве.
И конечно своим земляком Державина считает Новгород Великий, где в 1816 году поэт скончался в своем новгородском имении Званка и похоронен в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского монастыря.
Юрист Гавриил Державин
Ещё задолго до того, как стать министром юстиции, Гавриил Державин послужил военным юристом.
В годы Крестьянской войны в 1773–1775 в Поволжье он работал в комиссии по расследованию дел сообщников Емельяна Пугачева, и оставил потомкам несколько тетрадей записей, являющихся ценнейшим источником информации о событиях тех лет. Не зря Пушкин, работая над «Историей Пугачёвского бунта» и «Капитанской дочкой», для соответствия истинной картине событий опирался в значительной степени на материалы Державина.
Прежде всего – поэт, автор од, стихов, поэм и гимна России
Первые стихи Державина появились в 1773 году. Но широкая литературная известность пришла к нему в 1782 году после опубликования оды «Фелица», которая в восторженных тонах была посвящена автором Императрице Екатерине II.
Более подробно о творчестве Державина можно прочитать в огромном количестве публикаций, например здесь. Поэтому не буду задерживать Ваше внимание на этом. Остановлюсь только на одном факте.
Вдохновлённый взятием Суворовым крепости Измаил Державин написал стихотворение «Гром победы, раздавайся!». Положенный на музыку композитором Осипом Козловским «Гром победы» в течение 15 лет был гимном России, вплоть до официального утверждения официальным гимном «Боже, царя храни!».
Об авторских правах
«Пчёлка», конечно, не гимн России, но тем не менее автор у стихотворения есть, а значит есть и авторские права. Так же, как и других «народных» произведений на стихи Некрасова, Есенина, и даже на музыку Дунаевского.
Когда речь заходит об авторских правах, юристы говорят только про исключительное право на произведение или право на использование, то есть про деньги. И почти ничего не знают про такое право, как право автора на имя, про которое говорится в ст.1265 Гражданского кодекса.
Напомню часть первую данной статьи: «Право авторства - право признаваться автором произведения и право автора на имя неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен».
Как вы считаете, существует ли действенный механизм по защите прав автора на имя? Или такое возможно только в тех случаях, когда речь идёт о возможности что-нибудь с нарушителя взыскать?
Если Вам интересны мои публикации, переходите на страницу со списком всех моих публикаций.
Как Вы думаете, нуждается ли право на имя в дополнительной защите?
Проголосуйте, чтобы увидеть результаты
Там слова смешные)) Екатерина, нежная к нам мать)
Но
Признание
Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я - богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям,-Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям,-Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух,-Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен,-Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! На гроб мой камень,
Если ты не человек.
Спасибо за текст державинского гимна.
Это не текст гимна). Это стихотворение Державина)» Признание». Он часто славил Екатерину. Но искренне, не за деньги)). Текст гимна.
Гром победы, раздавайся!
Веселися, храбрый Росс!
Звучной славой украшайся.
Магомета ты потрёс!
Припев:
Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!
Воды быстрые Дуная.
Уж в руках теперь у нас;
Храбрость Россов почитая,
Тавр под нами и Кавказ.
Уж не могут орды Крыма.
Ныне рушить наш покой;
Гордость низится Селима,
И бледнеет он с луной.
Стон Синая раздаётся,
Днесь в подсолнечной везде,
Зависть и вражда мятется.
И терзается в себе.
Мы ликуем славы звуки,
Чтоб враги могли узреть,
Что свои готовы руки.
В край вселенной мы простреть.
Зри, премудрая царица!
Зри, великая жена!
Что Твой взгляд, Твоя десница.
Наш закон, душа одна.
Зри на блещущи соборы,
Зри на сей прекрасный строй;
Всех сердца Тобой и взоры.
Оживляются одной.
Извините, неудачно пошутил.
А теперь спасибо!
На самом деле до Пушкина писали стихи сложнонавороченно и пафосно)).
Пушкин сделал русский стих легким.
Как защитить авторские права Державина?! Только в судебном порядке. Авторское право вообще весьма непросто. Только автор умер, а вот наследникам, если таковые остались, прийдется непросто: авторские права - часть наследства, только сам автор этими правами юридически не обладал. Поскольку права не были зарегистрированы - Д не являлся правообладателем и есть спор о праве - в суд! Опять же вечный СИД - в данном случае по наследственным делам.. теоретически возможно, но явно долго, хлопотно, требует профи по авторскому праву с отличным знанием смежных областей, выстраивания чёткой линии доказывания с учётом «всех сюрпризов».. Готовы ли наследники к «марафону»?!

Вы не правы. Речь идёт о "праве на имя". Если была публикация произведения - регистрировать право на авторство текста не требуется, поскольку публикация и есть подтверждение авторства.
Интересную и непростую тему подняли, уважаемый автор! Право на имя - право использовать или разрешать использовать произведение (в данном случае) под именем только конкретного человека / без имени / под псевдонимом. Право авторства - право признаваться автором произведения. Классический пример - история с конфетами «Чебурашка», когда Э.Успенский, использовав право на имя, лишил известную кондитерскую фабрику возможности называть продукт именем ушастого симпатяги. Права разные и правовые последствия/ возможности разные: право на имя абсолютно не означает право признаваться автором произведения. Какова конечная цель «наследников» - только «вернуть имя» или получать авторские отчисления?! Очень непростая ситуация, как и перспективы ее разрешения.
Р.S. История с «Чебурашкой» разрешилась в несколько этапов: я привела только конечный результат.
Вы правильно описываете ситуацию с конфетами "Чебурашка". Но в публикации - о том, что ст. 1265 Гражданского кодекса защищает авторство - то есть, если печатается книга про Чебурашку и крокодила Гену, автор может быть только Успенский, вне зависимости от того, кому принадлежит право использования. Речь не про название, и не про его использование в названии каких-либо изделий.
Спасибо, я в курсе. Только сама статья никого и ничто «не защищает» : в любом случае - в суд, если, конечно, не получится досудебного урегулирования. А вот «название» и его «использование» , к сожалению, не одно и тоже: название - право на имя, использование - право автора, и очень часто этими правами обладают разные лица: вариант «от перемены мест слагаемых сумма не меняется» в данном виде права не работает от слова совсем.
Авторские права здесь вообще ни при чём, тем более, что в данном контексте авторские права Державина, Пушкина, Есенина и т.д. [вышли в тираж] перешли в общественное достояние. С иском о защите права на имя могут обратиться только наследники классиков, при условии доказанности наличия нарушенного права, включая родственную связь. Да и то, я бы не назвал их шансы гарантированными. Поскольку право на имя действительно является неотчуждаемым, тут нужно придумывать иную конструкцию правовой позиции по делу.
UPD: из Державина всё, что нравится - это стих "Аспазии".
Но там действительно - очень просто и очень красиво, без лишнего пафоса.
Подлинному адресату (М.А. Нарышкиной) очень нравилось.
В отличие от "Фелицы" и т.п. напыщенности.