Три важных права покупателя – когда не нужно платить и что можно требовать

Современный человек посещает магазины очень часто. Порой, не реже, чем работу, на которой он добывает средства, необходимые для покупок. Однако далеко не все задумываются над своими правами в той или иной ситуации. А ведь, казалось бы, эти права известны уже всем, и проконтролировать их соблюдение может каждый, сохранив тем самым определенную сумму, а может быть, и нервов.
Сегодня я представляю вашему вниманию памятку, с которой должен быть знаком каждый покупатель.
Покупка целой упаковки, если нужна одна единица
Спор между покупателем и продавцом по этому поводу возникает не так уж и редко.
Представим ситуацию: нам необходимо приобрести одну батарейку. Мы видим нужный товар, ценник за одну единицу товара и просим ее нам продать. Продавец заявляет, что товар упакован в пачку по четыре единицы, поэтому может быть продан только таким комплектом – упаковку открывать нельзя.
В данной ситуации закон полностью на стороне покупателя: если присутствует ценник, на котором указана стоимость одной единицы, одного метра, килограмма и т.д., то продавец не может отказаться продать требуемые количество или объем, и требование приобрести всю упаковку/тару незаконно.
Допустим, те же батарейки в итоге пригодятся и стоят недорого. Но, представьте себе, что речь идет о стройматериалах – для окончания работ покупателю необходимо докупить три плитки, а ему согласны продать только целую пачку, которая ему не нужна. Так что знание этого правила может быть очень полезным.
Платить за полную упаковку придется только в случае, если товар продается комплектом, стоимость которого и указана в ценнике.
Оплата поврежденного товара
В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, лицо, причинившее вред имуществу гражданина или юрлица, должно возместить его в полном объеме. Однако лишь в том случае, если вред произошел по его вине. Так что, не стоит спешить выполнять требования сотрудников магазина и сразу выкладывать деньги за разбитую банку огурцов: для начала стоит разобраться, а была ли тут вина покупателя.
Если повреждение товара произошло из-за того, что он неустойчиво стоял на полке, и гражданин нечаянно задел его в слишком узком проходе, то его вины в этом не будет. То же самое касается и других подобных случаев. Ответственность покупателя может быть только в случае, если он что-то разбил или разлил намеренно либо из-за грубой неосторожности.
«Руками товар не трогать! Потрогал – купил!»
Такие уведомления можно найти в магазинах китайской одежды, хозтоваров, на уличных лотках по продаже овощей и фруктов, сувениров и т.д. Тем не менее, эти «внутренние правила» являются обыкновенной отсебятиной, которая еще и противоречит закону. Покупатель имеет полное право изучить товар перед покупкой, проверить его на работоспособность и отсутствие брака.
Требование приобрести товар, который покупатель для изучения взял в руки, также незаконно, поскольку статья 493 ГК РФ указывает на то, что договор купли-продажи в розничной торговле считается заключенным с момента выдачи товарного или кассового чека. То, что покупатель взял в руки товар и аккуратно его осмотрел, не нанеся повреждений, ни к чему его не обязывает.
Естественно, у покупателей есть и другие права, на которые не все обращают внимание, и которые нередко нарушаются продавцами. Если читателям будет интересна данная тема – я обязательно напишу и о них.
Расскажите, как часто именно вы сталкиваетесь с нарушением ваших прав при покупке товаров? Происходило ли это в крупных сетевых магазинах, или в маленьких ларьках?
Приглашаю принять участие в обсуждении темы в комментариях.
Будьте здоровы и берегите себя. Спасибо за внимание
Также, мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав "ДА

Публикация очень "сырая".
1. Например, автор не указал, что магазин обязан продать товар по цене указанной в ценнике. Т. е. если на ценнике указана одна цена, а на кассе вам пробивают другую, то это незаконно. Если конфликт не разрешается науровне продавца, требуйте вызвать администратора. Как показывает мой опыт, на этом уровне конфликт разрешится в вашу пользу.
2. Говоря о неумышленной порчи товара автор вообще ограничился общими словами. А здесь регламентированы и ширина проходов между полками, и доказательство умысла, и действия охраны. Наконец, магазин вообще не вправе требовать от вас немедленной оплаты, это решает только суд.
Такое бывает во время акций. Цена по акции одна, а на кассе пробивают реальную цену. Когда с ними выясняешь отношения, продавцы говорят: акция закончилась, а кассу настроили на старые цены. А что на витринах не навели порядок, не очень красиво со стороны магазина...
Но я понимаю их.И всё время вхожу в их положение. Один раз - отказалась от товара.
Спасибо Вам за понимание. Работаю в сетевом магазине, у нас раз в неделю смена недельного каталога, т.е. смена цен (от 1500 до 4000 ценников). В моём магазине в смену два продавца, один стоит за кассой, другой расставляет это огромное количество ценников по всему магазину и приходящий горячий хлеб. Соответственно цены не сходятся. Лично я всегда предлагаю покупателям делать покупки по акционому журналу или помогаю... но скандалы постоянные. Многие знают об этой смене цен и идут поскандалить. Спасибо покупателям, которые понимают как тяжело продавцам сейчас работать.
О! Ребята! Покупатели приходят поскандалить? А не кажется Вам, что если бы законное требование покупателя исполнилось сразу, никакого скандала и не произошло бы никогда? Или, если бы при замечании сделанном покупателем, продавец не грубил, не утверждал свою не правильную правоту, тоже конфликтов не происходило бы! А Вы тут пишите как много работы Вам приходится выполнять и как Вы её выполнять не можете! А при чём здесь покупатель? Решать это должны с работодателем, но не как не с покупателем. Поэтому, здесь или работаем как положено, либо не работаем. Третьего не дано! Так как продавец принят на работу для обслуживания покупателя, а не покупатель приходит в магазин понимать и обслуживать продавца! Правда жизни!
Касательно "приходят поскандалить"-буквально вчерашний случай - приходит барбос, который купил аккумулятор год назад, говорит-вы дали мне гарантийный талон на 1 год, а на этикетке указана гарантия 36 мес, дайте мне фирменный гарантийный талон с гарантией 3 года!"
Я отвечаю-я могу это сделать, но в фирменном написано в самом конце мелким шрифтом, что эти 36 мес предоставляются в случае прохождения каждые 6 мес ТО в фирменном сервисцентре, который расположен в Москве, при неявке в срок гарантия аннулируется.
Упёрся как баран-"дайте, и всё тут!"
Делать нечего, выписываю фирменный датой продажи, наш рву, человек выходит счастливый, но уже без гарантии вообще (она, получается, аннулирована 5 мес назад!
Вот зачем он приходил, как не поскандалить?
А Вы спорить с работодателем? Им всё равно. Я говорю про свой магазин. В моём магазине, к счастью, нет грубости со стороны продавцов, а вот от покупателей столько оскорблений приходится выслушивать... ко всему прибавилось оскорбления из-за масок, как будто мы это придумали. А придти в магазин и оторваться на продавце, как многие наши покупатели это делают, легко.
Магазин согласно ПП 417 обязан предоставлять СИЗы, которые соответствуют определенным категориям защиты. Вот когда вы начнете соблюдать закон и выдавать людям респираторы, тогда к вам вопросов не будет, а так правильно, что вас хаят, из-за не законных требований одеть, то, что вы не удосужились предоставить.
Не придти, а прийти. А насчёт масок, то ваш работодатель сам нарушает закон и вас заставляет нарушать и вы не имеете права не обслуживать покупателей без маски. В крайнем случае вы магазин должны иметь одноразовые маски. А с ценника и у вас постоянный бардак и не раз в неделю, а кругло годично.
Татьяна, маски "вы придумали". Подблагодарите людей, которые вам оказывают консультацию бесплатно, так как в стране, как США или Канада, уже была бы очередь из юристов постричь вас.
Это проблемы хозяина магазина. Закон о защите прав потребителя четко гласит о том, то товар должен быть продан по цене, указанной на ценнике, а все эти отговорки типа перегружены, не успели не дает права нарушать закон, а если не нравится, то закрывайте магазин, меняйте ценники и потом начинайте торговать.
Если не хватает продавцов, то необходимо увеличивать штат магазина. И, соответственно, уменьшать зарплаты руководителей.
Вот руководителям это и скажите, продавец выполняет несколько функций, и кассира, и грузчика. И охранника, а воруют не только наркоманы, беременные. Пенсионеры. И не совсем бедные граждане.
Ну если вы согласились выполнять эти функции, так в чем вопрос? А завтра ему взбредет в голову, заставит вас выполнять ещё какие либо функции, ну что покупателям до этого выполняйте на здоровье.
Я тоже работала в магазине 2 года. У нас директор была наистрожайшей. Она всегда учила нас, выкладываешь нов товар тут же ставишь на него ценник и никаких через пол часа. Если товар привезли и нач выкладывать а ценников нет, то значит бухгалтер магазина (кот печатает эти ценики) медленно работает. И почему в этом случае покупатель должен входить в положение, он должен быть уверен в ценах этого товара, а не разбираться потом с кассиром или администратором.
"Такое бывает во время акций. Цена по акции одна, а на кассе пробивают реальную цену. Когда с ними выясняешь отношения, продавцы говорят: акция закончилась, а кассу настроили на старые цены." - Вас как покупателя, это вообще не должно волновать никак! Пусть разбираются с работодателем. Это их работа! Не надо трогать покупателя только потому, что продавцы с работой не справляются...
Вы все такие умные. Поработайте один день в качестве продавца в России и почитаем какие проблемы и какие покупатели.
Татьяна, кто на кого учился там и работает. Надо было в школе учится на пятёрки, и заканчивать Вузы, а не курсы 3 х месячные.
У меня не законченное второе высшее, так что не нужно писать об образовании, так сложилось, что обеспечивать себя и семью нужно, так что вы не правы жизненные ситуации разные бывают. Это покупателям терпения и образования не достаточно. Прочитать что написано на ценнике не вдомек.
Я работала кассиром в магазине 2 года. Есть грубости как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. Здесь уже зависит от самих людей, от их воспитания и нервной системы...
В стране безработица, при чём тут образования у нас в городе 2/3 продавцов с высшим образованием, выбора нет, люди работают где могут. Да и вы не зарекайтесь, незаменимых нет.
1. Я не указал то, про что уже сотни раз написано и прочитано, потому что не увидел в этом смысла. В моей публикации будет то, что я хочу, а не все что только можно запихнуть. Вы же можете сделать свою публикацию и указать в ней все, что захотите. Играть в "студента" и "профессора" я не собираюсь.
2. И опять таки, автор будет писать именно так, как хочет он, а не как хочет Евгений Михайлович. Конечно есть ГОСТ 51773-2001 и СНиПу 2.08.02–89, где приведено множество требований, касающихся в т.ч. и расстояний между полок. Но они здесь не нужны, поскольку перегрузят текст и сделают его для многих непонятным. Те, кому надо - могут сами найти и запомнить/записать все требования, а потом ходить по магазинам с рулеткой и нивелиром. Как-то так.
Правильно, Серей. Пишите так, как считаете нужным. Пусть в своих статьях упражняется.
Не смешите меня. Вы пишите, что сделали публикацию так как считаете нужным. А я пишу комментарий так, как я считаю нужным. Постарайтесь это понять, если, конечно, сможете.
Либо просто отключите возможность комментировать и пишите для самого себя!
Да причём здесь рулетка, сейчас везде напихано столько всего, что два человека не разминутся и товар одной рукой не взять, падает рядом лежащий.
Я не соглашусь, статья полезная и понятная! Все написано доходчиво и вразумительно!
В Ленте на этом попал как то. Когда брал товар с полки, цена была одна, а на кассе другая цена, пошел разбираться, а на полке уже новая цена стоит.
Знаком с такими правилами продавцов. Конечно свои права покупателя надо знать. Помню в 90-х за любые слова приходилось отвечать.
Вот это можно назвать порчей товара из-за грубой неосторожности...
Разве этот случай произошёл не по неосторожности? Человек не хватал бутылки, не кидал их... он просто упал! Упал на палеты, установленные посредине зала, заполненные бутылками с алкоголем, без установки каких либо ограничителей, чтобы бутылки не падали... Так разве же он в этом виноват? А если ему просто стало плохо? Нет! В этом видео вины покупателя нет! И грубой неосторожности тоже нет! Здесь только одно-не правильная вкладка товара! А то что он был в нетрезвом состоянии, так это другая статья!
Благодарю. Очень интересно.